Нет, статья не про поговорку, которую как-то в речи ввернул президент, и не про сумасшедшие фантазии пожилых так называемых трансгендеров, решившихся на старости лет попробовать, как оно вообще.
Статья про странные фантазии людей, почему-то думающих, что всем и во всём на протяжении всей жизни нужно предоставлять равные возможности, про ошибку выжившего, про прочие такие неудобные казусы и феномены.
У учеников есть отличный способ показать другим, а гораздо более - самому себе, что они уже в юном возрасте достойны большего, чем просто уроки и домашки. Это возможность выйти далеко за пределы школьной программы, которая не только может помочь поступить в вуз, но иногда и позволит обзавестись полезными знакомствами. Да, это олимпиады.
Исстари, то бишь, от веку, в смысле, традиционно в олимпиадах принимали участие те, кто как-то выделялся в классе или в школе. Кому тесновато было в школьных рамках, кто учился не "от сих до сих", а из интереса. То есть, далеко не каждый пятёрочник (я намеренно не называю их отличниками, отличники именно ОТЛИЧАЮТСЯ, и я писал уже об этом не раз) сможет в олимпиадах участвовать. Пятёрочники бывают и банальными зубрилами. А отличники - думают.
На олимпиадах районных масштабов часто бывало, что встречаешь уже знакомых по прошлым годам людей - правда, не помнишь, как кого зовут)) На региональных, республиканских, всесоюзных-всероссийских - уже нет, волнуешься)) На международных бывать не приходилось. Но туда по одному не ездят.
Сейчас, когда олимпиады стали дистанционными, принять участие можно сразу во многих, и это хорошо. Собственно, многие отличники и хорошисты участвуют в них и получают зачастую неплохие бонусы при поступлении в вуз.
Готовиться к олимпиадам надо, само собой, заранее.
Кто родился в январе - вставай, вставай, вставай,
Рюмочку по полной скорее наливай!
(Д. Брекоткин, "Уральские пельмени" КВН лохматого года)
Причём учитывая не только то, что она потом плюшками обеспечит, а и свои собственные склонности и опыт. К примеру, если не занимался ты до этого робототехникой, а через неделю по ней олимпиада - не рассчитывай, пожалуйста, на сколько-нибудь значимое место. Даже если тебе учителя расписали, что там легко всё.
Было у меня недавно. Ученик, неплохой парнишка, ОГЭ сдавать будет, уже сейчас готов, немного ЕГЭшные задания с ним решаем (правда, тут у него пробуксовки) сообщает мне: Пал Саныч, в среду олимпиада будет в университете от движения НТО (рейтинговая вещь, баллы егэшные прибавляет), меня направили от школы, подготовьте меня прям вот щас???
Дело было за два дня до, то есть в понедельник.
Объяснил ему, конечно, что это не так работает. Да и напомнил, что его цель занятий со мной - ОГЭ сдать. Для начала. А там - смотреть будем, да ещё крепко подумаем.
Не говоря уже о том, что олимпиадная подготовка у меня вдвое дороже стоит, так как и сложнее, и моральных вложений больше требует, и возьмусь я за это далеко не с каждым желающим - там надо не пахать, а прямо вот из вакуума и пыли планету заново создавать.
А ещё интереснее, когда в олимпиадство хотят те, кому хорошие оценки (ну и знания, что там говорить) не снились даже. Логика интересная у учеников, точнее, у их родителей. Дитю не сдать ЕГЭ на высокий балл - а давай-ка ты ПОБЕДИШЬ в олимпиаде и сотку поучишь?
Там же первые места вообще всем дают))
Людям вообще свойственно придумывать всякую хню, вон, за особо вредную сейчас даже статьи в Уголовном кодексе есть, применяются успешно.
Когда ученики или, что хуже, родители, спрашивают меня, как подготовиться к ЕГЭ на высокий балл или ПОБЕДИТЬ в олимпиаде, если времени откровенно мало, а успехов, если честно, кот наплакать пожадничал, я всё время спрашиваю:
1. Зачем вам то, чего вы хотите достичь? Что будет, когда вы этого вдруг всё же, несмотря на объективные обстоятельства, достигнете?
2. Почему вы считаете, что вы обязательно добьётесь того же, чего иногда, но не всегда добиваются люди пахавшие 11 лет как не в себя, а вы - увы?
3. У вас есть какой-то другой план, пусть этот план будет немного Б?
Чаще всего понимания ситуации ни ученики, ни родители не выказывают. В свою очередь, объясняю, что высокий балл - это результат применения вообще всех знаний за весь школьный курс. А на олимпиаду имеет смысл заявляться, если ты этот школьный курс одной левой раскидываешь.
Задумываются. Потом в голове начинает выстраиваться план, который немного Б, но именно что немного. Давайте, говорят, будем всё равно заниматься. Совсем Б он становится после того, как выясняется, что заниматься - это пахать без отмен и переносов согласно утверждённому графику, а то и чаще, выполнять домашки и читать учебники, забить максимально на развлечения, и всё это во имя и ради достижения. Выдерживают не все. Когда оказывается, что диплом человеку нужен лишь бы какой, потому что всё равно работать он будет у папы / мамы на подхвате, а то и просто чтобы оттянуть неизбежную службу в рядах вооружённых сил, то есть даже не диплом, а просто деться бы куда - как-то сами собой из речи ученика и родителей пропадают названия топовых вузов и прочая шелуха.
Двое учеников у меня так слились в сентябре - один не выдержал нагрузки и решил, что физику сдавать будет легче (без знания таблицы умножения, ага), а другой понял, что первоначальный план пойти учиться "вместе с пацанами, мы же друзья" в чём-то всё-таки порочен, а обществознание и понятнее информатики, да и оценки по нему всегда были лучше.
Вот честно, не гора, но хороший такой камень с плеч.
Стоит ли участвовать в олимпиадах вообще, ведь там всё куплено и поделено более-менее внятного результата добивается лишь малая часть участвующих? Если ты чувствуешь, что у тебя получается учиться - несомненно стоит. Себя надо постоянно пробовать на крутость - а вдруг получится? Но только в том, что тебе действительно по душе. Правда, переборщить можно с непривычки, но ведь и приз, как правило, хорош.
А вот если хочется высокий балл из зависти или от отчаяния - увы, стоит подумать над жизненными установками. И как-то реально оценить собственные возможности. Увы, если вдруг в школе вам ставили пятёрки за красивые глаза - это, во-первых, очень плохая школа, а во-вторых - такого, слава труду, больше нигде не будет, даже если родители придут и будут угрожать письмами в "Спортлото" и Совбез ООН.
Когда я закончил школу и поступил в вуз, вместе со мной поступили и четверо моих одноклассников. Двое отчислились на первом курсе, правда. Не зашло или не потянули. С разных факультетов. А ещё один наш одноклассник подал документы и родители его считали, что он должен учиться обязательно. А как же? При откровенной антисоциальности, тупорылости и идиотизме махровом. Ведь диплом же нужен деточке! Я тогда родителям сказал - если ЭТОТ поступит, я забираю документы и в армию иду. А потом посмотрю, достоин ли тот вуз того, чтоб вообще туда документы подавать? Скорее всего, нет.
Не дошло до этого. Не взяли его. Тем лучше.
Обнимаю.
Ваш Пал Саныч Рябчиков