В середине XIX века различные механизмы начали заполнять все сферы жизни человека. Паровозы, пароходы, разного рода станки всё облегчили и ускорили. В первой половине XX-го уступить место машинам пришлось и лошадям. Автомобиль оказался практичным, дешёвым и быстрым средством передвижения. Так, в США в 1900 году было 8000 легковых и грузовых машин, а в 1913-м — уже 1,3 миллиона. Возник серьёзный вопрос: где поставить машину? Именно с него началась насыщенная история паркингов. Почему первую подземную автостоянку назвали каменоломней? Как гастроном № 15 лишил жителей высотки на Кудринской машино-мест? Зачем Sminex оцифровал все популярные модели премиальных автомобилей? Рассказываем историю появления паркингов и о том, какими должны быть по-настоящему комфортные машино-места.
Дома для автомобилей
Первые паркинги были наземными: действовать в период взрывного роста числа автомобилей требовалось быстро, а пока спроектируешь подземный паркинг и построишь его, пройдёт порядочно времени. В мае 1901 года в центре Лондона появилось семиэтажное здание, целиком предназначенное для автомобилей. Построила его City & Suburban Electric Carriage Company, производившая электромобили. Там могло разместиться 100 машин. На этажи они поднимались с помощью электролифта.
В 1907 году в Париже по проекту именитого архитектора Огюста Перре построили первый автоматизированный паркинг, проработавший до 1970-го. Автомобиль на нём перемещался в лифте прямо на своё парковочное место.
Вообще же лифты для автомобилей — тема отдельная. Правда, началось всё не с опускания машин под землю, а с их подъёма на высоту. Самое раннее решение вертикальной парковки было использовано в Париже в 1905 году в гараже Rue de Ponthieu. Система состояла из новаторской многоэтажной бетонной конструкции с внутренним лифтом для транспортировки автомобилей на верхние уровни, где их парковал обслуживающий персонал.
В 1920-х годах стала популярной вертикальная система, немного похожая на колесо обозрения. Только для машин, а не для людей. Она называлась «патерностер» и позволяла парковать восемь автомобилей на площади, обычно используемой для стоянки двух. Pater noster — начальные слова молитвы «Отче наш» на латыни. Лифт так назвали, потому что сбоку он напоминал перебираемые чётки. «Патерностер» был удобен для использования во многих местах, в том числе внутри зданий.
Самые первые подобные парковочные системы в США появились в Лос-Анджелесе, Нью-Йорке и Чикаго в 1920-х. Для Всемирной выставки «Век прогресса» в 1933 году Nash Motor Company создала первую стеклянную закрытую парковку.
До самого конца 1920-х размещение таких объектов в мегаполисах США было не очень простым — под них зачастую не находилось места. Выгоднее было строить офисы или магазины. Великая депрессия, мировой экономический кризис 1930-х годов всё изменили: многих арендаторов как ветром сдуло, и зачастую лучше было сровнять два этажа торговли с землёй и на её месте поставить многоэтажную парковку, нежели платить огромные налоги за пустующие помещения. Паркинги стали приметой времени после 1929 года.
Под землю
Пока одни шли вверх, другие думали о том, как укрыть автомобили под зданиями. Это оказалось частью искусства. Первая подземная парковка в мире стала частью шедевра именитого архитектора Антонио Гауди: она появилась в 1910 году на минус первом этаже в доме Мила в Барселоне. Дом включён в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Подземный этаж был предназначен как для стоянки лошадей и карет, так и для автомобилей: авто и копытные размещались по-отдельности. Гауди использовал оригинальную металлическую конструкцию, напоминающую карусель. В ней помещалось 20 автомобилей. На подземную парковку можно было попасть через два входа в здание. Сейчас для автомобилей это помещение уже не используется — гараж превратился в зрительный зал, где проводятся концерты и конференции.
Несмотря на конструктивное новшество, современникам дом совершенно не понравился — его называли «каменоломня». Отдалённое сходство с рельефом промышленного карьера у дома и правда есть, однако всё же при создании фасадов архитектор вдохновлялся морскими волнами.
Меж тем первые подземные паркинги становились событием, в их честь даже выпускались памятные открытки. Так случилось в небольшом курортном городке в Великобритании — Гастингсе. В 1920-х тогдашнее руководство города решило сделать его как можно более привлекательным для туристов. Для этого наняли инженера и архитектора Сиднея Герберта Литтла. Он разработал и реализовал проект реконструкции набережной в стиле модного тогда ар-деко. В частности, появился тут дом в форме океанского лайнера, а также подземный паркинг — первый в Великобритании.
Когда паркинг открылся в 1931 году, в честь этого волнующего события были выпущены открытки. Парковка Carlisle Parade стала новым способом обеспечить машино-места для уже набравшего популярность вида транспорта, не загромождая при этом городских кварталов. Важны были и открыточные виды: машины не портят променад, а надёжно спрятаны под землю.
На паркинг вели два пандуса. Парковка внутри длинная и узкая, с отсеками по обе стороны подъездной дороги. Отсеки разделены портальными рамами, которые поддерживали бетонную крышу. Они прекрасно очерчивали пространство внутри, но представляли бы собой настоящий кошмар для современных больших автомобилей, которые гораздо шире, чем их собратья 1930-х годов.
Подземная парковка — это ещё и необходимость вентиляции. В 1930-е годы автомобильные двигатели дымили куда сильнее нынешних. Простым решением была вентиляционная система. В Гастингсе она состояла из трёх вентиляционных шахт. С точки зрения дизайна Литтл представил одно из лучших решений городской вентшахты в Великобритании. Большинство жителей Гастингса даже не догадывается об истинной природе этих сооружений, спроектированных на набережной как укрытия от солнца.
Время шло вперёд, росло и число автомобилей. В какой-то момент одноуровневых подземных паркингов стало не хватать, чтобы обеспечить парковочными местами всех автомобилистов. И вот тут уже опередила всех Америка. В те годы в Штатах выпускалось, кстати, уже более 10 миллионов машин в год.
Первая двухуровневая подземная парковка появилась в 1964 году под шестью десятиэтажными жилыми корпусами Калифорнийского государственного университета в Лос-Анджелесе. Расти вширь здесь паркинг не мог, поэтому застройщики решили уйти вглубь. Кого сейчас впечатлишь двумя или тремя уровнями паркинга? А тогда об этом написали все газеты.
В последующие годы подземные парковочные пространства постоянно развивались: появлялись новые инженерные решения, технологии строительства, материалы. И сейчас в мире уже есть паркинги-рекордсмены, далеко ушедшие от своих прародителей. Так, самая большая подземная парковка на 6652 места расположена в торговом центре Livat в Пекине. Он был открыт для публики в конце 2014 года. Автостоянка занимает три подземных этажа, на её строительство ушло 3 года. Самая глубокая парковка — опять же в Поднебесной. В ней 12 уровней, на которых размещается 200 автомобилей. Находится она в городе Ханчжоу.
Московский подземный паркинг
До революции в крупных городах Российской империи активно строили подземные этажи в жилых и коммерческих зданиях. Позже там оборудовались в том числе и гаражи. Так, на московской улице Солянке в 1913 году на месте стародавнего Солянского рыбного двора был сооружён доходный дом Московского купеческого общества с масштабной подземной частью. Высота потолков в подвалах — 4–5 метров. Сперва эти пространства использовались для хозяйственных нужд, а позже, в 1930-е годы, тут разместились гаражи и производственные мастерские МВД. Сегодня подземная система, весьма масштабная, не используется.
В советское время в Москве подземные паркинги появились под некоторыми сталинскими высотками. Случались тут и курьёзы. Так, высотка на площади Восстания (сейчас — Кудринская площадь) оказалась в своё время очень прогрессивным проектом. Помимо 24 этажей, уходящих ввысь, был тут и подземный паркинг. Но в итоге держать машины жителям дома там не довелось: гастроном № 15 выкупил гараж под склады. У москвичей этот магазин пользовался большим спросом, и товаров требовалось держать много.
Больше повезло жителям высотки на Котельнической набережной: кинотеатр «Иллюзион» ничего забирать у них не стал. Под зданием и придомовой территорией со спортивными и детскими площадками размещается большой паркинг на 212 машин.
Комфортное подземелье
Разумеется, сегодня подземные паркинги стали неотъемлемой частью современной комфортной жизни. Однако за последние несколько лет обеспеченность машино-местами в Москве серьёзно снизилась. В домах бизнес-класса в 2018 году было в среднем 0,45 машино-места на квартиру, а сейчас — 0,37. В комфорт-классе показатель уменьшился с 0,24 до 0,16. В элит-классе в центре Москвы ситуация с машино-местами лучше, но тоже не везде. Сейчас в городе строятся 32 элитных дома, и в шести из них парковочный коэффициент — 1 или меньше. С учётом того, что жители самых дорогих квартир обычно имеют две-три машины на семью, там будет тесновато.
Выбирая новый дом, важно убедиться, что ширина машино-места больше минимальной. Норматив тут 2,5 метра. Для автомобиля премиального класса такой ширины недостаточно. Зачастую водители и пассажиры не могут комфортно открыть двери и выйти из автомобиля, особенно если рядом припаркован другой «премиум».
Мы в Sminex создали собственный стандарт подземного паркинга. Парковочное пространство — это бескомпромиссное продолжение элитного и премиального дома. Для большинства жителей именно с паркинга начинается домашний уют, поэтому их удобству и оформлению мы уделяем столько же внимания, как лобби, планировкам квартир и оформлению фасадов.
Наш стандарт подземного паркинга предполагает:
· высокий парковочный коэффициент,
· ширину проездов 6 метров,
· увеличенные габариты машино-мест,
· премиальную отделку,
· комфортную навигацию,
· прямой лифт с жилых этажей,
· зарядные станции для электромобилей,
· возможность подключиться к видеонаблюдению,
· устойчивый сигнал сотовой связи...
И даже наличие тележек для разгрузки.
Современный паркинг должен быть создан с умом. Например, чтобы туда легко заехал спортивный автомобиль с минимальным клиренсом. В элитном доме «Лаврушинский» в километре от Кремля мы создали паркинг с пологими рампами, плавными углами заезда и съезда и уменьшенным до 6,5 градуса уклоном.
Помимо «Лаврушинского», паркинг по фирменному стандарту мы строим в камерном клубном доме «Обыденский № 1» в лучшей части Остоженки. Здесь площадь машино-мест составляет до 21 кв. м. В выдающемся доме «Достижение» в Останкине тоже есть парковочные места увеличенной площади. Когда мы разрабатывали стандарт подземного паркинга и определяли лучшие габариты машино-мест, мы создали точные цифровые модели многих популярных премиальных автомобилей. На них мы проверяли, удобно ли будет открывать двери и выходить из машины, безопасно ли обходить автомобиль, можно ли комфортно подойти к багажнику и пользоваться им.
Цифровое моделирование мы проверили и натурными испытаниями: на разных площадках размечали все основные элементы паркинга, включая края машино-мест, колонны и стены, а затем ставили на разметку настоящие автомобили и смотрели, как открываются двери, не выступает ли капот на проезжую часть.
В архитектуре и инженерии каждый элемент важен. Так было всегда — и во времена Антонио Гауди, и в наши дни. Фактом искусства или хотя бы высокого уровня мастерства могут стать как фасады, так и скрытые под землёй паркинги. Главное — понимание, что на первом месте всегда должен стоять комфорт жителей. Ведь для большинства из них домашний уют начинается именно с паркинга.
Узнать больше о комфортной среде для жизни вы можете на сайтах домов «Обыденский № 1» в лучшей части Остоженки, «Достижение» в Останкине и «Лаврушинский» в километре от Кремля.