Найти в Дзене
Жанна Швыдкая

Почему сегодня нет госзаказа в культуре? Политфарфор СССР: революционный по содержанию, совершенный по форме

Политический фарфор, рожденный революционными событиями 1917 года, стал мощным инструментом массового агитационного искусства молодого советского государства. В непростой обстановке, в измученной гражданской войной и расползающейся на куски стране, где большая часть населения не умела ни читать, ни писать, нужны были эффективные способы донесения до широких масс советской идеологии и объединения народов, живущих в РСФСР (СССР). Культура и искусство, которые до революции были прерогативой исключительно представителей богатого сословия, стали одним из важных инструментов советской власти по работе с широкими массами рабочих и крестьян. Фарфор и керамика наряду с политическими плакатами, театральными постановками и кинематографом, живописью, графикой и архитектурой доносили лозунги, эмблемы, показывали сцены из жизни народа. Советская власть, сделав культуру своим союзником в 1917 году, придерживалась этой линии вплоть до 1991 года. В СССР культура всегда имела государственный заказ, который хорошо оплачивался и помогал власти формировать советского человека.

Франция 1789

Агитационный фарфор был придуман не в России, а во Франции еще в 1789 году во времена Великой французской революции. Именно тогда мануфактура в Невере начала выпускать дешевую, доступную для простых людей, посуду с нанесенными лозунгами и эмблемами.

1918

Первые произведения советского агитационного фарфора появились уже осенью 1918 года. Это были изделия Государственного фарфорового завода (ГФЗ) в Петрограде – национализированного Императорского фарфорового завода. Завод получил задание от Народного комиссариата просвещения РСФСР, возглавляемого А.В. Луначарским: «Создать агитационный фарфор в высоком смысле этого слова – революционный по содержанию, совершенный по форме, безупречный по техническому исполнению». Лучшие его образцы должны были пропагандировать лозунги и доносить идеи Советской России. Благодаря А. Луначарскому осуществлялась в стране культурно-просветительская революция.

Во главе Государственного фарфорового завода тогда стоял ученик И. Репина, выдающийся график С. Чехонин. Это уже был сложившийся художник со своей стилистикой – «мастер советского ампира», как называл его искусствовед А. Эфрос. Чехонин, его каллиграфическое написание лозунгов и построение сюжетов, оказали большое влияние на других художников, задав новый стиль росписи фарфора. Творческий талант Чехонина и его организаторские способности позволили привлечь на завод лучших художников того времени: А. Голенкина, А. Щекотихину-Потоцкую, М. Лебедева, В. Кузнецова, Н. Данько, М. Адамовича и многих других, которые превратили фарфор из стандартного товара в уникальное явление в искусстве. Этому способствовало и привлечение авангардных художников новой волны: К. Малевича, К. Петрова-Водкина, В. Кандинского, Н. Альтмана, И. Татлина и других.

Поначалу для создания агитационного фарфора использовали сохранившиеся запасы готовых не расписанных изделий («белья»), а рядом с клеймом Императорского завода сталось новое, советское – комбинация серпа, молота и фрагмент шестерни.

1920-е

Фарфор 20-х годов XX века – интереснейшая страница в истории советского искусства. В нем с исторической правдивостью отражены настроения и задачи первых лет пролетарской революции. С новыми задачами изменилось и художественное исполнение. Серо-голубые, блеклые спокойные тона, присущие царскому фарфору, уступили место ярким, звонким, энергичным краскам. Была даже разработана специальная краска – красный коралл. Самым распространённым видом агитационного фарфора стала тарелка, потому ее плоскость больше всего подходит для росписи лозунгами. Смелость, яркость, эмоциональность, плакатная выразительность – узнаваемые черты фарфора того времени. Позже к росписи тарелок добавилась агитационная скульптура мастерской завода художницы Н. Данько. Это были образы милиционера, партизана, матроса, работниц и рабочих – типажи обычных людей, которые в старое царское время никогда не становились центральными фигурами в искусстве.

В 1925 году агитфарфор СССР был представлен на Всемирной выставке фарфора в Париже. Художественные предметы завоевали золотую медаль выставки, а их авторы получили высшие награды и восторженные отзывы буржуазной прессы.

1930-е

По мерее укрепления советского государства прямая агитационная направленность сменялась изображениями сюжетов из жизни советского общества и достижений страны. Заводы с дымящими трубами периода индустриализации 1930-х, дамбы ГЭС, культ здорового образа жизни и спорта, красивого крепкого тела, продвижение идей просвещения, образования, науки, и конечно, самое главное – образы рабочих и колхозников, трудовые подвиги – стахановское движение, продвижение идей труда на благо советского государства. После выхода в 1932 году Постановления ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» произошли перемены в официальной стилистике советского искусства: доминирующими стилями стали классицизм и ампир с их античными формами, строгой росписью и тяготением к монументальности.

К середине 1930-х возникла необходимость значительного увеличения производства фарфоровых изделий, что было связано с изменением функции фарфора. Из агитационного он становится предметом декоративно-прикладного искусства для бытового использования. При этом политическая составляющая сохранилась как государственный заказ и продержалась до конца существования СССР.

В 1936 году возобновился выпуск крупных ваз, а также скульптур, причем не только мелких, но и больших форм для украшения метро.

Период 1930-1960 – эпоха расцвета советского фарфора.

1941- 1945

В годы Великой Отечественной войны завод переориентировался на изготовление продукции для нужд фронта и художественный фарфор почти не выпускался. После победы в фарфор вошла военная тематика, особенно праздничная и юбилейная и присутствовала вплоть до 1991 года. На каждый юбилей выпускались памятные сервизы, блюда, вазы.

1950-1970

В хрущевское время искусство фарфора и сюжетные линии сместились в сторону массовости и утилитарности. При этом, сохраняется задача эстетического воспитания и развития вкуса советского человека. Эстетика тяготеет к модернизму, минимализму и динамике.

1970-1990

Постепенно политическая тема в фарфоре изживала себя. Это отражало процессы, происходившие в обществе и в партийном руководстве. Лозунги и громкие слова продолжали звучать с высоких трибун, но они уже не находили отклик в сердцах людей. Политическая система во главе с коммунистической партией разлагалась. Тем не менее, тема труда, дружбы народов, спорта, науки и природы продолжала развиваться.

На протяжении всего советского периода яркими страницами в политическом фарфоре оставались важные в жизни страны даты: юбилейные годовщины революции, образования СССР, полета Гагарина в космос, 100-летие со дня рождения Ленина и др.

В конце 1980х политическая тема в фарфоре окончательно исчезла. Авторские изделия с ручной росписью потеснила массовая бытовая продукция.

1991-2021

После разрушения СССР в 1991 году государственный заказ в культуре больше не существовал. А если нет госзаказа на культуру – значит не будет культуры. Кроме того, в стране искоренили государственную идеологию. Идеология попала под запрет (написано в Конституции). Подсевшая на западные гранты культура разложилась и сгнила.

Вакуум государственной идеологии заполнился идеологией либеральной и откровенно антироссийской, которую последние тридцать лет внедряли посредством телевиденья, книг, фильмов, спектаклей, художественных произведений и социальных сетей представители той самой «либеральной элиты». Вместо просвещения, формирования художественного вкуса, эстетического и нравственного воспитания культура превратилась в инструмент отупения людей и очернения Россия. Чем больше негатива о России несет в себе фильм, книга или спектакль, тем выше шанс получить приз на каком-нибудь западном конкурсе.

Под натиском западных либеральных ценностей российская культура перестала возвышать человека, взращивать в нем лучшие качества, превратив в раба страстей и половых инстинктов. Чем менее образован человек, чем ниже у него моральные принципы и чем мене развиты у него чувство прекрасного, тем проще таким человеком управлять, тем легче ему насадить чужую идеологию (либеральную), чужую культуру (западную) и чужие правила (американские).

2022-2024

2022 год многое изменил, но государственной идеологии в России как не было, так пока и нет. Идут разговоры о новой России как о «государстве-цивилизации» (ссылка на мою статью ниже), начались разговоры о новой элите (послание президента Федеральному собранию от 29.02.2024), но без государственной идеологии, доносимой в том числе посредством культуры, никакую новую элиту не создать и никакое государство-цивилизацию не создать. Хочется верить, что наш рулевой это понимает.

«Революционный по содержанию, совершенный по форме…»

Далее хочу познакомить вас с уникальными произведениями советского политического фарфора, представленными на выставке в Государственном музее политической истории в Санкт-Петербурге: «Революционный по содержанию, совершенный по форме…». Сам факт того, что эта выставка состоялась – есть уже победа здоровых сил в России над либеральным ядом. Говорю так не случайно. Бываю в этом музее часто, но только в последнее время, после глубокой чистки на всех уровнях, что-то начинает меняться. Учитывая, что музей государственный, хочется надеяться, что это ростки новой государственной политики в области культуры. Как знать, может и до госзаказа в культуре дело дойдет...

P.S. По секрету мне сообщили, что уже готовится следующая выставка. Тема: индустриализация в СССР. Как только откроется - обещаю с ней познакомить.

А сейчас – уникальные образцы советского агитационного фарфора. Все фотографии ниже сделаны Жанной Швыдкой.

1918 год

Тарелка «Кто не с нами, тот против нас». Худ. С. Чехонин, Петроград, ГФЗ, 1918
Тарелка «Кто не с нами, тот против нас». Худ. С. Чехонин, Петроград, ГФЗ, 1918

1920-е годы

Чайная пара с портретом В.И.Ленина. Роспись С. Чехонин, Петроград, Государственный фарфоровый завод. 1920-е.
Чайная пара с портретом В.И.Ленина. Роспись С. Чехонин, Петроград, Государственный фарфоровый завод. 1920-е.
Тарелка «Кто не работает – тот не ест». Художник Н. Альтман. Петроград, ГФЗ, 1921 г.
Тарелка «Кто не работает – тот не ест». Художник Н. Альтман. Петроград, ГФЗ, 1921 г.
Тарелка «Горела бы душа к работе. И все снова возродится». Художник Р. Вильде, Петроград, ГФЗ, 1921
Тарелка «Горела бы душа к работе. И все снова возродится». Художник Р. Вильде, Петроград, ГФЗ, 1921
Тарелка «Сеятель». Художник В. Белкин. Петроград, ГФЗ, 1920
Тарелка «Сеятель». Художник В. Белкин. Петроград, ГФЗ, 1920
Тарелка «Из искры 1905 года разгорелось пламя Мировой революции». Худ. Г. Вычегжанин. Петроград, ГФЗ, 1920
Тарелка «Из искры 1905 года разгорелось пламя Мировой революции». Худ. Г. Вычегжанин. Петроград, ГФЗ, 1920
Тарелка «Пролетарии всех стран соединяйтесь!». Худ. Р. Вильде, Петроград, ГФЗ, 1921
Тарелка «Пролетарии всех стран соединяйтесь!». Худ. Р. Вильде, Петроград, ГФЗ, 1921
Тарелка «Пролетарии всех стран соединяйтесь! Борьба родит героев РСФСР». Худ. М. Адамович, Петроград, ГФЗ, 1921
Тарелка «Пролетарии всех стран соединяйтесь! Борьба родит героев РСФСР». Худ. М. Адамович, Петроград, ГФЗ, 1921
Блюдо «Пролетарии всех стран соединяйтесь!». Худ. Маркеев, Петроград, ГФЗ, 1920
Блюдо «Пролетарии всех стран соединяйтесь!». Худ. Маркеев, Петроград, ГФЗ, 1920
Тарелка с портретом М. Горького «Все ценное и разумное создано знанием и трудом». Худ. А. Голенкина, Петроград, ГФЗ, 1921
Тарелка с портретом М. Горького «Все ценное и разумное создано знанием и трудом». Худ. А. Голенкина, Петроград, ГФЗ, 1921
Тарелка с портретом Карла Маркса. Худ. С. Чехонин, Петроград, ГФЗ. 1920-е
Тарелка с портретом Карла Маркса. Худ. С. Чехонин, Петроград, ГФЗ. 1920-е
Тарелка «История Октябрьской революции 1917 г.». Зуд. З. Кобылецкая, Петроград, ГФЗ , 1922
Тарелка «История Октябрьской революции 1917 г.». Зуд. З. Кобылецкая, Петроград, ГФЗ , 1922
Тарелка «Земля трудящимся». Худ. Н. Альтман, Петроград, ГФЗ, 1920
Тарелка «Земля трудящимся». Худ. Н. Альтман, Петроград, ГФЗ, 1920
Блюдо с портретом Ленина. Худ. С. Чехонин, Петроград, ГФЗ, 1924
Блюдо с портретом Ленина. Худ. С. Чехонин, Петроград, ГФЗ, 1924

1930-е годы

1950-1970-е годы

Блюдо «50 лет Великому Октябрю». Худ. С. Богданова. Ленинград, ЛФЗ, 1967
Блюдо «50 лет Великому Октябрю». Худ. С. Богданова. Ленинград, ЛФЗ, 1967
Сервиз «Луч Авроры». Худ. Л. Лебединская, Ленинград, ЛФЗ, 1967
Сервиз «Луч Авроры». Худ. Л. Лебединская, Ленинград, ЛФЗ, 1967
Ваза «50 лет Октября». Худ. В. Городецкий, Ленинград, ЛФЗ, 1967
Ваза «50 лет Октября». Худ. В. Городецкий, Ленинград, ЛФЗ, 1967
Ваза «1917-1967». Худ. В. Городецкий, Ленинград, ЛФЗ, 1967
Ваза «1917-1967». Худ. В. Городецкий, Ленинград, ЛФЗ, 1967
Скульптура "Мирный труд". Худ. Л. Месс, Ленинград, ЛФЗ, 1957
Скульптура "Мирный труд". Худ. Л. Месс, Ленинград, ЛФЗ, 1957

1970-1991-е годы

Блюдо «Юбилей Родины – ударный труд 1922-1982». Художник К. Косенкова, Ленинград ЛФЗ. 1982.
Блюдо «Юбилей Родины – ударный труд 1922-1982». Художник К. Косенкова, Ленинград ЛФЗ. 1982.
Тарелка «БАМ». Худ. Л. Осипова. Ленинград, ЛФЗ.1978
Тарелка «БАМ». Худ. Л. Осипова. Ленинград, ЛФЗ.1978
Тарелка «Таджикистан». Из композиции «Союз нерушимый». Худ. В. Смирнова, Ленинград, ЛФЗ, 1983
Тарелка «Таджикистан». Из композиции «Союз нерушимый». Худ. В. Смирнова, Ленинград, ЛФЗ, 1983
Тарелка «Украина». Из композиции «Союз нерушимый». Худ. В. Смирнова, Ленинград, ЛФЗ, 1983
Тарелка «Украина». Из композиции «Союз нерушимый». Худ. В. Смирнова, Ленинград, ЛФЗ, 1983
Тарелка «Россия». Из композиции «Союз нерушимый». Худ. В. Смирнова, Ленинград, ЛФЗ, 1983
Тарелка «Россия». Из композиции «Союз нерушимый». Худ. В. Смирнова, Ленинград, ЛФЗ, 1983

Несколько фотографий объектов без привязки к годам (не сфотографировала надпись)

Фарфоровые статуэтки. Коллекция Музея политической истории, Санкт-Петербург
Фарфоровые статуэтки. Коллекция Музея политической истории, Санкт-Петербург
Вазы. Коллекция Музея политической истории, Санкт-Петербург
Вазы. Коллекция Музея политической истории, Санкт-Петербург
Интерьеры выставки "ПолитФарфор", Государственный музей политической истории, Санкт-Петербург, март 2024
Интерьеры выставки "ПолитФарфор", Государственный музей политической истории, Санкт-Петербург, март 2024

Дорогие друзья! Мой канал просветительский. Он существует благодаря вашей поддержке и выдержке автора вопреки всем преобразованиям на Дзен. Если вам понравилась эта статья или другие мои статьи - поддержите канал через банковский платежный сервис по этой ссылке (сумма любая). Это важно для существования канала и придаст оптимизма автору: https://pay.cloudtips.ru/p/dc889a0c
С благодарностью, Жанна Швыдкая.

Жанна Швыдкая, писатель, автор книг "Огранка" и "Метаморфоза" декалогии "Гравитация жизни"
Жанна Швыдкая, писатель, автор книг "Огранка" и "Метаморфоза" декалогии "Гравитация жизни"

Начало цикла «Госзаказ на культуру» здесь:

«Советский агитационный фарфор как уникальный инструмент пропаганды

Дорогие читатели! Для вашего удобства я сгруппировала статьи по темам и разместила в подборках в самом начале главной страницы моего канала.

1. СССР - государство для людей. Возможно ли в России объединить интересы олигархов и народа?

2. Выбор сделан, ориентиры заданы: Россия - государство-цивилизация. Доплывем?

3. Как в СССР были созданы сильнейшая в мире научная и инженерная школы? Как работал социальный лифт и целевое распределение?

4. Почему Сталин смог, а нынешние говорят «нельзя»? Россия играет в финансовую «суверенность» или создает ее?

5. Кто в стране хозяин? Сталинские партократы и современная олигархия: исторические параллели

6. Россия - колония Запада или государство-цивилизация? Реют флаги: имперский, СССР, российский триколор. Для чего четвертый флагшток?

7. Почему либерально-капиталистическая Россия создавалась как анти-СССР? Где выход из идеологической ловушки?

Ссылки на мои книги

Книги "Огранка" и "Метаморфоза" декалогии "Гравитация жизни"
Книги "Огранка" и "Метаморфоза" декалогии "Гравитация жизни"

1. Печатный формат на Ozon

«Огранка» - первая книга декалогии «Гравитация жизни»

«Метаморфоза» - вторая книга декалогии «Гравитация жизни»

2. Ссылка на мои книги в электронном формате на Литрес

3. В Санкт-Петербурге книги «Огранка» и «Метаморфоза» представлены в центральном книжном магазине «Дом книги» на Невском пр.28 (знаменитый Дом Зингера напротив Казанского собора.

#история #ссср #сталин #общество #ленин #хрущев #искусство #советскийсоюз #политика #народноехозяйство #власть #фарфор #книги #либерализм #писатели #жаннашвыдкая #капитализм #буржуазия #советскаявласть #лфз #музеи #война #ГМПИ #культура #революция1917 #госзаказ #музейполитическойистории #политфарфор #социализм