Собранный на скорую руку Закон о Такси, который вступил в силу ещё 1 сентября 2023 года, наделил "самозанятых" безоговорочным правом работать в такси, вот только множество нюансов, которые являются "подводными камнями" в этой работе, не учтены и не приняты во внимание, по причине отсутствия опыта и знаний в таксомоторной деятельности у законотворцев.
Вежливый Борт приветствует Вас лично, уважаемый Читатель. Сегодня о парковых и индивидуальных самозанятых в сфере пассажирских перевозок.
Погнали!
Уже во многих регионах нашей необъятной Родины, Яндекс отключает водителей, которые не соответствуют требованиям нового Закона о Такси, согласно которому таксист должен не просто стать ИП или самозанятым, но ещё и получить разрешение перевозчика, подав документы в соответствующий реестр. Казалось бы, а что в этом сложного?
Те таксисты, которые не имеют ограничений на ведение предпринимательской деятельности, могут скачать приложение "Мой Налог" и зарегистрироваться в качестве самозанятого за 5 минут - в этом проблем нет. А вот, чтобы самостоятельно встать в реестр перевозчиков, придётся повозиться. Помимо заявления и предоставления документов, самозанятому потребуется автомобиль с действующим разрешением на пассажирские перевозки. Можно использовать автомобиль, который таксист арендует в парке, но при его замене, ему придётся вносить изменения в реестр, на что необходимо вновь потратить 6 рабочих дней. Более того, самозанятый должен быть обладателем ЭЦП (электронной цифровой подписи), без которой самостоятельно попасть в реестр просто невозможно. В статусе перевозчика, самозанятому настоятельно рекомендуется обзавестись действующими договорами с медиком и механиком, а также внимательно и с особой ответственностью подойти к заполнению путевых листов. Ведь перевозчиком является он сам.
Более простым вариантом может стать работа через действующий таксопарк, который уже является перевозчиком.
На просторах интернета можно встретить множество громких заявлений от подключашек о том, что парковый самозанятый выгоден тем, у кого есть проблемы с приставами, а они будут выводить Вам деньги на любые, даже не принадлежащие Вам, банковские карты. Скорее всего такой вывод средств становится абсолютно законным, ведь государство уже видит сколько Вы заработали и сколько должны заплатить налога, а как Вы распорядились остатком своих денег им всё равно.
Многие таксисты говорят:
"А за что я буду платить комиссию парку, если я самозанятый и могу работать с Яндекс напрямую".
Это сравнимо с выражением:
"А за что получает зарплату бухгалтер, если мы платим все налоги".
Дело в том, что при работе в статусе паркового самозанятого, у таксиста отпадают проблемы регистрации в реестре, заключения договоров с медиками и механиками, ведение путевой документации и ответственности перевозчика. То есть, если раньше у водителя вставал выбор в каком статусе работать, то теперь есть выбор лишь в том, проходить ли все процедуры самостоятельно или платить за них таксопарку.
Как скоро всех заставят?
Очень скоро.
Например, в нашем таксопарке уже объявили о переходе на сотрудничество только с самозанятыми или ИП о чём отправили сообщения в приложении Яндекс.Про для действующих водителей:
Для тех, кто переходит на паркового самозанятого, таксопарк снизил свою комиссию с 3,5% до 1,5%.
По алгоритму работы системы и получения разрешения перевозчика с внесением в реестр, становится абсолютно понятно, что через парк работать самозанятому выгоднее, но речь больше не об этом:
Дело в том, что Яндекс получает доступ к формированию чеков в приложении самозанятого "Мой Налог" при любом раскладе - парковый это самозанятый или прямой партнёр. Чеки формируются автоматически после каждой совершённой поездки и соответствуют сумме этой поездки. Так как Яндекс взимает свою комиссию с водителя, а не с пассажира, то размер этой комиссии также облагается налогом. Понимая, что максимальный доход самозанятого не может превышать 2,4 млн. в год, мы берем в расчёт максимально-разрешённый ежемесячный доход таксиста, который становится эквивалентом 200 тысяч.
Считаем на примере водителя тарифа Комфорт+
Если таксист, по данным приложения "Мой Налог", "заработал" за месяц 200 тысяч, то он должен уплатить налог государству в размере 5% (4% с физических лиц и 6% с дохода от юридических лиц. Среднее значение так и будет в районе 5%, так как все бонусы от Яндекса - 6%).
После выплата налога в 10 000 рублей, необходимо вычесть комиссию Яндекс. В Москве комиссия сервиса в тарифе К+ не ниже 25% = 50 000 руб.
Аренда автомобиля такого класса обойдётся водителю не менее 3000 руб/сутки, что в пересчёте на месяц составит 90 000 руб.
Допустим, что за каждую смену таксист потратит 1500 рублей на бензин и отработает 26 смен = 39 000 рублей. А что останется таксисту?
200 000 - 10 000 - 50 000 - 90 000 - 39 000 = 11 000 рублей
Пускай таксист пересядет на Эконом, пускай потратит на бензин в два раза меньше - суть от этого сильно не изменится.
Максимальная планка дохода самозанятого просто не даст возможности работать в такси
Московскому таксисту необходимо увеличение лимита дохода самозанятого, иначе просто работа не имеет смысла и, прокормив Яндекс, таксопарк, АЗС и государство, таксисту ничего не останется.
Я согласен, что все должны платить налоги, но самозанятый таксист на арендованном автомобиле невозможен в существующих реалиях. Допустим, что таксист ударно отработал полгода и, достигнув максимальной планки в 2,4 млн., устроился на другую работу. Кому тогда таксопарки начнут сдавать автомобили во второй половине года? Кто повезёт пассажиров? Сколько будет стоить поездка на такси? Всё цепляется одно за другое. И, если уважаемые законотворцы этого не понимают, то может им хотя бы нужно было проконсультироваться с кем-то из "низов", а ещё лучше полноценно поработать в такси самим.
Если в этом году максимальный размер дохода самозанятого не будет увеличен минимум в двое и не достигнет планки от 4,8 млн., то весь этот Закон не имеет смысла, а настолько дефицитный (как регулярно заявляет Яндекс) таксист, станет вообще редкостью.
Всем Добра и Удачи.
Пока!