Как разговорить молчуна? Можно ли исправить картавость во взрослом возрасте? Есть ли будущее у выпускников коррекционных школ? На эти и другие вопросы о запуске речи и развитии детей ответила Айгуль Субхангулова – дефектолог, логопед, сурдолог, исключительно позитивный человек. Айгуль восемь лет работает дефектологом в коррекционной школе, ведет небольшую частную практику с детьми с особенностями речевого развития.
Рубрика "Интервью с экспертом"
- Какие детки к вам приходят чаще всего, с какими диагнозами или осложнениями?
- Когда мы открыли детский центр "Макадамия", я не планировала вести коррекционную работу. Мы занимались со своим ребенком и приглашали малышей на Монтессори-практику, развивающие занятия. Постепенно появились первые детки, которые искали логопеда. С каждым разом детки приходили с более сложными диагнозами. Услышали от других родителей и идут к нам. Работает сарафанное радио. Есть речевые диагнозы, задержка психического развития, ранний детский аутизм, дизартрия - в простонародье говорят «каша во рту». Есть дети с сенсомоторной аллалией, когда многое понимают, но не могут подобрать слово, не могут понять, какой звук нужно произносить. Как правило, после двух лет родители видят разницу в речевом развитии своих детей и их сверстников, если она есть. Сейчас очень образованные молодые мамы, они активно занимаются развитием детей.
- Как понять, что ребенок отстает в развитии?
- Прежде всего, проверяем отдельно речевое развитие, отдельно мыслительные процессы. Есть активный словарь, которым пользуется ребенок, а есть пассивный словарь, когда он понимает, может показать, подать, принести. Должна быть тонкая диагностика, потому что ребенок может не захотеть говорить. Просто он не хочет. У ребенка может быть высокая чувствительность к новым помещениям или к новому человеку. Или брезгливость ко всему слизкому, мягкому или сыпучим предметам – если в углу что-то подобное увидит, сразу замыкается, на контакт не пойдет. У нас занималась девочка, которая не переносила крупу и резиновые игрушки. С деревянными игрушками спокойно играла. Но как только появлялось что-то резиновое, тянущееся или крупы, она не могла на это спокойно реагировать. Поэтому здесь надо смотреть, подбирать разные материалы и наблюдать в динамике. Когда родители хотят пройти полную диагностику, мы смотрим ребенка, общаемся, проводим занятия, обучающие эксперименты. А через месяц вместе с родителями анализируем результат, чему научился малыш. Отдельно смотрим мыслительные процессы.
- Встречались ли вам на практике безнадежные случаи, когда вы занимаетесь, но прогресса нет? Или такое невозможно?
- Бывает у детей проявляется генетическая болезнь, но там идет совсем другой процесс. При норме генетики, я не видела, чтобы занятия не приносили результат. Динамика будет, но не всегда по речи. У ребенка может развиваться мышление. В целом, если заниматься, то вещи, которые основаны на условном рефлексе, формируются в любом случае.
У меня есть опыт работы с ребенком аутистом, он не говорит. Но многие вещи у него сформировались: он выполняет задания, после его угощают. Он делает, потому что знает, будет угощение. Это подкрепление положительного результата, мама специально кладет в портфель ребенку любимое лакомство. Он помнит последовательность уроков: сначала ему дали пластилин, потом цилиндры, потом другое, третье. Он примерно чувствует время, когда его заберут – через 2,5 часа за ним должна прийти мама. И если мама задерживается на полчаса, он сядет у порога и будет ждать. Хотя время он не понимает. Мышление все равно можно сформировать. Речь это уже другая составляющая. А если аутический спектр и ребенок не хочет говорить, закрывается, то он и не заговорит.
- Читала про эксперимент одного Римского императора, который захотел выяснить, каковы будут язык и речь детей, если с ними не разговаривать. Но все эти дети умирали в младенчестве…
- Есть такое понятие в дефектологии - "сензитивный период" - период наибольшей "чувствительности" К воздействию факторов внешней среды. В раннем возрасте формируется крепкая база для речи, на которую в дальнейшем будет наслаиваться новая информация. Для того, чтоб получить хороший урожай помидор, мы будем учитывать сроки подкормки, вовремя подвязывать.Так и в воспитании ребёнка - учитывать сензитивные периоды развития. Лучше не бороться с природой, а действовать с ней заодно, тогда мы повышаем шанс на продуктивное развитие ребёнка. Для нормального развития психики, ребенку важно взаимодействовать с окружающим людьми. Мозгу нужны постоянные ВПЕЧАТЛЕНИЯ. Если же ребенок в первые месяцы жизни находится в условиях сенсорной изоляции, происходит замедление всех сторон его развития.
Изучать окружающую среду – это нормально для малыша. Ему хочется посмотреть, потрогать, он должен получить свой опыт. Я часто успокаиваю родителей, когда ребенок берет что-то в рот. Посмотрите вокруг себя, вы знаете вкус каждого предмета, который вы видите, вы знаете вкус бетона, вы знаете вкус стекла, бумаги, глины, побелки на потолке. Вы знаете их вкус? Отвечают: «Ну, да…» Значит, вы это пробовали! До трех лет ребенок должен вкус всего узнать (смеется).
- Можно ли самостоятельно, не обращаясь к специалисту, справиться со сложным речевым дефектом?
- Мое мнение – невозможно. Когда ко мне приходит ребенок с речевыми дефектами, я одна даже не могу ему помочь. Я сначала послушаю мнение эрготерапевта (прим. специалист по восстановлению социальных, бытовых, функциональных и двигательных навыков у людей с ограниченными возможностями), сенсорной интеграцией у нас занимается другой человек. Потом посмотрит нейропсихолог, после вы придете ко мне, и только потом к логопеду. Когда родители видят этот сложный путь, начинают понимать, что я одна не могу сделать чудо. Хотя многие говорят, не скромничайте, вы делаете чудо, правда!
- Как раз о чуде! Были у вас в практике такие случаи, когда казалось, бы безнадежно все, но не тут-то было...
- Ко мне привели мальчика дошкольника, он не понимал слов «мама», «папа», не говорил. Родители вложили много сил, ездили в Санкт-Петербург на лечение. Они не соглашались с диагнозом аутизм, пока ребенок сам не говорил. В итоге ему диагноз так и не поставили. Хотя было много причин, которые явно показывали, что в этом направлении нарушение. Мы начали заниматься и за несколько лет подготовили его к школе так, что он в 7 лет хорошо читал - около 20 слов в минуту. Он пошел в речевую школу, не коррекционную. Потому что только речь нарушена.
- Можно ли во взрослом возрасте исправить такие дефекты, как картавость или заикание? Или возможно только в детском возрасте пока речевой аппарат гибкий?
- В прошлом году было два таких случая. У мальчика-второклассника было горловое «Р». Лет с пяти так произносил, уже привычка. Мы за год все исправили. Как правило, «Р» не идет, когда тонус мышц, зажат корень языка и тянет назад. В таких случаях хорошо помогает логопедический массаж. Второй случай – мама привела дочку научить выговаривать «Р», а сама тоже «Р» не выговаривает. Я предложила ей заниматься одновременно с дочерью, мне самой было интересно поработать со взрослым. Раньше не было такого опыта. Мы уделяли ей 15 минут на каждом занятии. За два месяца исправили «Р» у мамы, и она тоже «зарычала».
- Нужно ли ходить на развивашки ребенку, в дошкольном возрасте если у него нет отклонений в развитии? Он же все равно всему научится?
- Курсы помогают обнаружить способности, раскрыть у ребенка талант, сильные стороны. К нам ходил мальчик двух лет. Словарный запас хороший, разговаривает хорошо. Очень увлекался карточками с изображением птиц и животных – всех называл. Я думала, он выучил всех птиц по образу, по картинке. И тут показываю карточку с неправильным названием, надпись другая была. И он называет не ту птицу, что нарисована, а читает то, что написано. Оказалось, что он читает уже! Мама даже не знала, что ее ребенок читает. Случайно это на занятии узнали. У ребенка талант, а наша задача помочь раскрыть его.
- Но не у всех детей есть такие способности, когда родители видят, что их малыш не справляется с тем, что уже давно делают его сверстники, они расстраиваются…
- Важно принять ребенка таким, какой он есть. Когда родители принимают ребенка, это уже половина сделанного дела. Иногда ребенку сложно увидеть размер, правильно поставить цилиндры по росту. А родители хотят, чтобы он уже через два месяца читал. То есть ему не только буквы сложно выучить и понять, он еще размер-то не видит. Всегда объясняю родителям, что нужно просто радоваться его достижениям.
Мы верим в необыкновенные возможности своего ребенка, видим его гармоничным, всесторонне развитым и успешным. Еще до рождения ребенка мы фантазируем, каким он будет, придумываем ему имя, размышляем, будет ли он заниматься футболом, музыкой или чем-то еще близким нашему сердцу. Это и есть «родительские ожидания». Именно они становятся нагрузкой для ребенка. Такое часто встречается в семьях, где успешные родители. Не всегда могут ребенка принять, что он не такой, как они.
Вы знаете, в коррекционной школе для детей с умственной отсталостью учатся 12 лет и выходят оттуда уже с профессией. Швеи-мотористки, столяры, плотники, озеленаторы – такие профессии. В крупных градообразующих предприятиях есть места для инвалидов. Наши выпускники работают там и зарабатывают гораздо больше, чем учителя. Они подходят по всем категориям, работают в теплицах, убирают газоны и прекрасно живут. Принимайте своих детей, не стройте планы за них. Они пришли в эту жизнь со своей миссией, со своей задачей и пусть живут своей жизнью.
- У вас непростая работа. Вы устаете к концу рабочего дня? Есть ли эмоциональная связь с ребенком, что происходит внутри у вас?
- Бывает по-разному, конечно. Но в основном я заряжаюсь от них. Если что-то получается, дети радуются, и они передают свою радость мне. Был период, когда что-то не получалось, и я расстраивалась. Но я научилась разграничивать: маленькому научимся сегодня, делаем небольшие шаги. И ребенок радуется, что у него получилось и родители рады. А когда ты большую цель ставишь, можно не увидеть результат через короткое время и кажется, что ничего не получается, опускаются руки. До сих пор не заговорил ребенок… Надо просто шаги уменьшить, тогда находишь, чему радоваться. И видишь пройденный путь. Результат можно проследить даже при низкой динамике. С таким подходом родители замечают самые маленькие достижения своих детей. Раньше малыш совсем не удерживал взгляд, сейчас хоть на секунду посмотрит! Такие маленькие шаги, которые обычным людям незаметны, очень ценны для родителей детей с особенностями развития. Они, как бриллианты их берегут и продолжают работать с ребенком дальше. Нужно ставить маленькие цели, идти быстрым темпом.
10 февраля 2024