Найти в Дзене
Наука объясняет

Почему Гитлер ненавидел евреев?

Причина у евреев....

В статье рассматриваются фольклорные версии, объясняющие ненависть Гитлера к евреям. Рассматриваемые тексты зафиксированы в основном на территориях, входивших в черту оседлости, от людей старшего возраста, которые или сами контактировали с евреями, преимущественно до войны, или много слышали о них из уст родителей. Версии сводятся к одной из трех объяснительных стратегий: среди ближайших родственников Гитлера или его сослуживцев был еврей, на которого Гитлер был сильно обижен и по этой причине стал мстить всему народу; или ненависть вызвана особенностями самих евреев, которые, согласно этническим стереотипам славян, умнее, хитрее, ленивее немцев и славян, а также могут понимать немецкий язык. Наконец, Катастрофа может объясняться евангельскими событиями. Во всех трех случаях в рассказах о причинах, повлекших Холокост, используются разработанные традицией механизмы осмысления окружающего мира: этноконфессиональные стереотипы, сюжетные клише традиционной квазиисторической фольклорной прозы, объединенные с попытками индивидуальной интерпретации.

Одно из наиболее устойчивых объяснений – детская травма: отмечается, что мачеха, мать или бабушка Гитлера были еврейками и что его взаимоотношения с ними не складывались, вследствие чего он дал себе зарок, когда вырастет, отомстить всей нации:

Мне говорили, шо яврэйка кинула… родила немца, ну это, Гитлера. Мать яго была яврэйка, я слышаў, и бросила яго. Вот он вырос, с тех пор ей незанавидеў. Стаў ненавидеть её [АЦС; Крыцкий М. С., 1956 г.р. Лепель Витебской обл., Белоруссия].

Матка яго была жыдоўка, панімаеш, і біла, панімаеш, надта яго. Кажуць усе роўна, панімаеш, што не матка то яго была, а мачаха яго. «Я сільна, – казаў, – атамшчу»… Чы праўда, а такі разгавор быў. Паэтаму, ен кажуць, раззлаваўся на іх. І што яны хітрэйшыя за яго. Вот у чом дзела [АЦС; Марчукевич Ф. М., 1929 г.р. Желудок Щучинского р-на Гродненской обл., Белоруссия].

Показателен в этом смысле нижеследующий пример, когда эта мотивация снабжается выразительными деталями и вкладывается в уста самих немцев, что должно придать ей большей достоверности:

Ешче некали был немец, ишли яны на Расею, немцы, и был немец адин, умел па-нашему гаварить, и нешта так разгаварилися. Я помню, шо кросна ткала, я ще малáя была. Нешта ён разгаварился, што, значить, жыдоў не любить. Не любять жыдоў немцы. Я кажу: «А чаму так? Яны всё равно люди». Мне гадóў, може, дванадцать было. «Яны ж всё равно люди, всё равно умирать не хочут, на што вы их бьёте?» А той немец каже (чи ён там немец, чи ён… но ён всё равно адеты так, як немцы), так каже: «Патаму што у него была мачеха жыдоўка! У Гитлера! И очень абижала яго. То ён сказаў: «Як я вырасту и буду прэзидентом, то всех на свете жыдоў выбью!»» Правду ён казаў – не праўду, но ён расказываў! Но як гэто – не любять немцы жыдоў, всё равно яны ж люди! При паляках у нас же их сколько тут былό! А ён гэто каже, что каже: «Была у яго не мати, а мачеха. Была жыдоўка, яго абижала. И ён, кажа, пашёл у гарόд рвать… взёў палку и па квéтках биў, а яна сказала: “На што рвешь этые кветки?” А ён сказаў: “Я всим жыдόм головы постинáю!”» Разговор таки быў. Говорил гэтат немец, расказываў нам. Гаварят, не любят яны жыдоў, патаму што самый главный прэзидент не любить. Як яны шли на Расею, так у нас становились, в Мотевчуках з неделю стаяли [АЦС; Цивинская Р. М., 1931 г.р. Минотовичи Щучинского р-на Гродненской обл., ­Белоруссия].

Среди членов семьи Гитлера еврейкой считают также и его жену. При

этом носители, как правило, не знают и не конкретизируют подробностей его брачной жизни. Хто его знает, чё он навязался на евреев, хай хвороба на его. Хто его знает, что-то не полюбил. Да, не любил он евреев. У него ж жена тоже еврейка была вроде. Говорят. Ну, а всё равно он поубивал всех, и себя. [АЦС; Дегтярь Е. М., 1928 г.р., еврейка. Лепель Витебской обл., Белоруссия]. В таких текстах никогда не отмечается, что между Гитлером и женой

были конфликты, переросшие в ненависть ко всему еврейскому народу. Возможно, возникновению представлений о национальности Евы Браун способствует ее имя, однако наши информанты никогда не ссылались на относительно недавние исследования ДНК жены Гитлера на предмет ее принадлежности к еврейскому народу. Эти сведения были опубликованы в 2014 г. и достаточно широко распространяются в интернете2, но вряд ли могли достичь наших информантов. У истоков ненависти Гитлера к евреям могут лежать и другие его детские впечатления, а именно обида, нравственные страдания или увечье, которые Гитлеру пришлось претерпеть от евреев. Здесь реализуется распространенный стереотип еврея как ростовщика, обманщика или даже сознательного вредителя, стремящегося нанести ущерб этнически или конфессионально «чужому». Гитлер оказывается вынужден зависеть от евреев-кредиторов, евреи ему выбивают глаз, кастрируют его.

-2