Найти тему

НЕДЕЛЯ 5-Я ПО ПАСХЕ, О САМАРЯНЫНЕ. ЭКЗЕГЕТИКА ЕВАНГЕЛИЯ.

22 мая 2022. Ин. 4:5–42.
22 мая 2022. Ин. 4:5–42.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня, возлюбленные братья и сестры, мы слышали в Евангелии от Иоанна рассказ о самарянке. О том, как Христос пришел в город Сихарь и там встретил женщину-самарянку. Для того, чтобы понять всю глубину произошедшего, нужно обратить внимание не только на некоторые культурные аспекты происходящего, но, в том числе, и на аспекты психологические.

Иисус входит в Самарянскую область. Нужно понимать, что существовало некое племенное неравенство. Иудеи считались высшими среди своих соплеменников, вернее, они сами себя таковыми считали – чистокровными наследниками обетований Божьих, а все остальные были в их глазах язычниками в той или иной степени, с которыми в общем-то и общаться не представлялось возможным, потому что язычник был для правоверного иудея, как животное, как собака… Галилеяне, которые долгое время находились под властью языческих империй, самаряне – были для иудеев людьми второго сорта.

И вот Господь приходит в Сихарь, видит у колодца женщину, обращается к ней и просит у неё пить. В данном случае мы бы сказали, что политический рейтинг Иисуса в глазах иудеев упал бы два раза. Во-первых, потому что он обратился к женщине, а женщина – она в принципе была бесправна. Во-вторых, ещё и к самарянке… Вот так вести себя правоверный иудей не мог никоим образом, и самарянка, зная тот конфликт и ту напряженную ситуацию, которая была между иудеями и самарянами, задает Иисусу вопрос: «Как ты иудей можешь просить у меня, у самарянки, пить?». И мы могли бы подумать, что это наивный вопрос глупой девочки, но в Евангелии сказано, что она была женщиной, у которой было пять мужей, вряд ли бы она задавала такие глупые и наивные вопросы. Скорее всего, это был некий укол, попытка сатиры над Иисусом, потому что он был иудеем, и вот она у него спрашивает: «Что же ты, иудей, просишь меня, женщину, ещё и самарянку дать тебе пить? Самому не как набрать?». Но Господь не отвечает ей язвительно. В этом укоре мы видим попытку со стороны самарянки прощупать насколько вообще с этим человеком о чём-то можно разговаривать, потому что иудей, даже если бы я оказался в столь стесненных обстоятельствах, ни за что бы не пожертвовал собственным достоинством и не стал бы в угоду собственной жажде или другим нуждам что-то просить у самарянки. Иисус ей спокойно отвечает, что «если бы ты знала, Кто перед тобой, то сама просила бы у Него пить», тем самым Он показывает свою готовность к разговору и открытость перед самарянкой. Тогда она понимает, что перед ней действительно неопасный человек, не тот, кто будет насмехаться над ней. И вот она, видя, что он пророк, который знает, что у неё было пять мужей и тот мужчина, с которым она живет сейчас, – не муж ей, задает Ему вопрос.

И вот что интересует женщину, которая встретила пророка: «Можно ли поклоняться на горе Гаризим, или всё-таки правильно поклоняться в Иерусалиме, как учат иудеи?». Мы видим высокий уровень религиозного самосознания женщины. Она хочет услышать через пророка, практически от самого Бога, как же правильно молиться: здесь – на горе, где молятся самаряне, или всё-таки в иудейском Иерусалиме? Иисус даёт ей ответ на этот вопрос и говорит о том, что настанет время, когда истинные поклонники Отца Небесного будут поклоняться не в Иерусалиме и не на горе Гаризим, а в Духе и истине. Таким образом самарянка пытается выяснить для себя некую правовую иерархию: что же на самом деле дозволено? Но Иисус выводит вопрос из этой плоскости и говорит, что в общем-то, что одно, что другое – суеверия человеческие, и Господь ждёт немножко другого. И тогда самарянка спрашивает у него: «Я знаю, что придет Мессия, который разъяснит нам всё». И это один из тех случаев в Евангелии, где Господь прямо без всякой притчи говорит, что «Вот Он Я, который говорит перед тобой». И для нас этот момент показателен тем, что самарянка встретила Бога с некой недоброжелательностью, может быть, с неким предубеждением, с набором своих культурных стереотипов как нужно поклоняться, как нужно верить, но в отличие от иудеев и фарисеев, которые спорили со Христом с единственной целью – чтобы Его подловить, чтобы показать, что и без Него они очень много всего знают, и читали Писание, и научены в вере: «А кто Ты такой, что Ты нас учишь, Тебе и пятидесяти лет нет!». Здесь же самарянка совершенно искренне сначала задает не очень приличный и удобный вопрос Иисусу: «Что же, ты больше отца нашего Иакова? Чего тогда ты просишь меня дать тебе попить?», но затем она совершенно искренне обнаруживает перед Иисусом Христом свой поиск Бога, свои духовные искания, свою веру. И Господь, видя её чистое намерение, отвечает ей и не скрывается, не говорит в притче, что именно Он и есть Мессия.

И из этого отрывка, мы можем вынести две важные для нас сегодня вещи. Первое – это то, что все наши представления о том, что можно – что нельзя, что является чистым – что является нечистым, допустимым – и недопустимым, возможно, не имеют никакого отношения к представлениям Бога, потому что до сих пор, несмотря на то, что мы уже все христиане, мы продолжаем делить людей на тех, кто ходит в храм – и кто не ходит в храм, на православных – и на католиков, тех, кто верует истинно, – и тех, кто верует ошибочно, кто молится правильно, – и кто молится неправильно. И вот здесь Господь показывает, что Он открыт абсолютно для всех. Он открыт для этой самарянки, которая была женщиной, иноплеменницей, язычницей… Но она была искренней в своём духовном поиске Бога. И второй момент – это то, что Господь предлагает нам не форму обряда – поклонение в Иерусалиме или на горе Гаризим, а форму нашего духовного устремления – поклонение Богу в Духе и истине, потому что мы видим, что иудеи, соблюдая правильно, трепетно и щепетильно закон Моисеев, в то же время согрешали против самой цели закона. Они относились горделиво и надменно к тем, кто не такие, как они. Иудеи могли наказать смертной казнью человека за то, что он неправильно исповедует Бога, за то, что он совершает какие-то преступления. Таким образом, вроде бы, с одной стороны, они тщательно исполняли закон, но при этом были далеки от Бога. Господь хочет, чтобы исполнение закона в первую очередь влияло на изменение нашего образа мыслей, чтобы мы мыслили о Боге, так как Он нас учит, так как Он нам открывается.

Иудеи пытались вместить Мессию, самого Христа, в свои представления о том, как должно быть. Им было намного важнее видеть себя правыми, знающими, и самого Мессию подогнать под те стандарты Божественного Откровения, которые уже были у них.

Самарянка представлена здесь менее достойной в глазах общества, но более искренней и честной. Она приходит к Богу с искренним желанием узнать Его такого, какой Он есть, а не доказать Ему, что Он не прав, что Он не может принимать воду из рук самарянки, что Он не может вести себя таким или иным образом. И вот это искреннее стремление к Богу и есть наша первостепенная задача, потому что очень часто наши культурные стереотипы, наши социальные правила, мешают нам познать Бога. Нам кажется, что Бог должен быть именно таким, как мы себе Его представили и должен исполнить все наши прошения, так как мы горячо и правильно молимся, ставим свечи, подаём записки в храм, читаем акафисты… Но Господь очень часто открывает себя людям совершенно неожиданным для них образом. И всё Евангелие – это повествование о том, как Господь являл себя людям в самых неожиданных местах: на трапезе с мытарями и грешниками, в диалоге с самарянкой, в крестной смерти, потому что Мессия совсем не таков, каким Его представляли люди. И Бог открывает Себя тем, чей глаз не замутнён собственным представлением о том, как должно быть.

Приходить к Богу, можно только с чистым сердцем. Есть хорошая фраза: «Люди делятся на две категории. Первые – которые говорят Богу: «Да будет воля Твоя», а вторые – это те, кому Бог отвечает: «Да будет воля твоя…». И вот часто, когда мы имеем некий запрос к Богу, хотим, чтобы у нас что-то наладилось в семье, нам не нужен сам Бог. Мы хотим использовать Бога для своих личных нужд, для своих целей и нисколько не приблизится к пониманию Бога и жизни вечной. И Господь, несмотря на свою скорбь о таких людях, всё равно подает им просимое. Господь исполняет наши желания по нашим молитвам, даёт нам то, что мы ищем, но, к сожалению, мы теряем нечто более важное, мы теряем тот Дух и ту истину, которую принес нам воплотившийся Господь Иисус Христос. Он есть Путь, Истина и Жизнь. И очень жаль, когда человек в Церкви находит исполнение своих желаний, но не находит Христа. Потому что Господь предлагает нам нечто больше, Он предлагает покой для наших сердец, Он предлагает нам источник любви для нашей жизни, Он предлагает нам путь, пройдя, по которому, мы всегда будем счастливы, исполнены любви и благодати Божий, и достигнем Царствия Небесного.

Иногда для того, чтобы увидеть Бога, нам нужно отказаться от своих греховных желаний, иногда – от своих предубеждений… Именно такой жертвы Господь требует от нас. Она должна была не формальной, когда мы исполнили некий закон, совершили некие правила и обряды, но при этом сердце наше осталось также далеко от Бога. Господь ждёт от нас такую жертву: чтобы мы были готовы увидеть Его в собственной жизни в самых маленьких незначительных проявлениях. Но, явившись однажды, Господь изменяет жизнь человека полностью. Те вопросы, которые казались нам очень важными, жизненными и существенными, в глазах Божьих часто являются второстепенными, потому что самое главное, что принес на Землю Господь – это любовь, милосердие и сострадание.

В первую очередь нужно быть хорошим человеком. Не делить других людей на плохих и хороших, правильно верующих и неправильно, тех, кто принадлежит Церкви, или находится пока за её пределами. Нужно любить всех и делиться со всеми светом Христовым и благодатью Божьей, а самое главное – любовью. И тогда Господь будет жить среди нас. Тогда Господь будет наполнять наше сердце, вести нас по пути нашей жизни и давать нам те блага, о которых мы даже и помыслить не могли, о которых мы даже не могли просить у Господа, потому что само представление о Боге было искажено нашей греховной жизнью в нашем сознании.

И поэтому, в первую очередь, прежде чем молиться об исполнении каких-то своих желаний и нужд, нужно молиться Богу о том, чтобы Господь открыл нам понимание Бога, видение Бога и, самое главное, побудил в нас желание действовать после того, как мы соприкоснемся с Ним. Примером такого действия для нас являются апостолы, которые однажды, получив любовь Божью, уже не могли сокрыть её в себе, не могли использовать её только для удовлетворения собственных желаний. Они шли до края Земли и проповедовали Воскресшего Господа, потому что так велика была эта любовь, что невозможно, было её удержать в одном единственном сердце. И наша задача, получив от Бога любовь и благодать, идти и раздавать её другим людям. Являть своей жизнью пример добродетели, заботы о своих близких и попечения и с любовью обо всех нуждающихся. И именно так Господь будет нам открываться в добрых делах, в стремлении друг к другу, в стремлении к любви. Для того, чтобы хотя бы в нашей жизни, в наших семьях и в той зоне ответственности, которая есть у каждого из нас, торжествовала любовь, а не какие-то суеверия: наши представление о том, как правильно, и как должно, о том, как положено. И чтобы сама любовь торжествовала в наших сердцах и вела нас по пути нашей земной и, даст Бог, Небесной жизни. Аминь!

Христос Воскресе!

#проповеди #Христос_посреди_нас