("Хозяева ночи", We Own the Night, 2007, США)
Как думаете, можно ли считать режиссера/сценариста про́клятым, если за 30 лет творческой деятельности он снял 8 картин, и лишь одна из них не стала прокатным лузером - "Хозяева ночи"? И то ещё с какой стороны посмотреть. Всё-таки Уолберг и Феникс были в середине 2000-х уже звездами, а этот полицейский боевик с ними и с бюджетом в 21 млн. $ собрал всего-навсего 2,5-кратную кассу.
С другой стороны, какое это проклятье, если даже, накапливая прокатные неудачи, тебе везёт раз за разом находить продюсеров для твоего очередного проекта? Ведь и сегодня у 54-летнего Джеймса Грэя ("Маленькая Одесса", "Ярды", "Затерянный город Z", "К звездам" и др.) в рабочих планах отмечена пара пунктов, а до пенсии ему еще далеко.
Между тем, по моему авторитарно-скромному мнению, "Хозяева ночи" - по сей день лучшее из того, что снял Джеймс. По крайней мере их, в отличие от остального шлака его творчества, можно даже раз в пятилетку пересмотреть. Тем более поклонникам Хоакина Феникса и Марка Уолберга, даром что у второго роль здесь весьма непривычная.
Правда, сам Грэй с клеймением "Хозяев ночи" тавром боевика уж точно не согласится. Ибо он-то снимал прежде всего суровую криминальную драму, где характер главного героя проходит трудную пошаговую эволюцию. И, с одной стороны, так и есть: психологически персонаж Бобби (Феникс) действительно проживёт за недолгое сюжетное время, считай, целую жизнь.
Вот только, с другой стороны, художественные допущения, что порой делает в Грэй-сценарист, ну очень уж... сногсшибательные. Такие, что не всякий махровый боевик их себе позволил бы. А здесь они в порядке вещей, начиная от чересчур бело-пушистой, абсолютно непогрешимой полиции и заканчивая...
Жаль, не могу рассказать об остальном из-за угрозы спойлерных осадков. Впрочем, надумай вы ознакомиться/пересмотреть данную картину, сами не раз по ходу дела впадёте в лёгкое недоумение: "А что, у них и впрямь так можно было?".
Хотя и чисто боевиковых атрибутов в "Хозяевах ночи" полный комплект. Перестрелки отличаются жёсткостью, нервным напряжением и кровавым натурализмом. А автопогоня - уникальной съемкой от лица лишь одного из "погонщиков", ещё и в проливной дождь. Иными словами, нам несколько минут будут показывать только то, что видит данный персонаж за мутными от воды, стёклами своей машины.
Не сказать, что эта фишка реализована Грэем идеально, - из-за сумбурности сцены порой трудно понять, что вообще в ней творится. Однако опять-таки нервное напряжение в ней выше всяких похвал. И кабы мы с вами сами угодили в подобную ситуацию, наверняка видели и ощущали бы всё то же самое.
Даже в завязке "Хозяев ночи" есть допущение, что было бы способно нахмурить брови Станиславского.
Вот в достославном Бруклине живет, работает и развлекается некий Бобби Грузинский (Х. Феникс) - директор популярного ночного клуба, в действительности принадлежащего мафии. И всё бы ничего, да только папа у Васи силен в математике Бобби - замначальника полиции аж всего Нью-Йорка. А старший брат Джо только что был назначен главой городского отдела по борьбе с наркотиками. То бишь, мягко говоря, не самые удачные родственнички у Бобби для того, чтобы якшаться в обнимку с оргпреступностью, и вдобавок на столь высоком уровне.
Но как же он маскирует эти чудовищные эпик-фейлы в своей криминальной биографии?
Вовек не догадаетесь: вместо "палевной" фамилии Грузинский Бобби... взял себе фамилию матери Грин! И всё! И ни одна уголовная сволочь в Бруклине не имеет к нему никаких вопросов. При этом с папой и братом он встречается, совершенно не таясь. Более того, даже на полицейские тусовки-вечеринки со своей подружкой иногда захаживает.
Как бы то ни было, но мы понимаем: долго столь виртуозно лавировать между светом и тьмой у Грина-Грузинского не получится. И однажды он встанет-таки перед дилеммой "жизни и смерти", на чьей стороне ему быть. Тем более после того, как до него дошла информация, что его брат и отец крепко насолили одному из злейших бандитов, и тот вынес им смертный приговор...
Немудрено, что, начатая с такой сценарной натяжки, история ещё не раз изобразит нам сову, желающую имплантировать себе глобус. То есть, как было сказано выше: попытается, треща своей боевиковой "шкурой", надуться в серьезную драму.
Да только ничего у неё, естественно, не выйдет, пусть даже драматических сцен в фильме хватает, и ни одному герою здесь не до хиханек-хаханек. Просто, потому что не теми инструментами воспользовался для этой цели Джеймс Грэй. Отчего градус драматического неправдоподобия в "Хозяевах ночи" слишком высок, а все герои, кроме мечущегося туда-сюда Бобби, чётко делятся на честных праведников и гнусных мерзавцев.
Точь-в-точь, как в классическом боевике, ни добавить, ни убавить.
***
В общем, и не шедевр, однако и не провал. Кабы не Хоакин Феникс, Марк Уолберг, Роберт Дюваль и колоритный в роли главзлодея Алекс Видов, фильм наверняка был бы давно позабыт-позаброшен. Но благодаря этим талантливым личностям "Хозяева ночи" всё-таки запоминаются и выделяются в ряду "криминального" кино 2000-х. Даже несмотря на свой полусказочный сценарий и спорные режиссерские ноу-хау... а, может, и благодаря им в том числе.
Поэтому отговаривать вас смотреть лучшую картину Джеймса Грэя я, пожалуй, не стану. Тем паче где еще вы увидите, как будущий суперзвездный оскароносец Феникс обнимается с Еленой Соловей и дерётся с Олегом Тактаровым?
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+):