1. «Житейские понятия» приобретаются ребенком в: • практическом опыте 2. «Латентная» фаза психосоциального развития по Э. Эриксону длится: • от 6 до 12 лет 3. «Локомоторно-генетическая» стадия психосоциального развития длится: • от 3-х до 6 лет 4. «Метод локусов» представляет собой ... • мнемотехнический прием, улучшающий запоминание 5. «Научные понятия» приобретаются ребенком в ... • процессе организованного обучения 6. «Орально-сенсорная» стадия психосоциального развития длится: • от рождения до одного года 7. «Сначала люди действуют по отношению к ребенку, затем он сам вступает во взаимодействие с окружающими, наконец, он начинает действовать на других и только в конце начинает действовать на себя...» — это общая последовательность культурного развития внимания по: • Л.С. Выготскому 8. «Условной реакцией» принято считать: • реакцию, вызываемую ранее нейтральным стимулом 9. «Эпигенетический принцип» представляет собой ... • предположение о том, что человек в своём развитии проходит через неизменную последовательность стадий, универсальных для человечества 10. "Из двух ассоциаций одинаковой силы, но разного возраста, новое повторение лучше актуализует более старую ассоциацию", — это утверждение относится к ... • правилу Йоста 11. А. Адлер различал несколько основных типов установок, сопутствующих стилю жизни. Количество этих установок: • 4 12. А. Адлер является представителем: • неофрейдизма 13. Абстрагирование представляет собой мыслительную операцию ... • основанную на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного 14. Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление — вид мышления ... • основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных 15. Автоматизация навыка по Н.А. Бернштейну представляет собой ... • переход с ведущего уровня организации движений на нижележащие 16. Автор, по которому структуру личности составляют: персона, эго, тень, анима, анимус, самость — это: • К. Юнг 17. Автором инструментальной шкалы выявления тревожности на основе опросника ММРI является: • Тейлор 18. Автором концепции многоуровневого построения движений является: • Н.А. Бернштейн 19. Автором представленной периодизации становления и развития речи: 1-й — подготовительный; 2- й — преддошкольный этап первоначального овладения языком; 3-й — дошкольный; 4-й — школьный — является: • А.Н. Леонтьев 20. Автором представленной периодизации становления и развития речи: 1) период различных частей речи; 2) период словосочетаний; 3) период разных видов предложений — является: • А.Н. Гвоздев 21. Автором теории когнитивного баланса является: • Хайдер 22. Автором теории когнитивного диссонанса является: • Фестингер 23. Автором теории поля является: • Левин 24. Автором учения о высшей нервной деятельности является: • Павлов 25. Аграфия речи представляет собой ... • нарушение способности писать как результат различных расстройств речи при нарушении функций головного мозга 26. Агрессия по типу аффекта называется: • импульсивной 27. Агрессия, которая по форме представляет собою непроизвольный «взрыв» гнева и ярости, нецеленаправленный и быстро прекращающийся является: • экспрессивной 28. Агрессия, по сравнению с гневом, изменяется ... • менее интенсивно 29. Аккомодация и конвергенция действуют лишь в очень небольших пределах, на небольших расстояниях: • аккомодация — в пределах 5-6 метров, конвергенция — до 450 метров 30. Аксиологический (ценностный) потенциал личности определяется: • идеалами, жизненными целями, убеждениями и устремлениями 31. Акт — это: • часть действия 32. Активное воображение можно подразделить на: • воссоздающее и творческое 33. Активность и эффективность обратной связи, определенный минимум информации от внутренней и внешней среды и сохранение привычной структурированности информации являются условиями: • адекватного восприятия окружающего мира 34. Актуализация потребностей при их спонтанном обострении осуществляется: • эндогенно 35. Актуализация потребностей, обусловленная восприятием предметов этой потребности, осуществляется: • экзогенно 36. Актуализирующиеся потребности характеризуются: • обязательным требованием инициации активных действий субъекта 37. Акцентирование в воображении представляет собой ... • подчеркивание тех или иных черт (например, образ великана) 38. Алалия речи представляет собой ... • отсутствие речи или системное недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (до формирования речи) 39. Алексия речи представляет собой ... • нарушения чтения, возникающие при поражении различных отделов коры левого полушария (у правшей), или неспособность овладения процессом чтения 40. Амнезии возникают: • в результате воздействия гипнозом • как следствие травматических событий • при локальных поражениях коры головного мозга 41. Амнестическая афазия заключается в: • забывании отдельных слов и их значений 42. Анализ представляет собой мыслительную операцию ... • расчленения сложного объекта на составляющие его части 43. Анализ своих действий с точки зрения их соответствия цели и результату — это функция личности, которая называется: • рефлексией 44. Аналитическое мышление представляет собой мышление, опосредованное ... • логикой рассуждений, а не восприятия 45. Аналогией называется такое умозаключение, в котором ... • вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий 46. Анатомо-физиологические механизмы речи — это: • строение и функциональная организация речевой деятельности 47. Анима (по К. Юнгу) — это: • источник ласки и влечений 48. Анимус (по К. Юнгу) — это: • источник непререкаемых суждений 49. Антикатексис — это: • препятствие, делающее невозможным удовлетворение инстинкта 50. Аргументы, используемые в практике воспитания для воспитываемого лица, имеют значение ... • мотивационное 51. Архетип — это: • основа коллективного бессознательного 52. Архетип «тень» выражает ... • бессознательную противоположность того, что индивидуум настойчиво утверждает в сознании 53. Ассоциативная теория мышления сводит содержание мысли к: • простому сочетанию образов памяти 54. Ассоциативное научение по своей природе ... • условно-рефлекторное 55. Ассоциация — это связь между психическими явлениями по признаку: • контраста • причинно-следственных отношений • пространственно-временных отношений • сходства 56. Афазия речи представляет собой ... • полную или частичную утрату речи, обусловленную локальными поражениями головного мозга 57. Аффект — это особый вид, прежде всего: • эмоции 58. Аффект и память связаны функцией: • регулирующей 59. Аффективный комплекс может служить ярким примером аффективного ... • синтеза 60. Без внимания восприятие ... • невозможно 61. Безусловный раздражитель, вызывающий биологически значимую реакцию, при сочетании которой с предваряющим ее действием индифферентного стимула вырабатывается условный рефлекс, — это: • подкрепление 62. Бессмысленные слоги как материал для изучения «чистых законов памяти» были предложены: • А.Г. Эббингаузом 63. Бессознательное включает в себя: • самую глубокую и значимую область человеческого разума, представляющую собой хранилище примитивных инстинктов побуждений, а также эмоции и воспоминания, которые были вытеснены из-за угрозы сознанию 64. Бессознательное восприятие и переработка человеком сигналов, поступающих в мозг через органы чувств и не достигающих пороговой величины, называется: • субсенсорным восприятием 65. Биологически детерминированная последовательность, развертывающаяся в неизменном порядке и присущая всем людям независимо от их культурного уровня, — это: • психосексуальное развитие 66. Биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями, способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда, — это: • человек 67. Блуждающий нерв иннервирует ... • голосовые складки, мягкое нёбо, органы дыхания и сердца 68. Брадилалия речи представляет собой ... • патологически замедленный темп речи 69. Быстрота мышления понимается как: • скорость протекания мыслительных процессов 70. В бихевиористском направлении психологии мышление сводилось к: • поведению во «внутреннем плане», отличающемуся от внешнего поведения лишь большей свернутостью и сокращенностью 71. В доминировании единства структуры над ее составляющим выделяют ____________ формы (форм). • три 72. В жизнедеятельности человека возникает внутреннее взаимодействие навыков речи, лишенное сигнально-звуковой реактивности, что и составляет, согласно ____________, сущность мышления. • бихевиоризму 73. В зависимости от степени выраженности выделяют две степени акцентуации характера: • явную и скрытую 74. В западной психологии накоплен интересный материал понимания функций внимания в рамках: • информационного подхода 75. В изучении мышления в философии особенно отчетливо проявилась борьба между направлениями: • материализмом и идеализмом 76. В качестве форм воображения можно выделить: • фантазии, мечты, сновидения, грезы, галлюцинации 77. В когнитивной теории разумных эмоций Арнолд приписывает способности оценивать такое качество, как: • непосредственность 78. В когнитивных теориях утверждается примат ... • разума над эмоциями 79. В концепции Плутчика вторичной называют эмоцию, которая: • сложная, составная, множественная 80. В концепции построения движений Н.А. Бернштейна выделяется ____________ уровня(-ей). • 5 81. В концепции Рубинштейна относительно устойчивые личностные установки относятся к категории чувств: • обобщенных 82. В мотивационных теориях эмоциям противопоставляется: • интеллект 83. В основе восприятия времени лежит(-ат): • ритмическая смена возбуждения и торможения в центральной нервной системе 84. В основе мотивации избегания лежат потребности: • негативные 85. В основе различных форм пространственного анализа лежит деятельность: • комплекса анализаторов 86. В основе темперамента лежит ... • тип нервной системы 87. В основу гуморальной (жидкостной) теории темперамента легли труды: • Эмпедокла, Гиппократа, Галена 88. В основу конституционной теории темперамента легли труды: • Э. Кречмера, У. Шелдона 89. В основу факторной теории темперамента легли труды: • Г. Хейманса, Дж. Гилфорда 90. В основу физиологической теории темперамента легли труды: • И.П. Павлова, Б.М. Теплова, В.Д. Небылицина 91. В осуществлении процессов мышления принимают участие: • вся кора головного мозга 92. В отличие от других экстерорецепторов, рецепторы кожно-механического анализатора ... • расположены по всей поверхности тела, пограничной с внешней средой 93. В первые месяцы жизни ребенка его сенсорные функции ... • опережают развитие телесных движений 94. В понятие «либидо» включается: • часть психической энергии, ищущей удовлетворение исключительно в половом поведении (сексуальная энергия) 95. В процессе формирования перцептивных действий у ребенка под влиянием обучения (по А.В. Запорожцу) выделяется несколько ... • этапов 96. В психоанализе направление энергии на определённый объект называется: • катексисом 97. В психоанализе препятствие, мешающее удовлетворению инстинкта, называется: • антикатексисом 98. В психологии выделяют ____________ основных этапа(-ов) творческого процесса. • 3 99. В психологии выделяют следующие виды воображения: • пассивное и активное 100. В психологии эмоций вся совокупность феноменов, относящихся к эмоциям, называется эмоциональной ... • сферой 101. В развитии операционального интеллекта Ж. Пиаже выделяет ____________ стадии(-й). • 4 102. В развитии операционального интеллекта Ж. Пиаже выделяет стадии: • конкретных операций с предметами • операционального мышления • сенсомоторного интеллекта • формальных операций 103. В серии экспериментов П.И. Зинченко изучалась следующая форма запоминания: • непроизвольное 104. В случае воздействия молекул хлороформа на рецепторы человека, на самом деле мы ощущаем ... • вкус 105. В состоянии «двойного сознания» (периодические амнезии) полная и частичная память могут: • исключать друг друга • чередоваться 106. В состоянии невесомости возникают значительные ошибки в: • визуальной оценке расстояния 107. В структуре психики речь относится к психическим ... • процессам 108. В структурных теориях памяти выделяются несколько подструктур, отличных друг от друга по: • времени хранения информации • объему удерживаемой информации • способу кодирования информации 109. В структурных теориях памяти доказывается, что информация в кратковременной памяти хранится в ____________ форме. • акустической 110. В структурных теориях памяти доказывается, что при воспроизведении следов памяти в долговременной памяти чаще встречаются ____________ ошибки. • семантические 111. В структурных теориях памяти утверждается, что время хранения информации велико или неограниченно, емкость неизвестна, и форма хранения — семантический код, относятся к ____________ памяти. • долговременной 112. В структурных теориях памяти утверждается, что время хранения информации от 0,25 до 2 секунд и форма непосредственного отпечатка информации относятся к ____________ памяти. • ультракратковременной 113. В структурных теориях памяти утверждается, что время хранения информации от 20 до 30 секунд, объем 7 ± 2 элемента и акустическая форма хранения информации относятся к ____________ памяти. • кратковременной 114. В теории «Я» упор делается на важность содержаний и явлений по природе своей ... • чувственных 115. В теории К. Левина притягательность предмета для субъекта называется: • валентностью 116. В теории когнитивного диссонанса количество принимаемых во внимание возможных отношений равно: • 3 117. В теории комплексной оценки эмоций Лазаруса классические защитные механизмы относятся к эмоциональному ответу: • когнитивному 118. В теории комплексной оценки эмоций Лазаруса классические мимические выражения, являющиеся поведением, не преследующим определенной цели, относятся к эмоциональному ответу: • экспрессивному 119. В теории комплексной оценки эмоций Лазаруса классические целенаправленные (явные и латентные) сигнализирующие средства коммуникации, относятся к эмоциональному ответу: • инструментальному 120. В теории угасания предполагается, что след в долговременной памяти угасает по причине ... • интерференции 121. В теории электричества напряжением называют ненулевую разность потенциалов. Аналогичным образом Фрейд и Холт определяют: • желание 122. В теории эмоций Дала различающим восприятием именуется: • чувственный опыт 123. В целом стресс выполняет функцию: • мобилизации жизненных сил организма 124. В эволюционном развитии психики А.Н. Леонтьев выделяет стадии: • сенсорной элементарной психики • стадию интеллекта • стадию перцептивной психики 125. В эксперименте Дж. Сперлинга испытуемые видели, что метка-кружок: • замещает образ буквы • накладывается на образ буквы 126. В юнговской теории: персона, тень, анима, анимус и самость — наиболее значительные ... • архетипы 127. Важнейший принцип социологической школы в изучении памяти заключается в: • первичности социального над индивидуальным 128. Важным условием обеспечения устойчивости внимания является: • разнообразие впечатлений и действий 129. Важными условиями обеспечения произвольного внимания являются: • значение выполняемой задачи • интерес личности 130. Введение дистрактора в эксперименте М. и Л. Петерсонов приводит к исчезновению на позиционной кривой эффекта: • недавности 131. Вербализация сознания — это: • процесс преобразования бессознательного психического, а также эмоционального, логически не оформленного содержания сознания в словесно-логические формы 132. Верхним абсолютным порогом чувствительности называется: • максимальная сила раздражителя, при которой еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение 133. Взаимосвязь между когнитивной информацией и мотивационными эффектами усматривается в теории ... • диссонанса 134. Вид внимания, данный человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, — это внимание ... • природное 135. Вид внимания, который не связан с участием воли, — это внимание ... • непроизвольное 136. Вид внимания, который не управляется ничем, кроме того объекта, на который он направлен и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека, — это внимание ... • непосредственное 137. Вид внимания, который обязательно включает волевую регуляцию, — это внимание: • произвольное 138. Вид внимания, который регулируется с помощью специальных средств, например, жестов, слов, указательных знаков, предметов, — это внимание ... • опосредованное 139. Вид внимания, который складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связан с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты, — это внимание ... • социально обусловленное 140. Вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности, — это воображение ... • творческое 141. Вид деятельности, представляющий из себя, взаимодействие людей, состоящее в обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного характера, — это: • общение 142. Вид чувствительности, порождающий специфические ощущения запаха, называется: • обонянием 143. Висцеротония, соматотония, церебротония — типы темпераментов, выделенные: • У. Шелдоном 144. Влияние мыслей на движения, проявляющееся в том, что всякая мысль о движении сопровождается едва заметным реальным движением наиболее подвижных частей тела, — это: • идеомоторика 145. Внезапное и невыводимое из прошлого опыта понимание существенных отношений и структуры ситуации в целом, посредством которого достигается осмысленное решение проблемы, — это: • инсайт 146. Внешнее или внутреннее торможение является: • физиологической основой отвлекаемости 147. Внешние телесные действия, а также непроизвольные физиологические реакции организма (покраснение кожных покровов, сужение/расширение кровеносных сосудов) называются: • соматическими 148. Внешняя речь представляет собой ... • систему используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации 149. Внутреннее побуждение субъекта к действиям, ориентированным на удовлетворение его потребности, называется: • мотивом 150. Внутреннее состояние нужды, выражающее зависимость от условий существования, — это: • потребность 151. Внутренняя речь представляет собой ... • речь, лишенную звукового оформления и протекающую с использованием языковых значений, но вне коммуникативной функции 152. Возбуждение одних участков коры при сосредоточении внимания вызывает торможение в других ее участках по закону ... • отрицательной индукции 153. Возврат на более раннюю стадию психосексуального развития и проявление ребячливого поведения, характерного для этого периода, — это: • регрессия 154. Возникающее в результате ненамеренного внушающего воздействия врача на пациента неблагоприятное изменение психического состояния называется: • ятрогенией 155. Возникающее на почве мозговой патологии отсутствие побуждений к деятельности, неспособность при понимании необходимости принять решение действовать или исполнять его — это: • абулия 156. Возникновение образов воображения — это результат деятельности ... • мозга человека 157. Возникновение ориентировочно-исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания в конце первого года жизни — это: • второй этап развития внимания 158. Возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора называется: • синестезией 159. Возникновение торможения в имевшемся ранее очаге возбуждения и появление в коре головного мозга нового очага оптимальной возбудимости, представляет собой ... • физиологическое объяснение переключения внимания 160. Возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательные средства) в пять-шесть лет — это: • шестой этап развития внимания 161. Волевое качество личности, моральная и физическая выносливость в длительной борьбе с трудностями, временными неудачами и невзгодами — это: • стойкость 162. Волевое качество, способность своевременно принимать обоснованные и продуманные решения и без промедления переходить к их выполнению — это: • решительность 163. Волевое качество, умение и способность человека проявить активность, не стимулированную извне и не определяемую не зависящими от него обстоятельствами, — это: • инициативность 164. Волевое свойство личности, которое проявляется в способности сдерживать психические и физические проявления, мешающие достижению цели, — это: • самообладание 165. Волевое свойство личности, проявляющееся в сознательном подчинении своего поведения общественным правилам и нормам, — это: • дисциплинированность 166. Волевое свойство личности, проявляющееся в умении по собственной инициативе ставить цели, находить пути их достижения и практически выполнять принятые решения, — это: • самостоятельность 167. Волевое свойство личности, проявляющееся как способность человека подчинять все свои действия и поступки сознательно поставленным, общественно-значимым целям, — это: • целеустремленность 168. Волевое свойство личности, способность вести борьбу в обстановке непосредственной опасности — это: • храбрость 169. Волевое свойство личности, способность преодолевать чувство страха и растерянность — это: • смелость 170. Волевой акт, в котором побуждение к действию, направленному на более или менее ясно осознанную цель, почти непосредственно переходит в действие, не предваряемое сложным и длительным сознательным процессом, называется: • простым 171. Волевой акт, для которого в его наиболее выраженной специфической форме существенно, прежде всего, то, что между импульсом и действием вклинивается опосредующий действие сложный сознательный процесс, называется: • сложным 172. Волевые проявления — продукт системной работы • мозга 173. Воображение — ... • психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи 174. Воображение представляет собой ... • познавательный процесс 175. Воображение, имеющее исключительно важное значение для осуществления и организации деятельности, само формируется: • в различных видах деятельности 176. Воображение, которое оперирует единичными, вещными, с деталями образами, называется: • конкретным 177. Воображение, которое пользуется образами высокой степени обобщенности, генерализованными образами (схемами, символами), называется: • абстрактным 178. Воображение, при котором образы сознательно формируются в соответствии с поставленными целями творческой деятельности, называется: • активным 179. Воображение, характеризующееся созданием образов, которые не воплощаются в жизнь, программ, которые не осуществляются или вообще не могут быть осуществлены, называется: • пассивным 180. Воспитательные воздействия имеют строение ... • двучленное 181. Восприятие времени изменяется в зависимости от эмоционального состояния человека. Например, положительные эмоции создают иллюзию ... • быстрого течения времени 182. Восприятие глубины и удаленности предметов осуществляется главным образом благодаря ... • бинокулярному зрению 183. Восприятие индивидом самого себя и размышления по поводу самого себя — все это рассматривается в теориях: • когнитивных 184. Восприятие качеств целостных объектов и усмотрение сути функциональных отношений Рубинштейн относит к категории эмоций, называемой ... • предметными чувствами 185. Восприятие направления звука осуществляется при: • бинокулярном слушании 186. Восприятие предмета или пространства как результат киностезических, осязательных и других ассоциаций ощущений объяснял: • И.М. Сеченов 187. Восприятие пространства, времени и движения относится к типу классификации восприятия на основе ... • формы существования материи 188. Восприятие серии объектов как серии группы стимулов с психологической точки зрения понимается как: • ритм 189. Восприятие формы предметов обычно осуществляется с помощью ____________ анализатора. • зрительного, тактильного, кинестезического 190. Восприятие человека человеком носит специальное название: • социальная перцепция 191. Восприятие это процесс, связанный с активным поиском признаков, необходимых и достаточных для формирования образа и принятия решения. Последовательность актов данного процесса начинается с ... • выделения комплекса стимулов из потока информации и принятия решения о том, что они относятся к одному и тому же определенному объекту 192. Восприятие, по Шехтеру, можно подразделить на: • субъектно- и объектно-ориентированное 193. Восприятием называется психический процесс, суть которого в: • отражении в сознании человека предметов или явлений в совокупности их свойств 194. Воссоздающее воображение связано с созданием ... • образа предмета по его описанию 195. Восьмой возрастной кризис (по Эриксону), который человек переживает после достижения 60 лет, связан с: • удовлетворенностью прожитой жизнью 196. Враждебный, инструментальный, экспрессивный — все это разновидности ... • агрессии 197. Временные восприятия у детей складываются ... • довольно поздно 198. Время от начала действия раздражителя до возникновения ощущения называется периодом: • латентным 199. Время хранения информации в эхоической памяти составляет: • 2 секунды 200. Врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей, — это: • задатки