Найти в Дзене
ЗАМЕТКИ АНДРЕЯ

Велопоход по самому Южному Уралу

Пару лет назад мне довелось побывать в степи. Дело было в середине весны на Нижней Волге в Астраханской области в окрестностях озера Баскунчак. Апрельская степь тогда уже ожила от морозов, но ещё не обгорела под палящим солнцем. В подобном месте я оказался впервые и оно мне понравилось. Помню, как поднимался там на совсем небольшой холм, высотой около 100 метров, гиперболически именуемый в местных топонимах горой, где офигел от равнинности пейзажа и бескрайности обзора. В посте о той поездке я тогда написал, что поезд, движущийся без остановки от горизонта до горизонта, можно наблюдать почти час! Не в полне очевиден тот факт, что степь существует и в уральской культуре. Да, в сознании большинства Урал - это горы и тайга, о которых писали Бажов и Мамин-Сибиряк, однако есть среди уральского хребта место, в котором не растет не то что лес, но даже отдельные деревья.  Речь о самом южном Южном Урале, на территориях которого расположились Оренбургская область и немного Казахстан. Здесь тоже

Пару лет назад мне довелось побывать в степи. Дело было в середине весны на Нижней Волге в Астраханской области в окрестностях озера Баскунчак. Апрельская степь тогда уже ожила от морозов, но ещё не обгорела под палящим солнцем. В подобном месте я оказался впервые и оно мне понравилось. Помню, как поднимался там на совсем небольшой холм, высотой около 100 метров, гиперболически именуемый в местных топонимах горой, где офигел от равнинности пейзажа и бескрайности обзора. В посте о той поездке я тогда написал, что поезд, движущийся без остановки от горизонта до горизонта, можно наблюдать почти час!

Не в полне очевиден тот факт, что степь существует и в уральской культуре. Да, в сознании большинства Урал - это горы и тайга, о которых писали Бажов и Мамин-Сибиряк, однако есть среди уральского хребта место, в котором не растет не то что лес, но даже отдельные деревья. 

Речь о самом южном Южном Урале, на территориях которого расположились Оренбургская область и немного Казахстан. Здесь тоже есть традиционные для Урала горные заводы, а в местных горах и степях пасутся те самые овцы, из шерсти которых производят всем известные оренбургские пуховые платки:) А еще в этом климате неплохо вызревают арбузы 🍉. БОльшая часть Оренбургской области представлена степями, однако горы тоже есть. 

Если следовать с юга на север, то где-то тут, на границе с Казахстаном, на берегах реки Урал и начинается уральский хребет, который тянется до Полярного Круга. 

Идея сгонять в эти места на майских пришла как-то спонтанно. Изначально я вообще планировал рвануть в Башкирию, куда-нибудь в район Инзера. Вместе с тем, лесные пожары в Айгире, клещи и ещё не совсем устоявшееся майское тепло внесли изменения в планы. С учётом того, что весна - лучшее время для посещения степи, я сделал выбор в пользу оренбуржья. 

Застолбив четыре выходных дня подряд, вечером субботы погрузился в поезд 'Екатеринбург-Оренбург'. С собой - велосипед и минимум вещей. Немного подсобрав инфу в интернете, я решил выйти на станции Новотроицк в одноименном городке, откуда на велосипеде отправиться в заказник Губерлинские горы. У меня не было какого-то четкого плана относительно перемещений, и я решил двигаться примерно тем же маршрутом, который подглядел на ютуб-канале одной девочки, совершившей похожую одиночную веловылазку в эти места пару лет назад. На сайте одной известной федеральной службы выяснил, что Губерлинские горы частично отнесены к приграничным территориям и для их посещения необходимо оформить разрешение этой самой службы. Будучи законопослушным гражданином, я подал соответствующее заявление через портал Госуслуг.

В стареньком, но аккуратном вагоне поезда с приветливыми проводниками за ночь добрался до нужного места. Мне повезло оказаться в купе одному. Впрочем, и вагон был почти пустым. 

Позавтракав, в восемь с копейками утра покинул поезд на станции Новотроицк в одноименном городе. Забегая вперед спойлерну: если бы я знал, что ждёт меня в этот день, то, наверное, не решился на подобную вылазку.

Но начиналось все очень неплохо. На вокзале я собрал велик и отправился на выезд из Новотроицка по залитым утренним солнцем пустым улицам. Только трамваи иногда гремели, проезжая не спеша. Привокзальный район в основном застроен капитальными сталинками, центр города оказался тоже весьма приятным, а окраины как везде - до неприличия пыльные и убогие, состоящие из хрущевок. Классический город-завод, город-труженник, в котором даже жилые дома и социальные объекты построены как продолжение инфраструктуры металлургического завода. Типичный уральский город, концептуально отличающийся традициями устройства от подобных городов в наших местах отсутствием городского пруда с заводской плотиной. 

Выехав из Новотроицка, проехал прилегающее к нему село Аккермановка, после чего оказался на территории заказника Губерлинские горы.

-2

Первый инцидент не заставил себя долго ждать. Километров через 15-20 со мной поравнялся УАЗ и дед за рулем приветствовал меня. 

- Заявку посещение заказника оставляли? - начал он. 

По нанесенной на УАЗ раскраске я понял, что повстречал егеря.

- Нет, я даже не знал об этом, - ответил я. 

- Вам надо было на сайте зарегистрировать посещение, это бесплатно. 

- Проблем нет, сейчас зарегистрируюсь.

Как только я достал телефон, на него тут же пришло СМС от Билайн, о том, что я оказался в роуминговой сети казахстанского оператора. 

- Не получится зарегистрироваться, ответил я егерю.

- Ну тогда штраф 4000 и обратно возвращаться. 

Подобный расклад меня никак не устраивал, и я вступил в переговоры.

Когда дед узнал, что я из Екатеринбурга, то как-то залояльничал, сказав, что пару недель назад тоже встретил велотуриста 'из ваших краёв', а точнее - из Перми. 

- Молодец, что приехал. Многие говорят, что у нас смотреть нечего - кругом одна степь, а тут вон какие горы и красота, - расчувствовался егерь.

-3

В общем, мы договорились и я продолжил путь. Который раз убеждаюсь, что если нормально общаться, то многие проблемы можно решить тихо, мирно, спокойно. 

Через 5 км я снова встретил этого деда на роднике и он мне много рассказал про эти места. И вода в роднике идеальная, парк постоянно ее мониторит.

- Почему нет тюльпанов, - пытался выяснить я.

- Дак отцвели уже. 

Ну дела...

На роднике заобщался с двумя группами ребят на квадриках и эндуриках, после чего все продолжили путь, каждый в своём темпе.

Дорога поднималась и спускалась. Виды кругом классные! Местные холмы похожи на складки бархатной зелёной ткани. Вроде, в английском даже существует название для такого пейзажа – «rolling hills».

-4

Так, без спешки и напрягов, добрался до села Казачья Губерля. Места красивые, глухие, связи нет ни от одного оператора. Люди как будто бы есть, но я никого не встретил. Подъехав к местному клубу, сел на крыльцо, и как мне советовал егерь, подключился к беспарольному вайфаю от Ростелеком. Пообедав и отдохнув, отправился дальше, в направлении села Хмелевка. Дорога - широкий грейдер. Движения по ней нет. Красота! После обеда начало припекать и ехать стало тяжеловато. Спрятаться от солнца негде: вокруг только опаленные горы с низкорослой травой и ни единого дерева.

-5

В Хмелевке нашёл магазин типа сельпо, в старом здании которого скучал и курил какой-то жуткий беломор пожилой продавец-азербайджанец. Ввиду отсутствия сотовой связи и интернета, оплата по безналу в этом магазине не предусматривалась, а налички у меня не было. Впрочем, ситуацию это не меняло, поскольку воды среди товаров в том магазине не оказалось. Понимая мое чувство жажды, мужик подсказал мне, где найти колонку. Она оказалась совсем рядом. Напившись и пополнив запас холодной воды, выдвинулся дальше. После Хмелевки началась самая жесть, из-за которой я теперь считаю эту вылазку самой лютой из всех, в которых бывал ранее. 

Карты в телефоне показывали дорогу в поселок Ялнаир и до какого-то момента она действительно была. 

По мере удаления этот путь становился все более заросшим да и вообще окружавший меня степной пейзаж заменился каким-то мелким кустарниковым лесом. В одной из луж мой взгляд привлекли свежие следы какого-то крупного зверя. Первое, что пришло тогда в голову, - это медведь, однако, поразмыслив, пришёл к выводу, что тут прошла буренка. А между тем, дорога почти сошла на нет и вскоре еле заметная тропа привела меня к реке. Я видел на ютубе той девочки, что она в этих местах переходила какие-то броды, однако мне и в голову не пришло, что я настолько точно повторю этот путь. В общем, не подготовился! Я сел на берег и принялся изучать карту. 

Возвращение назад означало потерю кучу времени и добавляло крюк к дневному пробегу в сорок с лишним километров, что очень ощутимо, если крутишь педали... В таких условиях я бы точно не добрался до конечной точки этого дня засветло, а перспективы провести ночь или даже её часть в какой-нибудь безлюдной глухомани, без теплой одежды, а равно ехать в свете велофонарика, который больше годится для обозначения себя на дороге в городе, нежели для освещения, мне тогда не казались романтичными.

Таким образом, выбора не оставалось - надо двигаться вперёд. Разувшись и закатав штаны, взвалил на себя велик и побрел по каменисто-илистому дну. Река быстрая, вода ледяная, но глубина по колено. Брод успешно пройден! Дальнейший участок пути на другом берегу выглядел отчетливее, однако местами колея была изрыта сусликами. В тот момент, двигаясь со скоростью 5-7 км/ч, я ненавидел этих тварей! (сейчас, вроде, уже норм отношусь:)

Карты показали, что я проехал два поселка с какими-то тюркскими названиями, однако все, что я увидел вместо них - кладбища с полумесяцами на захоронениях. Вероятно, когда-то тут действительно жили люди, но теперь не осталось даже следов от их домов.

-6

Далее было ещё пять бродов через реки, ручьи и полуболота, переходя которые я весь уделался в грязи настолько, что даже стыдно было показываться на людях. В шумной, быстрой и холодной реке последнего брода на окраине поселения Ялнаир отмылся настолько, насколько это было возможно и весь мокрый отправился на поиски питьевой воды. Связи по-прежнему не было ни от одного оператора. На магазин в этом глухом местечке я даже не надеялся. В одном из дворов мной был замечен дед, возившийся по хозяйству. Приветствовав его, я спросил насчёт воды, на что он отвел меня к артезианской скважине. Вскоре подошёл сосед и мы немного заобщались. 

Дед говорил максимально мне непонятно, поскольку строил предложения наполовину из татарских слов.

- Там, впереди, как дорога? - вопрос, который интересовал меня прежде всего. 

- Да норм, по грейдеру до Медногорска доберешься, - ответил мне дед. 

Я знал, что Губерлинские горы находятся ниже уровня моря и предполагал, что дальнейшая дорога будет исключительно с набором высот без спусков, и бабай (в переводе с татарского - дедушка) это подтвердил. 

-7

Подъем не заставил себя долго ждать и почти все оставшиеся тридцать километров от Ялнаира до Медногорска я полз в гору, ощущая при этом себя тем самым парнем с большим камнем из Древнегреческой мифологии.

На этом участке пути с меня сошло сто потов. Я крутил педали и думал о маленьком провинциальном городке Медногорске, как об оазисе, в котором меня ждут горячий душ, стиральная машина, чистая постель и какая-нибудь еда, ибо я за весь день толком ничего не съел. А еще мне неистово хотелось залить в себя несколько литров какой-нибудь лютой химической воды вроде колы или спрайта, даже несмотря на то, что в обычной жизни я подобные пойла избегаю. У поворота на деревушку Сара меня обогнала компания на квадриках, с которой мы уже пересекались в первой половине дня на роднике. Довольные и очевидно неуставшие ребята мне улыбались и махали.

Солнце клонилось к закату, дневная жара сменялась холодом, а километры на велокомпьютере обновлялись слишком медленно.

-8

На одном из перевалов увидел дикие тюльпаны Шренка. Быстро сделав пару фоток, отправился дальше: надо успеть в Медногорск засветло и застать ещё работающие магазины. Свернув с гравийки и проехав огромное поле с неубранными прошлогодними подсолнухами, оказался на нормальном и долгожданном асфальте федералки М-5. Последние десять километров по асфальту пролетел на одном дыхании. В сумерках заехал в Медногорск. Заселившись на ночлег, загрузил стирку, после чего прошёлся по центру города, заходя во все магазины. 

В общем, все успел. Дневной пробег составил 94 километра. 

Спал в эту ночь непробудным сном:)

Проснулся тоже поздно. Поскольку во второй день вылазки я не планировал сворачивать горы, то с утра собирался долго, лежал, залипал в телефоне. Затем сходил позавтракал в кафе Восток, где заточил какой-то невкусный лагман с картохой и манты примерно такого же уровня. После трапезы немного погулял пешком по городу и сходил посмотрел на речушку с удивительным названием Блява.

Закончив все дела, забрал велик и в двенадцатом часу выдвинулся в город Кувандык. На этот раз дорога на всем протяжении была асфальтирована и состояла не только из подъемов, но и спусков. Протяжённость одного из спусков оказалась почти в три километра. Велик летел на нем со скоростью в 70 км/ч. Можно было и быстрее, но мне показалось это опасным и я притормаживал. 

Вечером из Кувандыка по жд забросился в Оренбург, но это уже другая история...

Подводя итог отмечу, что несмотря на то, что не все шло по плану, я остался крайне доволен такой спонтанной вылазкой. Главное - мне удалось застать весну, немного загореть на уже теплом южноуральском солнце, увидеть цветение степи и даже услышать первого в этом году соловья, обосновавшегося на берегах реки Урал в Оренбурге. 

В любом случае, такие дни сохраняются в памяти как-то ярче, чем дни, потраченные на домоседство или рабочую рутину.