Найти тему

Три главных мастера Раннего Возрождения

Опираясь на искусство Проторенессанса и Античности, Филиппо Брунеллески, Донателло и Сандро Боттичелли совершили серию открытий и улучшений в архитектуре, скульптуре и живописи.

В этой статье мы рассмотрим их главные достижения и шедевры, которые стали символами Раннего Возрождения и преобразовали искусство в Италии и за её пределами.

Филиппо Брунеллески (1377—1446)

Памятник Филиппо Брунеллески, созданный в 1830 г. скульптором Луиджи Пампалони.
Памятник Филиппо Брунеллески, созданный в 1830 г. скульптором Луиджи Пампалони.

Считается, что именно Брунеллески разработал принцип линейной перспективы. Это открытие повлияло на всё дальнейшее творчество художников, скульпторов и архитекторов.

Он также вывел законы симметрии и пропорции, начал использовать трёхмерные изображения зданий. Всё это помогало учитывать сложности и особенности ещё до начала строительных работ.

-2

Вершина архитектурного гения Филиппо Брунеллески — купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции. Купол представляет собой восьмигранную конструкцию высотой более 90 метров и диаметром 42 метра.

Брунеллески создал специальные механизмы с шестеренками, которые облегчили подъём многотонных строительных материалов на высоту. Он также продумал мельчайшие детали, вспомогательные приспособления и разработал систему водостоков, внутренних лестниц и проходов.

Мариано ди Якопо. Зарисовка подъёмного устройства, сконструированного Брунеллески (ок. 1430)
Мариано ди Якопо. Зарисовка подъёмного устройства, сконструированного Брунеллески (ок. 1430)

В западноевропейской культуре впервые появился монументальный купол спустя 1300 лет после создания Пантеона.

Донато ди Никколо ди Бетто Барди или Донателло (около 1386—1466)

Портрет Донателло в издании «Жизнь самых выдающихся художников, скульпторов и архитекторов» (1568 г.)
Портрет Донателло в издании «Жизнь самых выдающихся художников, скульпторов и архитекторов» (1568 г.)

Донателло работал во Флоренции, Сиене, Риме, Падуе, став новатором в скульптуре. Его основными достижениями считаются:

— Применение точных знаний о перспективе в градации объемов.

— Создание эффекта движения в статических фигурах.

— Объективная правильность пропорций и форм.

— Внимание на передаче внутреннего мира и характера персонажа.

Донателло. Святой Георгий. 1415—1417. Музей Барджелло, Флоренция
Донателло. Святой Георгий. 1415—1417. Музей Барджелло, Флоренция

Одна из самых узнаваемых работ мастера — двухметровая бронзовая статуя Святого Георгия.

Несмотря на строгость фронтальной позы, фигура не кажется застывшей: легкий поворот головы, плеча, расстановка ног, складки плаща — всё это словно вдыхает жизнь в скульптуру.

Донателло. Давид. Ок 1440 года. Бронза. Высота 1,58 м. Национальный музей Барджелло, Флоренция
Донателло. Давид. Ок 1440 года. Бронза. Высота 1,58 м. Национальный музей Барджелло, Флоренция

Это первая обнажённая статуя в итальянской скульптуре Возрождения.

Библейский пастух, победитель Голиафа — один из излюбленных образов Ренессанса.

Изображая его юношеское тело, Донателло, исходил из античных образцов, но переработал их в духе своего времени.

Задумчивый и спокойный Давид в пастушьей шляпе, затеняющей его лицо, попирает ногой голову Голиафа и будто ещё не осознаёт величие подвига.

Сандро Боттичелли (1445—1510)

Сандро Боттичелли. Автопортрет
Сандро Боттичелли. Автопортрет

В живописи Ренессанса имя Сандро Боттичелли стоит особняком. Его самобытный стиль вне каких-либо рамок и правил. Боттичелли создал непревзойдённые образцы поэтической живописи. В них заметна очарованность художника идеями и формами Античности.

Сандро Боттичелли. Поклонение волхвов. Ок. 1475 года. Дерево, темпера. 111 см × 134 см. Галерея Уффици, Флоренция
Сандро Боттичелли. Поклонение волхвов. Ок. 1475 года. Дерево, темпера. 111 см × 134 см. Галерея Уффици, Флоренция

Самые известные работы Боттичелли пластичны, декоративны и драматичны. Полотна на мифологические и религиозные темы написаны с бесконечной грацией и изяществом.

Сандро Боттичелли. Весна. 1482 год. Доска, темпера. 203 см × 314 см.
Галерея Уффици, Флоренция
Сандро Боттичелли. Весна. 1482 год. Доска, темпера. 203 см × 314 см. Галерея Уффици, Флоренция

Аллегорическая картина «Весна», написанная для украшения виллы Медичи, принадлежит к числу наиболее сложных произведений Боттичелли.

Экспериментируя в портретной живописи, Боттичелли начал изображать образы в фас и на лоне пейзажа, а не на тёмном фоне и в профиль, как это делали ранее другие художники. В итальянской живописи это стало новым способом иллюстрации.

Сандро Боттичелли. Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи Старшего. Ок. 1475. Доска, темпера. 57,5 см × 44 см. Галерея Уффици, Флоренция
Сандро Боттичелли. Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи Старшего. Ок. 1475. Доска, темпера. 57,5 см × 44 см. Галерея Уффици, Флоренция

Проходят века, меняются художественные стили, но словосочетание «боттичеллиевская красота» остаётся синонимом возвышенного, поэтического и неизъяснимо привлекательного в живописи и в искусстве в целом.

Мечтаете о карьере в сфере искусства? Переходите на сайте арт-факультета Synergy и узнайте, как получить высшее образование и стать востребованным специалистом в мире прекрасного.

ПЕРЕЙТИ НА САЙТ