В конце правления Бориса Ельцина имя Николая Аксененко было известно немногим за пределами железнодорожной отрасли. Однако за закрытыми дверями Кремля именно он рассматривался как наиболее вероятный преемник первого президента России.
Аксененко был человеком загадочным и малоизвестным широкой публике. Он не был харизматичным политиком или известным реформатором. Но у него были качества, которые ценил Ельцин: компетентность, преданность и железная воля. По мере того, как приближались президентские выборы 2000 года, кандидатура Аксененко набирала вес. Но судьба распорядилась иначе. За несколько месяцев до выборов Ельцин неожиданно изменил свое решение и назначил своим преемником Владимира Путина. Причины этого решения до сих пор остаются неясными.
Кем был Аксененко?
С 1997 по 2002 год он занимал пост министра путей сообщения, а в 1999-2000 годах был первым вице-премьером. Николай начал свою карьеру на железной дороге в качестве дежурного по станции в 1972 году. Постепенно продвигаясь по служебной лестнице, он стал заместителем министра путей сообщения в 1994 году.
Под руководством Аксененко были реализованы значительные проекты. При его активном участии была создана компания "Транстелеком" с самым современным оборудованием оптико-волоконных линий связи. Он первым выдвинул предложение о соединении Сахалина с материком и упрощение железнодорожного сообщения с Европой. Самым народным проектом Аксененко стал футбольный клуб «Локомотив». Из средней команды «Локо» стал лидером российского чемпионата и получил по тем временам самый современный в России стадион.
Судьба против Аксененко
Кандидатура Аксененко на пост премьер-министра была отклонена Ельциным дважды. В первый раз в 1998 году, когда предпочтение было отдано Сергею Кириенко. Второй раз в 1999 году, когда на пост премьера был назначен Сергей Степашин. Поговаривают даже, что к неудачам политика причастен Чубайс. У него с Аксененко был серьезный конфликт. Чубайс отговорил Ельцина словами: "Он очень сильный". И олигархи Аксененко очень боялись, потому что это действительно был сильный управленец.
Конец
После ухода Ельцина в отставку Аксененко попал в немилость. В 2001 году ему были предъявлены обвинения в превышении должностных полномочий и нецелевом использовании прибыли железнодорожных предприятий. Уголовное дело усугубило его болезнь, и в 2002 году он был уволен с поста министра.
В 2003 году Аксененко разрешили выехать за границу для лечения. Он умер в 2005 году в Германии от лейкемии. Причиной болезни, по мнению близких, стали глубокие переживания, связанные с уголовным делом.
Аксененко был похоронен в Санкт-Петербурге, на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Его смерть стала большой потерей для государства в целом и железнодорожной отрасли в частности.
Такова политика - не всегда все происходит так, как задумывалось. Но Аксененко определенно оставил свой след в истории. Теперь трудно представить, как бы могла сложиться судьба страны, пошла бы она по другому сценарию.