Многим русским правителям были свойственны садистские наклонности: Петр I любил сам выдирать больные зубы, а царь Алексей Михайлович "выпускал" себе кровь зубами любимого сокола. Но даже самые жестокие казни не могли сравниться с тем издевательством, которое над своими шутами устроила Анна Иоанновна.
"Курляндская дурочка"
Престол был получен этой женщиной практически случайно: после смерти Петра II Верховный тайный совет мечтал иметь такого правителя, которым можно было бы управлять. И в итоге, выбор остановился на курляндской принцессе, дочери Иоанна V. Ее отец был от рождения не силен умом, поэтому на протяжении всего своего правления за него принимал решения кто-то другой. Сначала - старшая сестра Софья Алексеевна, затем - младший брат, Петр I.
Но Иоанн Алексеевич успел завести пять детей - и все дочек. Уже при правлении Петра I, император пытался выгодно их женить. Так старшая дочь оказалась в браке за Прусским герцогом, а младшая должна была составить союз с курляндским герцогом.
Брак состоялся. Но на самой свадьбе герцог пил с русским императором на спор. Как итог, новоявленный муж умер, не сумев перепить Петра I.
А сама Анна на долгие 20 лет оказалась заперта в далеком герцогстве, где у нее практически не было денег, не было никакого доступа ко двору.
Поэтому, попал в 1730-м году в Санкт-Петербург и став императрицей, Анна Иоанновна начала отжигать по страшному.
Шальное правление
Лишь только став императрицей женщина сразу стала устраивать дорогие и пышные балы. На них активно тратились деньги из государственной казны, но это не было удивительно для правителя периода дворцовых переворотов.
А вот остальные увлечения уже казались странными - Анна Иоанновна, к примеру, не могла уснуть без сказок. По ее поручению со всей империи набрали "говорливых баб", которые каждую ночь рассказывали ей истории о бандитах, приключениях и прочим.
Это была еще крайне миролюбивая забава. Она не доставляла никому неудобств, но вот шуты...
Шутовская эпоха
По всей империи собирали людей со всякими дефектами внешности - карликов, горбунов, которые отныне становились царскими шутами. В список шутов также попадали те государственные деятели, которые попали "в опалу".
Иногда это были пожилые мужчины, прослужившие всю жизнь на высших государственных постах, но ставшие шутами. Их лишали всякого содержания и имущества, под угрозой изворотливой казни они должны были прыгать и плясать, развлекая императрицу.
Волконский Никита Фёдорович, к примеру, стал шутом по причине того, что императрица невзлюбила его жену. Но интересна нам история лишь одного из них Михаила Алексеевича Голицына, внука всесильного полководца эпохи Петра Великого.
Любовь с католичкой
История из-за которой Михаил Голицын попал в опалу также интересна. Михаил по молодости влюбился в девушку Лючию, которая была итальянкой. Ради любви он совершил вероотступничество и принял католическую веру.
Но позже он совершил роковую ошибку и вернулся в Российскую империю. Там он начал жить с Лючией тайно в Немецкой слободе, но "добрые люди" донесли эту информацию до императрице.
Мужчину поставили перед выбором - он становится либо шутом и лишается всех титулов, либо его убивают. Михаил выбрал первое.
А жена, кстати, без зазрения бежала. А Голицин остался развлекать императрицу, пытаясь хоть как-то выбрать из положения. Но больше всего Анну Иоанновну веселили страдания "Квасника" - другие шуты получали "бонусные баллы", если заставляли его страдать: били, плевали в лицо, прижигали.
Калмычка
И если в истории Голицина еще можно сказать, что его действия повлияли на его положение, то история Авдотьи Бужениновой была еще более трагична.
Девушку- калмычку императрице просто подарили как вещь. Она была крайне маленького роста, а также обладала уродливой внешностью. Советнику показалось это интересным и он забрал ее с ее дома и отдал императрице.
Ее крестили без ее воли. Она получила имя Авдотья, а фамилию - Буженинова. Дело в том, что Авдотья мазалась жиром и не мылась, из-за чего от нее постоянно пахло. Возможно, так девушка пыталась спастись от приставаний, но и это помогало. Часто ей приходилось драться с мужчинами, которые пытались ее принудить к связи.
Квасник и калмычка
Однажды Авдотья загрустила и на вопрос императрицы о том, что же стало причиной ее расстройства, ответила крайне неудачно. Девушка сказала, что ей практически 30 лет и у нее еще нет мужа.
После этого императрица решила ее женить, но как же ужасно она задумала это сделать.
Тут карты сошлись: женить "вонючую уродку" решили на Голицине, пусть страдает.
Ледяной дворец
Сделать дворец для брачующих заставили тех архитекторов, которые раннее строили Санкт-Петербург. Физики и математики тратили силы, чтобы построить ледяной дворец.
Поэту Василию Кирилловичу Тредиаковскому приказали написать оду к этой дурацкой свадьбе, но он отказался. После этого поэта избили и далее про него ничего не известно.
Все средства были брошены на строительство замка - там были сделаны комнаты, там же были и предметы утвари. Все было сделано изо льда. По решению императрицы, новобрачные должны будут провести там всю ночь и, конечно же, замерзнуть насмерть. Эту часть императрица находила особенно забавной!
Множество сооружений были построены перед ледяным домом: слон, из хобота которого бьет алкоголь, пушки изо льда, которые могли стрелять.
Свадьба
Сама свадьба была проведена 6 февраля 1740 года. Несчастных везти к дворцу в клетке, которая стояла на слоне. Были собраны люди разные национальностей со всех уголков Российской империи - около 300 человек.
Новобрачных венчали в церкви, а позже загнали на кровать в ледяном дворце. Там пара должна была провести всю ночь, императрица поставила стражу, которая должна была за этим следить. Калмычку и шута заставили раздеться и забрали у них всю одежду. Температура на улице была - 30 градусов.
Счастливый конец чудовищной истории
Но Авдотья оказалась умной женщиной: смогла выкупить у стражника тулуп, обменяв его на жемчужное ожерелье, которая подарила Анна Иоанновна на свадьбу. Новобрачные выдержали эту ночь, а наутро, видимо, привязались друг к другу.
Спустя несколько месяцев умерла сама императрица, а взошедшая на престол Елизавета Петровна запретила в России «нечеловеческие поругания» над «дураками». Голицину вернули часть имущества и, самое главное, освободили вместе с женой.
И пара, которая нашла друг друга таким странным способом, осталась вместе. Они жили в имении Голицина, пытались завести детей. Но в 1742 году, Авдотья умерла, рожая второго ребенка.
Голицину же повезло дожить до 87 лет, и до конца жизни он остался веселым человеком, которые часто рассказывал анекдоты и шутил в компаниях.
Но это лишь счастливое исключение из чудовищного правила: Анна Иоанновна была жестокой женщиной, не жалевшей никого.