Все нижеизложенное только мое, даже не мнение, скорее возглас "я не понимаю", никому не навязываю.
Сразу оговорюсь, для православной церкви нетленные останки не являются непреложным условием святости. В первую очередь святого прославляют за его жизнь, за то, насколько он соответствует идеалам христианства, насколько в жизни уподобился Христу. Святые мощи, это совсем не обязательно нетленные, то есть, не поддавшиеся разложению останки, чаще просто кости. Больше того, в Греческой церкви к нетленности относятся с подозрением, если "земля не принимает", то что-то тут не так. Наше православие считает, что некоторые настолько пропитываются благодатью святого духа, что после смерти бессмертным становится не только душа, но и тело.
Теперь про несоответствия, диссонанс, не понимаю. В январе 1991года на чердаке Казанского собора в Ленинграде один из рабочих экспозиции "нашел труп". Так произошло второе обретение мощей Серафима Саровского. Мощи крестным ходом препроводили в Дивеево. Это считается одним из самых ярких чудес русской православной церкви в ХХ веке. Но есть нюансы...
Установление принадлежности мощей Серафиму Саровскому проводилось на основании акта его канонизации 1903 года и акта вскрытия раки 1920. На мощах при осмотре обнаружили рукавицы с надписями "Преподобный отче Серафиме" и "Моли бога о нас!", почему из этого факта сделали вывод мне неведомо. По акту 1903 года, комиссия, вскрывавшая и исследовавшая мощи, уверенная перед процессом в нетленности батюшки Серафима, обнаружила "белые косточки". Только росчерком пера Николая II: "Немедленно прославить!" и случилась тогда канонизация.
Вы обратили внимание, в данном случае, мощи представляли собой скелет...
В 1920 Совнарком РСФСР принял постановление "О ликвидации мощей во всероссийском масштабе". Ничего не выбрасывали, вопреки бытующему мнению, передавали в музеи либо захоранивали. По вскрытии раки преподобного Серафима, глазам "открылась фигура в виде очертания человеческого тела, покрытая золотой парчовой епитрахилью". Подробного описания мне найти не удалось.
Наконец, 1991... при осмотре "увидели полный остов человека: сохранились борода, волосы, частицы мышечной ткани". То есть, на костях наросла плоть? Если это так, то вот уж чудо из чудес. Впрочем, некоторые верующие сомневаются в подлинности останков отца Серафима, говорят, что не испытывают у раки благоговения, но ощущают неприятный запах тления. Вполне может быть, что на каком-то этапе почти детективной истории с мощами Серафима Саровского, их просто подменили.
Это наверное самый яркий пример, поэтому его и описала. Но вопросы у меня общие. В моем представлении нетленность – это состояние тела умершего в мало отличном от прижизненного состояния, о каком "нетленном теле" говорят в случае преподобного Серафима, непонятно.
Александр Свирский, в одноименном монастыре находится рака с его нетленными мощами, в это можно поверить – рука и нога святого открыты и нетленны внешне. Но снова есть нюансы... Обретены мощи в XVII веке, в 1919 году Лодейно-Польский исполком попросили "уничтожить, т.е. сжечь и зарыть в землю остатки так называемых мощей, приписываемых Александру Свирскому, дабы избежать паломничества темных крестьян к кучке полуистлевших костей", что тотчас и было исполнено. Допустим, не уничтожили, спасли, спрятали
В ВМА тело, безымянное, появилось в 1930 году. На тот момент мощи уже были частично тленными (это ничего не значит и никак не влияет на святость) – сгнили ступни и частично пальцы на руках. У ныне существующих останков как раз и демонстрируются ступни и рука. Еще одно чудо нарастания плоти?
Наконец, вишенка на торт, мощи Александра Свирского прошли исследования, выявившие:
обладателю тела на момент смерти было 45 лет, а не 85 как преподобному Александру Свирскому
с момента смерти прошло 70-80 лет, а не больше 300
на теле есть следы введения бальзамирующего состава
на теле отсутствовали частично половые органы и мягкие ткани на фалангах пальцев
У чьих нетленных останков со следами бальзамирования молятся верующие в Александро-Свирском монастыре, вопрос открытый.
Можно говорить о подтасовке фактов/тел, священники тоже люди. Следующий вопрос касается уже канонов церкви. Насколько им соответствует хранение святых мощей в монастырях и церквях? Даже тело вождя пролетариата расположено ниже уровня земли, со святыми останками чаще всего не так.
Еще одно, повергающее в шок часовня-костница на территории Спасского мужского монастыря в Муроме. Она единственная в стране, насколько знаю. Вопрос – зачем? В католичестве явление распространенное, причина совершенно утилитарная – не хватает мест для захоронений. По этой же причине есть Костницы и в православных монастырях по всему миру, но в России –зачем?
Вопрос из этой же области. В каждом храме непременно есть рака с частицами мощей разных святых. Не стану говорить о гипотетическом сборе всех частиц конкретного святого в одном месте, он наверняка покажет гигантские размеры усопшего. В чью голову пришла мысли деления мощей на частицы? Церковь утверждает, что "не само по себе тело святого является источником исцеления и чудес, а именно сила Божия, которая в нем живет". То есть, бессмертная душа от тела ни на шаг? Не могу представить, что святой, разделенный на частицы, присутствует в нескольких храмах, где они есть. В светском сегменте действие носит говорящее название "расчленение" и преследуется по закону. Какие-то канибальские каноны на мой взгляд.
Подытожив, да простят меня верующие, могу только повторить, что вера и религия (любая) не суть одно и то же. Когда в 1903 не обнаружилось нетленных мощей Серафима Саровского, произошел интересный диалог, одну матушку спросили: "Ну что, Серафим то оказывается истлел", – она ответила: "Мы Богу кланяемся, а не костям."
Да и Ветхом завете есть слова: ""И сказал Господь Моисею: объяви священникам, сынам Аароновым, и скажи им: да не оскверняют себя прикосновением к умершему из народа своего; и ни к какому умершему не должен он приступать: даже прикосновением к умершему отцу своему и матери своей он не должен осквернять себя." Такое вот противоречие...