68,5K подписчиков

Пальцы как метафора опасных фантазий

169 прочитали
Это почти как Тарантино, только задолго до появления оного в сфере кинематографа.
Это почти как Тарантино, только задолго до появления оного в сфере кинематографа.-2

Это почти как Тарантино, только задолго до появления оного в сфере кинематографа. Хотя не исключаю, что фильм «Пальцы» произвел всё-таки известное впечатление на «товарища Квентина», который вообще известен тем, что не любит делиться соображениями относительно действительных источников своего раннего вдохновения.

Как бы то ни было, но «Пальцы» являлись дебютным проектом Джеймса Тобака («Чёрное и белое», «Гарвардская тусовка»), который был настолько качественным, что в итоге опередил своё время. Только так можно объяснить относительную безвестность этой удивительной ленты.

Вам предложена история мятущейся души, в итоге ставшая бенефисом молодого Харви Кейтеля, чье имя было известно во время съемок только лишь сугубым специалистам в сфере кино, да то далеко не всем. Сыгранный им Джимми разрывается между пластами реальности своего утомительного Бытия.

С одной стороны он буквально одержим музыкой, играет на фортепиано, предполагает пройти прослушивание на прием в оркестр, исполняя произведения Баха. С другой стороны он выколачивает долги для своего папашки - подпольного букмекера, коего с известной регулярностью разные типы норовят «кинуть».

Этот внутренний диссонанс рождается новую сферу приложений усилий – некие игривые девиации, наводящие на мысль о том, что лишь какая-то непредвиденная мелочь удерживает от того, чтобы главный герой стал настоящим маньяком. Впрочем, сам он никак не может определиться, кем же он является на самом деле: музыкантом, решалой или «мерзким мальчишкой».

Что в итоге приводит как настоящему разрыву поведенческого шаблона. Джимми всё сложнее и сложнее мириться с окружающей его действительностью, которая не хочет принимать его ни в одной из ипостасей.

Он проваливает прослушивание, ибо нервничает и не готов играть на людях. Криминальные воротилы дают внезапный отпор. А всякого рода «игривые забавы» заканчиваются фиаско, что предполагает визит к урологу. В итоге именно пальцы становятся выражением этой мучительной несостоятельности и неоднозначности.

Они не живут «собственной жизнью», как, например, нередко происходит в мистических триллерах, но становятся душевным семафором. Их допустимо сравнить с топором из народной присказки, мол, оным можно и избы справлять, и головы сносить.

Кадр из фильма «Пальцы» (1978)
Кадр из фильма «Пальцы» (1978)

Пальцем можно нажимать на спусковой крючок револьвера и на чёрно-белые клавиши музыкального инструмента. Можно также нервно тыкать в кнопки лифтовой кабины. Про роль в «негласных забавах» мы даже не говорим.

Кадр из фильма «Пальцы» (1978)
Кадр из фильма «Пальцы» (1978)

Пальцы нервно имитируют музыкальную гамму, когда речь идет о криминале, и сжимаются в кулаки, когда ими надо свободно двигать, извлекая удивительные звуки. Когда жизнь заходит в тупик, то они бессильно упираются в грязноватое стекло, которое отделяет Джимми от «внешнего мира», где по прежнему своим чередом идёт жизнь.