Мартин Скорсезе номинировался на премию Оскар последний раз в 2020 году с фильмом «Ирландец», а получал заветную статуэтку в далеком 2007 году с картиной «Отступники». И вот сейчас у мэтра американского кино снова появился шанс, хотя конкуренция очень серьезная. Почему«Убийцы цветочной луны» — это достойный претендент на премию, рассуждает Тарас Русаль.
Новый фильм Скорсезе — это эпическое полотно о жизни индейцев осейдж в начале 20 века. Они были отправлены в безжизненную резервацию, но позже обнаружили там нефть. Жизнь народа изменилась. Они стали покупать автомобили, дома, украшения, ездили в путешествия и отправляли своих детей учиться в частные школы. Их прислугой стали белые американцы. Но по факту, все не совсем так.
Все больше авантюристов и нефтяников съезжались в этот район. В 1921 году Конгресс принял закон, по которому каждому индейцу полагался белый опекун, который будет управлять финансами семьи. Работники банка с неохотой выдавали деньги местным жителям. Каждый водитель, фотограф или работник ритуальной сферы старался получить как можно больше. Но самое страшное, что в это же время началась серия убийств местного населения. Преступников никто не искал, ведь как говорят в самом фильме, проще наказать человека за то, что тот пнул собаку, чем за убийство индейца.
Это картина — сожаление, извинение и раскаяние за то, как Америка обрела свою силу, за ту самую «американскую мечту». Масштабное повествование на деле оказывается очень камерной историей, где все сосредоточено на конкретных людях. Не случайно в финале картины действие происходит на сцене театра.
Сюжет разворачивается вокруг трех персонажей и трех прекрасных актерских ролей. На их основе можно разобрать всю структуру ленты и ее проблематику. Эрнест Беркхарт (Леонардо ДиКаприо) вернулся с Первой Мировой Войны. Он потерян, он словно чистый лист, на котором можно написать что угодно. Глупый, наивный, но при этом искренне любящий. Он совершает ужасные поступки, терзается, борется, соглашается. Он не уверен в своей правоте, он не может понять, что совершает истинное зло.
Приехал он к своему дяде Уильяму Хейлу (Роберт Де Ниро). Хейл занимается скотом в этом городке, дружит с индейцами, знает их язык, но именно он хочет нажиться на их смертях, именно он организует массовые убийства и именно он направляет Эрнеста на этот «грязный путь». Удивительное лицемерие, алчность, уверенность в своей безнаказанности, высокомерие читаются зрителем легко с первых кадров. И тем больше это угнетает, ведь именно так могут выглядеть современные люди, имеющие власть: друг снаружи и на словах, но на деле — манипулятор и обманщик.
Молли Кайл (Лили Гладстоун) — это больная диабетом индианка, чьей матери и сестрам принадлежит огромное месторождение нефти. Именно с ее семьи начинается череда преступлений. Молли выходит замуж за Эрнеста, который ее любит, но который все делает по указке своего дяди. И пожалуй, образ этой стойкой девушки самый интересный. Он не раскрывается прямыми действиями или диалогами. В ее поведении есть недосказанность, не ясно, понимает она правду или нет. Но четко ощущается страх, бессилие и надежда на то, что еще не все потеряно. Ведь Молли на самом деле чувствует все. И в молчании выражает страдания и переживания значительно ярче.
Получается, что в истории есть три основных персонажа, три позиции, три судьбы. Это разговор как о прошлом, так и о настоящем. Молли — стойкость, страдание и понимание сложности и опасности мира. Это жертва, это надежда. Хейл — это безжалостное колониальное зло, которое было, но которое нельзя снова допустить. Эрнест — это орудие в руках власти, это каждый житель, который может делать страшное, не понимая и не осознавая это. Это возможность изучить зло и его пределы внутри себя.
Благодаря этой картине можно в очередной раз задуматься об ошибках прошлого, чтобы их не повторить. Можно увидеть отголоски надежды даже в самой безнадежной ситуации. А можно просто насладиться мастерской работой 81-летнего режиссера и всей его команды. И пусть вас не пугают 206 минут хронометража. Каждый кадр и сцена выверны, а актеры предельно честны в своих работах.
Между тремя этими образами происходят самые важные столкновения. Не появляется мысль о том, что это просто известный актер очень старается. В этих персонажей можно поверить, им можно сопереживать, в них можно погрузиться, изучая их и самого себя. И, конечно, каждый из них заслуживает статуэтку, но ДиКаприо, к сожалению, даже не номинирован.
Автор: Тарас Русаль
------------------------------------------------------------------------------------
Ставьте 👍🏻 и подписывайтесь на Cinema Asylum. Вы поможете развитию канала, а мы продолжим знакомить вас с увлекательным миром кино!