Пойдёмте в Токмаков переулок. Будем изучать редчайший образец здания периода модерна. Построил его архитектор Илья Евграфович Бондаренко.
У него очень интересная судьба – родился в Уфе, в семье мелкого лавочника, который с трудом дослужился до купца второй гильдии. Брал уроки рисования у ссыльного художника, затем уехал в Москву и стал учиться на архитектора, параллельно работал в мастерской у известнейшего мастера Каминского, затем сотрудничал с Шехтелем. Институт был вынужден бросить из-за революционных взглядов и угрозы ареста, уехал в Европу, там в Цюрихе завершил образование, вернулся в Россию. И сразу после снятия запрета на строительство старообрядческих церквей в 1905 году начал работу над храмом, к которому мы с вами идем. С Токмакова переулка его не видно. Нужно зайти во двор брежневской панельки.
И вот перед нами – редчайший образец архитектуры начала ХХ века.
Дом № 17 с4. Церковь Воскресения Христова и Покрова Пресвятой Богородицы 2-й Московской общины старообрядцев Поморского законобрачного согласия.
Поморское беспоповское согласие сложилось в районах русского Севера, на берегах Белого моря, появилось в Москве в начале XVIII века. С 1772 года его центром являлась Покровская (Монинская) часовня. Московские поморцы, в основном принадлежавшие к купечеству, выступали за разрешение брака, совершаемого без участия священника. После закрытия в 1837 году Монинской часовни московские поморцы стали совершать богослужение в домашних моленных.
Проект храма, предложенный архитектором, староверам понравился. «Рисовал я с увлечением, – писал в своих мемуарах Бондаренко, – и никаким другим делом не занялся, пока не установил в рисунках и чертежах все сооружение. Погруженный в мир национального старого народного творчества, выискивая из музейных коллекций и из своих впечатлений образы, я спешил с работой. Время ушло все, без остатка, на рисунки и заказы всех, даже мельчайших деталей наружной отделки фасада и всех деталей интерьера, розданы были все заказы столярам, резчикам, бронзовщикам, вышивальщицам».
Построен был храм в 1907-1908 годах. В этом проекте Бондаренко смог искусно соединить в образе культового сооружения особенности храмового зодчества Северной Руси и элементы модерна (майоликовая плитка, витражи, облицовка глазурованным кирпичом, наружная отделка гранитом и др.). Использовал и достижения строительной отрасли – железобетон.
Все внутреннее убранство храма – иконостас, паникадила, светильники, киоты, решетки на окнах, дубовые скамьи – было выполнено по рисункам архитектора, что придавало храму исключительную гармонию и стилистическое единство. Храму принадлежит особая роль в истории всего Поморского согласия: именно он стал местом проведения двух Всероссийских Соборов поморцев. После революции храм действовал до марта 1930 года и был закрыт. В советское время в помещении храма в разные годы находились: детский театр, а после – библиотека, завод. С 1960-х годов церковь занимал цех швейной фабрики «Космос».