Найти тему
Слово Истины

Две природы Христа – Божественная и человеческая

Могли ли атрибуты Бога в Личности Христа переходить из Божественной природы в человеческую и наоборот?

Ответ: нет. Мы знаем, что атрибуты – это черты Личности и характера Бога, представленные в Библии. Они не переходят из одной природы в другую, возможность этого означала бы изменение комплекса атрибутов Бога, а тем самым и самой природы Иисуса Христа. Атрибуты взаимодействуют, но никогда не сливаются. Усмиряя бурю, Христос проявлял Божественные качества, уставая и чувствуя жажду – человеческие, страдая на кресте – и те, и другие. Атрибуты проявлялись, взаимодействовали, но никогда не смешивались, теряя свою первоначальную сущность.

Можно ли сказать, что Иисус Христос как Бог не испытывал жажды, а как Человек жаждал, как Бог все знал, а как Человек – нет, как Бог не умирал, а как Человек умер? Ответ: нет. Хотя Бог не может жаждать, чего-то не знать и умереть, но как Богочеловек Иисус Христос нуждался в воде и пище, не знал часа Своего пришествия и претерпел смерть. Христос после воплощения всегда действовал, как Богочеловек, и никогда – только как Человек или только как Бог.

Вывод: во-первых, взаимодействуя, атрибуты не смешивались, во‑вторых, они никогда не проявлялись в полном отрыве друг от друга, взаимоисключая друг друга.

Утратил ли Христос некоторые Свои Божественные атрибуты после воплощения (например, вездесущность или всеведение)?

«О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один…» (Мф. 24:36). Как Всезнающий Бог может чего-то не знать? Воплотившись в образ Человека, Иисус Христос не утратил никаких Своих Божественных атрибутов, обе Его природы функционировали всегда одновременно и гармонично. Например, Христос был Всезнающим, но проявление этого всезнания зависело от развития человеческого организма. Когда Он был Младенцем, Его всезнание было функционально ограничено физическим развитием. Когда Иисус Христос вышел на служение, Он уже полностью осознавал, Кто Он такой и что пришел исполнить. Однако Он все еще не знал некоторые вещи, например, день Своего Второго Пришествия (это связано с добровольным самоограничением Христа, так как это было угодно Отцу). Итак, Иисус Христос был Всезнающим по природе, однако добровольно ограничил Себя функционально.

Предположим, вы отлично играете в настольный теннис. И против вас выходит играть новичок, вы берете и добровольно ограничиваете себя, например, поджимая одну ногу, и принимаете решение играть, прыгая на одной ноге. Ваша природа не ограничена, вы остаетесь человеком с двумя ногами, но ваши функции ограничены, так как вы добровольно ограничили себя в движении, поджав ногу. Это и есть функциональное, а не природное ограничение. Природа и атрибуты Христа неизменны после воплощения, они лишь были ограничены Им Самим. Божественная природа Христа не была утрачена. Он не лишился ни одного из Своих Божественных атрибутов, оставался Всезнающим и Вездесущим, Он лишь ограничил Себя функционально, добровольно приняв образ раба. Поэтому Иисус и не находился во всех точках Вселенной одновременно и не знал часа Своего Второго Пришествия – это ограничение функций, а не природы.

На этот счет существуют заблуждения: самоограничение Христа означает отказ от некоторых атрибутов; Христос, воплотившись, отказался от всезнания и вездесущности; Его самоограничение подразумевает сокрытие Божественных атрибутов; воплощение скрыло элементы Божественной природы.

Истина заключается в том, что самоограничение Христа было функциональным. Христос добровольно Себя ограничил.

Важно сделать следующее замечание. Если Христос – Святой Бог, значит, Он не мог согрешить. Тогда в чем заключались смысл и трудности Его искушений? Сторонники уязвимости утверждают, что Он мог согрешить. По их мнению, если бы Христос не мог согрешить, тогда Его искушения были не настоящими, и Он не мог сострадать нам в наших немощах: «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно [нам], искушен во всем, кроме греха» (Евр. 4:15). Сторонники неуязвимости говорят, что Он не мог согрешить, так как человеческая и Божественная природы нераздельны. Если бы Христос cогрешил как человек, это означало бы, что Он согрешил и как Бог, а это невозможно.

По-нашему мнению, ответ на данный вопрос будет следующим. Несмотря на то, что Иисус Христос не мог согрешить и не согрешил, Ему пришлось испытать самые ужасные искушения. Сторонники неуязвимости правы. Сторонники уязвимости – нет, так как считают, что поскольку Христос не может согрешить, значит Его искушения не имеют смысла. (Однако, если армия непобедима, это не значит, что на нее нельзя напасть.) Смысл искушений Христа состоит в том, чтобы Он мог сострадать нам как Первосвященник и как Судья.