Провела ночь в узбекском плацкарте: неприятный опыт, который запомнится на всю жизнь

279K прочитали

Провела ночь в узбекском плацкарте, а потом всё тело еще пару дней болело! Не советую повторять мой опыт.

Приветствую вас, дорогие путешественники!

Продолжаю делиться с вами впечатлениями от своей недавней поездки в Узбекистан. За 12 дней, которые я провела там, удалось познакомиться с культурой и бытом узбеков, узнать особенности их жизни изнутри.

Это я в Хиве. Самый красивый город в Узбекистане, на мой взгляд
Это я в Хиве. Самый красивый город в Узбекистане, на мой взгляд

Я посетила сразу несколько узбекских городов: Ташкент, Бухара и Хива, куда я добиралась на поезде. Билеты покупались в последний момент, поэтому мне доставались не самые лучшие места, всего пару раз смогла выкупить нижнюю полку. Оба раза были в ночь. Больше не хочу повторять этот опыт, расскажу подробней почему.

Так выглядит ЖД вокзал и поезд снаружи
Так выглядит ЖД вокзал и поезд снаружи
На вокзале очень много людей. Свободных мест в поезде никогда нет.
На вокзале очень много людей. Свободных мест в поезде никогда нет.

Для начала покажу вам, как выглядят плацкартные поезда в Узбекистане. Вроде бы ничего особенного - вагоны похожи на наши. Правда на самые старые, которые в России сейчас встречаются редко.

Провела ночь в узбекском плацкарте, а потом всё тело еще пару дней болело! Не советую повторять мой опыт. Приветствую вас, дорогие путешественники!-4

По 4 спальные полки, между которыми есть столики. Есть розетки, но большинство из них нерабочие, к сожалению. Вай фая и точечного освещения нет.

Провела ночь в узбекском плацкарте, а потом всё тело еще пару дней болело! Не советую повторять мой опыт. Приветствую вас, дорогие путешественники!-5
Провела ночь в узбекском плацкарте, а потом всё тело еще пару дней болело! Не советую повторять мой опыт. Приветствую вас, дорогие путешественники!-6

На полках есть вот такие накидки, интересная идея, конечно. Смотрится очень даже нарядно. Встречала три расцветки: синий+бордовый, голубой+мятный и просто синий.

На блюдце лежит сахар и чайные пакетики
На блюдце лежит сахар и чайные пакетики

Правда большинство узбеков сразу их убирают и застилают свое место постельным бельем, которое, кстати, бесплатное. То есть отказаться от него и сэкономить пару сотен рублей не получится (в России всегда так делаю, если не планирую спать).

В некоторых поездах был вагон-ресторан, только от ресторана одно название. Узбеки обустраивают себе там спальные места.

Спальное место между столиками
Спальное место между столиками
Здесь пекут пирожки
Здесь пекут пирожки

Небольшая кухня, где пекут пирожки. Из готовых блюд больше ничего не было. Продают всякие снеки и шоколадки. Да и в ресторан никто не ходит, потому что всю еду люди возят с собой, впрочем, как и у нас.

Чай в узбекских поездах бесплатный: зеленый или черный на ваш выбор, плюс всегда кладут кусочки фирменного сахара. Выдают не только кружку, а сразу чайник. Это национальная особенность Узбекистана, не принято у них заваривать чай в чашке (когда просишь кружку, они недоумевают, потому что почти везде чашки, похожие на пиалки, но кружки тоже встречаются, просто редко).

Провела ночь в узбекском плацкарте, а потом всё тело еще пару дней болело! Не советую повторять мой опыт. Приветствую вас, дорогие путешественники!-10

Туалеты ужасные, даже там, где есть унитаз, садиться невозможно - ободок маленький, одноразовых сидений нет. Жидкого мыла тоже нет, только обычное. Негигиенично пользоваться таким в общественных местах. Но я всегда с антисептиками и влажными салфетками, поэтому некритично.

А еще в поездке дико жарко, такое ощущение, что отопление включают на +35 градусов. Ладно я - русская девушка, могу себе позволить раздеться до футболки и тонких шелковых брюк. Бедные узбечки так не могут, даже не представляю, как им душно, потому что на них всегда очень много одежды плюс головной убор. Снять с себя всё лишнее,увы, нельзя - религия не позволяет.

Провела ночь в узбекском плацкарте, а потом всё тело еще пару дней болело! Не советую повторять мой опыт. Приветствую вас, дорогие путешественники!-11

Но все перечисленные мной недостатки - лишь мелочи, у нас тоже по-разному бывает. По сравнению с главной неприятной особенностью узбекских поездов, с которой я столкнулась только ночью, и от которой я была, если честно, просто в шоке - она сильно испортила впечатление от поездатого путешествия и сделала его просто невыносимым.

Провела ночь в узбекском плацкарте, а потом всё тело еще пару дней болело! Не советую повторять мой опыт. Приветствую вас, дорогие путешественники!-12

В целом всё мне было хорошо и комфортно ровно до того момента, пока не пришло время спать. Я еще в самом начале своей первой поездки хихикала над тем, что у всех пассажиров поезда торчат ноги посреди прохода. Идешь по вагону и каждые несколько секунд запинаешься. Списывала это на то, что, возможно, мужчины крупные, высокие и поэтому не вмещаются целиком.

Ноги в ряд
Ноги в ряд

Кстати, наверху ездят только мужчины и дети, женщины и пожилые люди всегда размещаются снизу. Даже если пенсионер или женщина купили билет на верхнюю полку, мужчины сразу меняются - так у них заведено в Узбекистане, это проявление уважения и почтения к старшему поколению. Женщинам уступают верхние места, чтобы они не карабкались наверх и не светили своими пикантными частями тела. Молодые девушки изредка встречались наверху, но только светские. Стоимость всех билетов одинаковая, не имеет значения, хоть нижняя у столика, хоть верхняя боковушка.

И вот значит ложусь я на свою нижнюю полку и понимаю, что мои ноги свисают сантиметров на 5. Они просто не помещаются! А ведь мой рост всего-то 161 см. Я попробовала подтянуться повыше, но ситуация не сильно изменилась. Моему маленькому туловищу не хватает места, чтобы вытянуться полностью. А я всегда сплю на спине.

Пришлось свернуться калачиком, чтобы уснуть. Потом всю дорогу мучилась, потому что во сне все равно переворачивалась на спину, и все время просыпалась от того, что о мои ноги периодически кто-то запинается.

Наутро у меня все тело болело, и мне уже было не так смешно от свисающих ног посреди прохода, стало грустно и обидно за узбеков, они же не виноваты, что так устроены их поезда. Совсем не думают о людях!

Тут в самолете некоторые высокие люди жалуются, что их ноги упираются в спинку кресла неудобных лоукостеров, хотя лететь всего 2-3 часа. А представьте себе, какой дискомфорт испытывают длинноногие узбеки и узбечки, которым предстоит мучиться по 12-14 часов. Искренне им сочувствую и желаю модернизации в сфере железных дорог.

В общем, эта неприятная особенность дважды испортила мне впечатление от поездки и напрочь отбила желание путешествовать по Узбекистану ночными поездами (хотя, честно говоря, вариантов больше и нет). Второй опыт ночевки в плацкарте был еще хуже, ведь тогда мне досталась нижняя боковушка, ноги не свисают, а упираются в стенку даже в слегка согнутом состоянии. Короче, две адские ночи у меня были в Узбекистане :) Не пожелаю даже врагу.

Но есть и очень приятная особенность узбекских поездов, которой не могу не поделиться - это попутчики! Добрые, открытие и очень гостеприимные узбеки, общаться с которыми одно удовольствие, время пролетает как одно мгновение. Об этом обязательно расскажу подробней, но уже в следующих статьях.

А вы ездили на поезде по Узбекистану? Любите путешествовать на поезде? Делитесь своими впечатлениями и опытом!