Подробное, неожиданное и страшноватое исследование национального посттравматического синдрома. Йенер, журналист и профессор, вглядывается в то, как протекала жизнь в Германии сразу же после поражения во Второй мировой войне, и пытается понять, как немцы вышли к новой жизни из этого безвременья, беззакония, безразличия ко всему на свете, кроме собственного выживания. Он опирается на дневники, исследования, документы, фильмы, и часть его рассказов — чистый сюрреализм: вот берлинский дирижер, журналистка, врач и актер посреди руин разделывают вола, и их обступает толпа, привлеченная, похоже, запахом крови. А вот американские солдаты отпиливают ножки у столов в реквизированных квартирах, чтобы удобнее было класть ноги на стол, — так в Германии появились низкие прикроватные столики.
Йенер исследует берлинские злачные места лета 1945 года и повальную моду на карнавалы в конце 1940-х, он рассказывает о черных рынках, на которых рождалось будущее, о послевоенных лагерях для перемещенных лиц, о фильмах «руинного кинематографа» и чувстве, что руины «показывают подлинное лицо мира». Это спокойное исследование (возможно, не всегда исторически точное) показывает роль женщины в послевоенной Германии и роль веселого отчаяния в ситуации, когда нет сил думать о прошлом. И сквозь все это — хаос, руины, ненависть, мошенничество, надежду — прорастает новая жизнь и новая политика.
КНИГОКИНО 🌹