Опираясь на искусство Проторенессанса и Античности, Филиппо Брунеллески, Донателло и Сандро Боттичелли совершили серию открытий и улучшений в архитектуре, скульптуре и живописи.
В этой статье мы рассмотрим их главные достижения и шедевры, которые стали символами Раннего Возрождения и преобразовали искусство в Италии и за её пределами.
Филиппо Брунеллески (1377—1446)
Считается, что именно Брунеллески разработал принцип линейной перспективы. Это открытие повлияло на всё дальнейшее творчество художников, скульпторов и архитекторов.
Он также вывел законы симметрии и пропорции, начал использовать трёхмерные изображения зданий. Всё это помогало учитывать сложности и особенности ещё до начала строительных работ.
Вершина архитектурного гения Филиппо Брунеллески — купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции. Купол представляет собой восьмигранную конструкцию высотой более 90 метров и диаметром 42 метра.
Брунеллески создал специальные механизмы с шестеренками, которые облегчили подъём многотонных строительных материалов на высоту. Он также продумал мельчайшие детали, вспомогательные приспособления и разработал систему водостоков, внутренних лестниц и проходов.
В западноевропейской культуре впервые появился монументальный купол спустя 1300 лет после создания Пантеона.
Донато ди Никколо ди Бетто Барди или Донателло (около 1386—1466)
Донателло работал во Флоренции, Сиене, Риме, Падуе, став новатором в скульптуре. Его основными достижениями считаются:
— Применение точных знаний о перспективе в градации объемов.
— Создание эффекта движения в статических фигурах.
— Объективная правильность пропорций и форм.
— Внимание на передаче внутреннего мира и характера персонажа.
Одна из самых узнаваемых работ мастера — двухметровая бронзовая статуя Святого Георгия.
Несмотря на строгость фронтальной позы, фигура не кажется застывшей: легкий поворот головы, плеча, расстановка ног, складки плаща — всё это словно вдыхает жизнь в скульптуру.
Это первая обнажённая статуя в итальянской скульптуре Возрождения.
Библейский пастух, победитель Голиафа — один из излюбленных образов Ренессанса.
Изображая его юношеское тело, Донателло, исходил из античных образцов, но переработал их в духе своего времени.
Задумчивый и спокойный Давид в пастушьей шляпе, затеняющей его лицо, попирает ногой голову Голиафа и будто ещё не осознаёт величие подвига.
Сандро Боттичелли (1445—1510)
В живописи Ренессанса имя Сандро Боттичелли стоит особняком. Его самобытный стиль вне каких-либо рамок и правил. Боттичелли создал непревзойдённые образцы поэтической живописи. В них заметна очарованность художника идеями и формами Античности.
Самые известные работы Боттичелли пластичны, декоративны и драматичны. Полотна на мифологические и религиозные темы написаны с бесконечной грацией и изяществом.
Аллегорическая картина «Весна», написанная для украшения виллы Медичи, принадлежит к числу наиболее сложных произведений Боттичелли.
Экспериментируя в портретной живописи, Боттичелли начал изображать образы в фас и на лоне пейзажа, а не на тёмном фоне и в профиль, как это делали ранее другие художники. В итальянской живописи это стало новым способом иллюстрации.
Проходят века, меняются художественные стили, но словосочетание «боттичеллиевская красота» остаётся синонимом возвышенного, поэтического и неизъяснимо привлекательного в живописи и в искусстве в целом.
Мечтаете о карьере в сфере искусства? Переходите на сайте арт-факультета Synergy и узнайте, как получить высшее образование и стать востребованным специалистом в мире прекрасного.