6 марта 1969 года у берегов Невы появилась на свет Татьяна Буланова. Звезда 90-х, заслуженная артистка России этой весной справляет красивую юбилейную дату. Её голос невозможно спутать ни с чьим другим. Уникальный мягкий тембр и характерная «шепчущая» манера исполнения этой певицы узнается с первых нот. В начале карьеры девушка покорила публику лирическими «слезовыжимательными хитами», за ней закрепилось амплуа главной «плакальщицы» российского шоу-бизнеса. Её песни трогали слушательниц до глубины души, вызывая эмоции и мысли о непростой несчастной женской судьбе, хотя судьба артистки вовсе не была таковой, в ней было немало удач и счастливых поворотов. По случаю юбилея певицы канал «Журнал МУЗилка» традиционно предлагает погрузиться в уникальный творческий мир артистки и вспомнить некоторые песни из конца прошлого века, прославившие Татьяну Буланову.
Поющий библиотекарь. Начало пути.
Дворцовая набережная, самый центр северной столицы. Каждый, кто бывал здесь, наверняка проходил мимо возвышающегося над водами Невы здания института культуры – ЛГИКа, как он назывался в советское время. В конце 80-х годов в рядах его студентов была девушка Таня, дочка военного моряка. Проявлявшая творческие способности, но тихая и неприметная, она вряд ли походила на будущую звезду музыкальный сцены. Училась Татьяна вовсе не эстрадном отделении, а на библиотечном факультете. На выборе специальности библиотекаря настояли родители. Девушка поступила на вечернее отделение и сразу пошла работать по специальности, в библиотеку военно-морской академии. До работы добиралась на трамвае. Привычка передвигаться этим видом транспорта однажды сыграет в жизни Булановой важную роль.
На трамвайной остановке произошла встреча, которая в корне изменит её судьбу, и личную, и профессиональную. Татьяну приметил молодой человек, подошел и сделал заманчивое предложение, позвав солисткой в музыкальную группу.
Работа библиотекарем ещё не прельщала, В глубине душе Таня мечтала о сцене, правда не музыкальной, а театральной, хотела быть актрисой. Музыка в её жизни присутствовала с юных лет, интерес к ней привил старший брат, за плечами у Татьяны была музыкальная школа, она умела играть на гитаре. Свой музыкальный талант девушка продемонстрировала на новогоднем капустнике в институте, исполнив песню под гитару, чем удивила окружающих.
«Я абсолютно сливалась с книгами, со стенками, на меня внимания не обращал никто, а тут я вдруг как-то удивила, впечатлила. После этого кто-то ко мне подошел: «Таня, вам надо продолжать, это настолько Ваше»
, - рассказывала Буланова.
Отучившись два года на библиотекаря, Татьяна решается сменить специальность. В 1989 году поступает на курс эстрадной студии при Питерском мюзик-холле. В тот же период сама судьба предоставляет ей шанс громко заявить о себе.
Мужчиной на остановке оказался музыкант Николай Тагрин, будущий супруг и продюсер певицы, руководитель группы «Летний сад».
Пение Татьяны он услышал, заглянув на одну из репетиций Мюзик-холла. В группу как раз требовалась солистка. Встретив на остановке Буланову, Николай предложил это место ей. Татьяна согласилась. В составе «Летнего сада» вокалистка обретает известность. В 1990 году группа обратила на себя внимание с песней «Девчонка».
За ней последовала целая вереница «слезливых» хитов. Появившись на эстраде в непростое, переломное для страны время, на пестром и эклектичном музыкальном фоне Татьяна с её лирическим репертуаром стала олицетворением искренности, истинно питерской интеллигентности и в то же время простоты, что подкупило многих слушателей.
«Ясный мой свет»
Муз. О. Молчанов, ст. А. Славоросов
«На фоне раскрепощающихся, вечно провокационных «Комбинации», Маши Распутиной Таня выглядела как ясный свет»,
- так образ «ранней Булановой» и её место в эстрадном дискурсе 90-х характеризовал продюсер Евгений Войтов, обыграв при этом название одного из самых главных хитов певицы. «Ясный мой свет», визитная карточка Булановой, которая как раз таки «выбивается» из закрепившегося за ней образа «плачущей певицы». Для того, чтобы избавиться от него, эта композиция и создавалась.
Пеня зазвучала в 1996 году, вошла в состав пластинки «Моё русское сердце». К тому моменту Буланова уже была известной певицей, с хитами и музыкальными наградами. Ей наскучило, подобно своей тезке из стихотворения Барто, громко плакать на всю страну и захотелось показать публике, что может петь другие по характеру песни.
Хит «на сопротивление» вызвал противоречивую реакцию и у слушателей, и в окружении певицы. Буланова вспоминала, что со сменой вектора одни поклонники хвалили её и просили больше танцевальных песен, другие говорили, что «надо плакать». «Ясный мой свет» пришелся не по душе и близким певицы.
«Мы её записали, я маме показала, маме вообще не понравилось»,
- отмечала Буланова в интервью.
Сама певица, хоть и любила эту песню, в её успешности и хитовой судьбе уверена не была. Другое мнение озвучил человек из творческого окружения, причастный к работе над этой песней.
«Было ощущение, что это станет хитом, но что на много десятилетий будет, это, конечно, невозможно предполагать, но она сразу ложилась на язык, музыка очень ритмичная»,
- говорил танцовщик балета «Тодес» Вячеслав Игнатьев, принимавший участие в съемках клипа.
Музыку хита написал композитор Олег Молчанов, к тому времени уже известный автор, зарекомендовавший себя на эстраде хитами для Ирины Салтыковой. На очередном фестивале «Песня», где композитор получил диплом лауреата, Буланова сама подошла к нему и попросила написать ей энергичную песню.
«Она сама подходит и говорит, можете мне написать песни, танцевальные. Я удивился, она поёт медляки, баллады. Она говорит, я озорная девчонка, я люблю дискотеки»,
- так вспоминал композитор их разговор.
Позже при личной встрече Молчанов показал ей несколько мелодий, выбор пал на задорный мотив будущего хита «Ясный мой свет». Текст на уже готовую мелодию попросили написать видного хитмейкера того времени, поэта Аркадия Славоросова.
В стилистике и аранжировке композитор Олег Молчанов, по его признанию, отталкивался от стилистики «Boney M». К созданию для Булановой «энергичного хита» он подошел со всей ответственностью.
«У меня была задача сделать карьеро-образующую песню, я не мог промахнуться, один шанс у меня был »,
- говорил композитор. Спустя годы очевидно, что с этой задачей он на 100 % справился, песня, действительно, стала переломной.
За визуализацию песни в качестве режиссера-клипмейкера взялся Владимир Шевельков, широко известный как актер кино. Наиболее яркую и памятную роль он сыграл в фильме Светланы Дружиной «Гардемарины, вперед!». Клип Шевелькова выбивался из магистральной линии музыкальных видео певиц того времени, представлялся оригинальным, запомнился яркими костюмами. В стилистике видеоряда клипмейкер отталкивался от оформления предстоящего альбома «Моё русское сердце».
«Ясный мой свет» стал лауреатом «Песни-96». В тот же год впервые в истории вручали учрежденную русским радио премию «Золотой граммофон», вскоре ставшую одной из самых престижных, отражающих «срез хитов» за конкретный год. С хитом «Ясный мой свет» Буланова оказалась в числе артистов дебютной церемонии, получивших первую статуэтку.
«Не плачь»
Муз. А. Боголюбов, Н. Тагрин, сл. А. Боголюбов
Возвращаемся в начало 90-х. Первым по настоящему большим хитом Татьяны Булановой и группы «Летний сад» стала песня, в которой солистка призывала «Не плачь». А получилось, что под грустный хит вместе с Таней заплакала вся страна. Дело было в 1991-м.
Основной автор этой песни – клавишник группы Андрей Боголюбов, написавший её на фоне личных душевных переживаний.
«Такие переживания у него периодически случались, и они длились, как правило, месяца два. И как раз попало на момент этих переживаний, и он как-то взял и написал эту песню»,
- так обстоятельства создания передавала исполнительница хита Татьяна Буланова. Соавтором музыки песни «Не плачь» значится Николай Тагрин.
Песня озаглавила магнитоальбом группы «Летний сад» 1991 года, который значится вторым в дискографии.
«Старшая сестра»
Муз. Т. Буланова, ст. А. Боголюбов
На следующем альбоме 1992 года заглавной станет трогательная до трагизма песня о навсегда потерянной любви и коварной сопернице, которой оказалась близкой родственницей. Замуж за возлюбленного лирической героини выходит её «Старшая сестра». Так называется и песня, и альбом.
Печальную историю в стихах от женского лица рассказал Андрей Боголюбов, а в роли композитора проявила себя сама певица. Автором музыки значится Татьяна Буланова.
К предыдущему юбилею певицы, в 2018-2019 годах сняли сериал «Никогда не говори никогда», снятый по мотивам её биографии, и позиционирующийся подарком артистке. Как и во всех подобных работах, в сюжете картины есть вольности. Один из драматичных поворотов строится на том, что возлюбленный главной героини уходит к её сестре. В отличие от киношной певицы, в жизни Булановой ничего подобного не происходило, и произойти не могло. У Татьяны Ивановны нет сестер, только старший брат.
«Колыбельная»
Муз. И. Духовный, ст. С. Патрушев
Хит 1994 года оказался для певицы очень личным. В карьерном плане этот год был ознаменован успехами и наградами, артистка стремительно наращивала свою популярность. В 1994 она удостоилась премии «Овация» и была признана лучшей певицей по версии хит-парада «Звуковая дорожка», который составлялся «Московским комсомольцем».
Со сцены финального концерта фестиваля «Песня-94» прозвучала её «Колыбельная». Проникновенная, искренняя песня с музыкой Ильи Духовного и стихами тезки и однофамильца политического деятеля, известного автора-песенника того времени Сергея Патрушева, также узнаваема по строчке «Спи, мой мальчик». Исполняя эти слова, Татьяна Буланова всякий раз мысленно посылала их маленькому Сашеньке, рожденному в браке с Николаем Тагриным. Оба родители были заняты музыкальной карьерой, с сыном проводили мало времени. Когда звучала эта песня, на глазах артистки проступали ставшие уже фирменными слезы, Буланова признавалась, что в мыслях о сыне ей было тяжело петь «Колыбельную»:
«Эту песню я спокойно исполнять очень долго не могла, потому что я не видела ребёнка, я по нему невыносимо скучала. Эти слёзы – они оттуда», -
рассказывала певица.
«Мой ненаглядный»
Муз. О. Молчанов, ст. А. Славоросов
Эволюцию образа певицы и переход от лирических слезливых песен к танцевальным, наметившиеся хитом «Ясный мой свет», закрепляет песня тех же авторов – Олега Молчанова и Аркадия Славоросова «Мой ненаглядный». Писалась она в тот же период – в 1996-м году.
По словам Булановой, композитор однажды пришел к ней в гости с гитарой в руках и на месте наиграл мелодию.
«О, классно! Я уже даже клип вижу!»
– отреагировала певица.
Яркое, красочное музыкальное видео также снимал Владимир Шевельков. Истории двух хитов Татьяны Булановой во многом переплетаются, но изданы они на разных альбомах. «Мой ненаглядный» открывает трек-лист пластинки «Стерпится-слюбится» 1997 года. По его итогам Буланова получает за песню второй подряд «Золотой граммофон».
«Стерпится, слюбится»
Муз. И. Зубков, ст. К. Арсенев
Песни восьмого полноформатного альбома Булановой «Стерпится, слюбится» по большей части написал Олег Молчанов. К исключениям относятся перепетая Булановой в «Старых песнях о главном» советская нетленка – «Нежность» Пахмутовой, Добронравова и Гребенникова и заглавная композиция альбома, звучавшая в финале фестиваля «Песня-97».
Фамилия автора песни «Стерпится, слюбится» - Зубков. Её носители – два знаменитых композитора разных эпох, отец и сын. Видным автором советского времени был Валерий Зубков, сочинивший, например, хит «Горчит калина» исполненный Нани Брегвадзе. В 90-х видным хитмейкером эпохи стал его сын Игорь Валерьевич. Зубков-младший успешно работал в тандеме с поэтом песенником Константином Арсеневым, они писали для Михаила Шуфутинского, Татьяны Овсиенко и многих других популярных артистов. «Стерпится, слюбится» из репертуара Булановой – образец их совместного творчества.
Этими же авторами, Игорем Зубковым и Константином Арсеневым на альбоме «Стерпится, слюбится» написана песня «Птица»
«Мало не много»
Муз. О. Молчанов, ст. К. Крастошевский
Сотрудничество «обновленной» Татьяны Булановой с Олегом Молчановым продолжалось, в 1999 году обширный перечень заметных хитов артистки пополнило его произведение «Мало не много» на стихи Кирилла Крастошевского. Песня вошла стартовым треком в альбом «Стая».
В последний год XX столетия композиция «Мало не много» стала лауреатом «Песни-99» и удостоилась премии «Золотой граммофон».
«Мой сон»
Муз. и сл. О Попков
Завершает сегодняшнюю подборку хит миллениума. Композицию «Мой сон», в 2000-м году снискавшую популярность на дискотеках страны, выделяют как не типичную для творчества Булановой. Она была выпущена в сотрудничестве с ди-джеем Алексеем Цветковым. Татьяна Ивановна с теплом отзывалась о коллеге:
«Леша - очень талантливый музыкант, очень яркий, интересный, творческий человек».
Инициатива выпуска трека исходила от Цветкова. Он предложил Булановой эту песню, а написал её Олег Попков, востребованный автор, чьё имя в «нулевых» нередко звучало из уст ведущих «Песни года». В 2000-м ему вручили диплом лауреата за песню «Мой сон» Татьяны Булановой.
В дальнейшем певица продолжит работать с Попковым, уже на следующий год на «Песне года-2001» прозвучит его композиция «Золотая пора» в исполнении Булановой.
В длинной веренице хитов, выпущенных за три десятилетия творчества, отобрать лишь несколько - сложно, у каждого будет свой список. В этом материале я, как и всегда, ориентировался на формальные показатели, в частности, наличие музыкальных наград. Коллекцию «Золотых граммофонов» и хитов-лауреатов «Песни года» Татьяна Буланова изрядно пополнила в XXI веке, и по сей день заслуженная артистка на виду. Юбилейную подборку я решил посвятить хитам 90-х, лишь чуть-чуть заглянув в новый век.
Брак певицы с Николаем Тагриным, сопровождавшим её эстрадный взлет, распался в 2005 году. В жизни исполнительницы появилась новая любовь – футболист Владислав Родимов. От второго брака в 2007 году родился сын Николай. Совсем недавно, летом 2023 Татьяна вышла замуж в третий раз, и, по данным СМИ, взяла фамилию супруга, предпринимателя Валерия Руднева. Но в медийном пространстве и в творчестве остается под своей родной фамилией – Буланова, по которой её знают и любят многие поколения слушателей. Параллельно с творчеством Татьяна Ивановна занимается ресторанным бизнесом в родном Санкт-Петербурге - городе, с которым связана вся её жизнь.
Материал основывается на информации из открытых источников.
Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад вашим лайкам и подпискам на канал. Слушайте любимых исполнителей и помните, что разговоры о музыке всегда субъективны.