Найти тему

Кремлёвская старина.

В Казанском соборе Санкт-Петербурга есть очень необычная для творчества художника Федора Алексеева картина - «Крестный ход на Красной площади в 1612 году по случаю освобождения Москвы от польских интервентов». Она висит прямо над могилой Михаила Кутузова.

Захоронение М. Кутузова.
Захоронение М. Кутузова.

Дело в том, что фельдмаршал особо почитал образ Казанской Божией Матери. После своего назначения главнокомандующим русской армией Кутузов приезжал в Казанский собор помолиться перед чудотворным списком с Казанского образа. Икона Казанской Божией Матери прославилась многими чудесами. Самое известное произошло в 1612 году, когда русская рать под предводительством Пожарского осадила поляков в Москве. После двухмесячной осады русские воины стали падать духом, и тогда Пожарский обратился с молитвой к Богородице перед списком с Ее Казанской иконы. На следующий день, 22 октября, поляки были выбиты из города, а через три дня состоялся торжественный крестный ход в Кремль с чудотворной Казанской иконой Божией Матери. Именно это событие и изобразил Алексеев на своей картине. Почему же эта картина не типична для Алексеева? Дело в том,что он был признанным мастером городского пейзажа , и жанровая картина редко появлялась в его творчестве. Данная картина также в своей «архитектурной» части восходит к московским пейзажам художника, выполненным в первом десятилетии 19 века.

В сентябре 1800 года император Павел I отправил Алексеева в творческую командировку в Москву. Там художник выполнил серию из 58 акварелей с московскими и подмосковными видами.

«Иллюминация в Москве». Акварель.
«Иллюминация в Москве». Акварель.

По этим акварелям уже в Петербурге Алексеев создал большие полотна. Такие, как «Соборная площадь в Московском Кремле» и «Вид Московского Кремля и Каменного моста».

«Соборная площадь в Московском Кремле»
«Соборная площадь в Московском Кремле»

«Вид Московского Кремля и Каменного моста».
«Вид Московского Кремля и Каменного моста».

Интересно,что один из авторских вариантов второй картины уехал в Англию и стал первой картиной,купленной у русского живописца другой страной.

Вообще, живописные городские пейзажи Алексеева ценны не столько своими художественными качествами, сколько тем,что по ним мы можем видеть облик города того времени. Хотя иногда все же на картинах присутствовало небольшое искажение действительности, как например на картине «Красная площадь в Москве» ( пожалуй единственной картине,написаной с натуры в Москве, а не по зарисовкам в Петербурге). Художник передвинул Лобное место, «сжал» саму площадь.

«Красная площадь в Москве».
«Красная площадь в Москве».

Также интересно отметить, что именно эта картина ,а именно правая ее часть,послужила прототипом для «Крестный ход на Красной площади в 1612 году по случаю освобождения Москвы от польских интервентов».

-6

«Алексеев» серия «50 художников. Шедевры русской живописи» номер 58, издательство «DEAGOSTINI», 2011 год.

-7