В российском кинематографе (как у правоприемника советского) есть одна классная способность – делать простые, но проникновенные фильмы. Такое сочетание используется и режиссёрами в других странах, но у наших сочетание простоты и проникновенности реализуется намного точнее. И если с советским кино всё понятно, оно действительно было разнообразным и великим, то за российское не грех и порадоваться лишний раз.
Недавно посмотрел новый отечественный фильм “Танцуй, Селёдка!” и остался под очень приятным впечатлением. И это несмотря на то, что трейлер и описание “обещали” немного другое кино. В любом случае, фильм смотреть я собирался хотя бы из-за участия Павла Майкова, который сегодня очень востребован у режиссёров и продюсеров. С другой стороны здесь играет Саша Бортич, чьё участие скорее заставляет меня не смотреть кино (очень много одинаковых, неярких ролей). Но обаяние и харизма Павла Майкова перевесили. И не зря.
Сюжет
Название фильма расшифровывается просто. Селёдкой главную героиню (Бортич) в детстве называл отец (Майков). Скелет истории простой: девушка приезжает из Москвы в родной провинциальный город на похороны отца. Её отношение к отцу очень сложное по причине того, что он их (с матерью) бросил, когда Жанне (Бортич) было лет 12, и с тех пор никак не обозначался в её жизни, не приехав даже на похороны своей бывшей жены. Сердце Жанны не страдает, она просто хочет поскорее исполнить дочерний долг и похоронить отца, так как больше некому. Обычно ребята из ритуальных услуг очень шустрые в любом городке, но здесь почему-то возникли сложности с транспортировкой тела в областной морг (для официального оформления). Поэтому Жанна нанимает своего немного бедового друга детства перевезти тело отца на заднем сиденье обычной машины. Но вскоре случается “сюрприз”: через некоторое время покойный “оживает” и начинает общаться с Жанной. Это скорее не призрак, а глюк в голове Жанны, внешне похожий на свой мёртвый прототип. А по содержанию – это её отец, каким она его запомнила в детстве.
Зрителю постепенно становится понятно, что безэмоциональная реакция Жанны на столь печальное событие – фанерная стенка, которую проламывает буря из утихших было воспоминаний. Мыкаясь через какие-то препоны по дороге с телом отца и общаясь с его “призраком”, Жанна проходит непростой путь от былой ненависти к покойному отцу за травмированное детство (с явным переносом в настоящее) к прощению и воскрешению растоптанной любви. И где-то в закалённой и сильной Жанне начинает проглядывать та самая Селёдка, которая живёт в неразрушенном детском счастье.
Плюсы
По жанру – это классное сочетание драмеди и роудмуви (о, замечательная русская терминология) со светлыми тонами. Действие фильма происходит в глуховатой провинции, а время детских воспоминаний Жанны – конец 90-х. Но здесь это как щепотка для атмосферы, без чернушечного акцента и ухода в социалку.
Дополнительной фишкой фильма является умелое использование популярных песен того времени, которые привязаны к сюжету через маленький кассетный бизнес отца и его меломанию в то время. Финальная сцена под известную песню Найка Борзова весьма эмоциональна, даже пробивает на слезу.
Мне очень нравятся картины с небольшим количеством персонажей, особенно, если они интересно прописаны и отлично сыграны. Здесь именно тот случай. И мне неожиданно очень понравилась игра Бортич, как и великолепная игра девочки, исполнившей роль Жанны в детстве. Ну и Павел Майков ожидаемо отыграл прекрасно.
Минусы
Претензии. Я бы сказал, что не поверил в то, что герой Майкова (такой, каким он изображён) ушёл из семьи с концами, а главное, что ушёл из жизни своей дочери. Но если принять это как сценарное допущение, то восприятию фильма это не мешает. Картина сделана очень качественно.
Вместо итога
Прощение – вещь непростая, хоть и необычайно важная. Учить других этому легко, а самому прощать – не всегда. Кино также поднимает важнейшую проблему жизни ребёнка в неполной семье. Практикой была много раз доказана важность влияния отца на психическое и эмоциональное созревание девочек, которую невозможно переоценить. Именно здесь кроется и залог их прочного брака в будущем. А у Жанны, как мы узнаём, в её почти 30-летнем возрасте с этим большие проблемы из-за несформированного чувства уверенности в возможном собственном счастье.
Отзывы на фильм в сети очень разные. Удивляют отдельные возмущённые претензии в стиле: “И где тут комедия?!”, хотя в жанрах на первом месте везде указана драма. Я считаю сочетание драмы и комедии одной из самых нетривиальных задач для режиссёра. Сделать комедийный боевик или комедийный ужастик, на мой взгляд, на порядок проще даже чисто технически. Хорошее драмеди и/или трагикомедия имеют эффект микрофибры, которой можно поскрести по душе и сердцу, чтобы убрать пыль или налёт. Этот смешанный жанр (благодаря лёгкости) имеет более выраженный «достучательный» эффект, чем большинство хороших драм, ибо сама наша жизнь постоянно перемещается и балансирует именно между смешным и грустным.
Мне этот фильм очень понравился по тем свойствам, что я всё реже наблюдаю в современном кино. Он не жонглирует стилями, оставаясь целостным. Самые громкие и эмоционально взрывные сцены далеко не всегда являются гарантией должного эффекта на зрителя. Наоборот, самое простое и спокойное кино может быть в разы мощнее, точнее и правдивее. И это является одним из показателей мастерства режиссёра. В музеях мы рассматриваем картины в тишине, и это не мешает нам получать весь спектр впечатлений.
Трейлер:
Автор: Николай Семёнов
Редактор: Марсель Македонский