Богатый колхоз на Кубани . "Мне на правление" - "Так оно в восемь, успеем туда и обратно". Встали в пять , почти на рассвете ...рассвет летом ещё раньше - в пять светло как днём.
А это фильм "Перед рассветом", 1989 год, с отличным Валерием Рыжаковым . Хороший артист , кстати, но маловато ярких ролей . Где ещё играл, кто помнит? В этом фильме так же - Евгений Миронов и Александр Панкратов-Чёрный. Но Рыжакова если забывают как зовут и видят на экране, то говорят - "Как же его ? Ах да - "Юркины рассветы".
Итак встали в пять - рассвет , но речь и о рассвете в становлении героя - Юрия Хмеля . После армии, поиск себя, новая работа, коллектив, любовь. А закат причём из заголовка ? К этому вернёмся.
Советские сериалы.
Ну, были же классные ! Кто спорит - шедевры ! Но многие отрицатели сериалов сегодняшних забывают , что произошёл отбор , проверка временем. Кино и сериалы снимались необозримыми тысячами тогда . На слуху и на виду остались лучшие. Остальная масса растворилась в пространстве. Отсюда и заблуждение, что сейчас-то, мол, всё хуже. Лично я люблю многое из того времени , но ценю и современное российское кино , особенно если оно в лучших традициях.
Сериал душевный .
Штатная свекровь советской кинематографии - Нина Сазонова не играет , а снимается в документальном кино , настолько она органична, естественна , талантлива. Не скажу, что она мне как-то особенно нравится, но талант огромный , оригинальный - у неё своя неповторимая ниша. Валерий Рыжаков сыграл великолепно . Настолько , что действительно - "Юркины рассветы" стали вторым его именем. Кино захватывает сразу . Пришёл из армии - дома рады . Но как будто и не очень рады. Всем немного не до него. Девушка не дождалась, а лучшие друзья отплясывали на её свадьбе. Отец весь в работе , к тому же в "клубничке" на той же работе , всё торопится, чувствует недоброе ...и точно - именно сын Юрка и разоблачил его окончательно. Брат - специальный, назначенный передовик-орденоносец , да и семья у него большая с перспективой роста...мебель меняет как перчатки . И только мать - Надежда Петровна - всей душой с сыном . Но ей явно тревожно - муж изменяет (она чувствует) , сыну желает не только рассвета, но и взлёта . Может хоть он порадует.
"На , утрись" - говорит она мужу, бросая ему полотенце. А сын ? Женился на худшем варианте из всей станицы , по мнению Надежды , да ещё не стал поступать на дневное...В итоге окончательно расстроилась, сорвалась на невестке. Кстати ! В эпизоде с побелкой и изгнанием Жени я скорее на стороне Надежды Петровны . Мало того, что Женя ничего не делает по дому, так ещё и не пытается договориться. Не ищет компромисс. Всё рывками , с гонором - "ну и ладно, ну и не надо, уйду...". Это же всё бьёт и по отношениям с любимым мужем ...Но тут могут разные мнения . Кто прав - свекровь или невестка ? Ваше мнение ? А Женя мужа-то любит ? Тоже вопрос.
Комсомол
Но главное в кино , это попытка реформировать, оживить комсомол. И вот тут впечатление о том, чего хотели добиться, и что показать авторы, очень двоякое. На кадре молодые энтузиасты в свой выходной весело и идут устранять проблему с дорогой . А на плакате ! Сакраменально-сатирическое "Ударим чем-то по бездорожью". Это фильм- агитка или издевательство.? Плюс пресловутые дороги - одна из двух вечных проблем. С одной стороны, Юрий вносит что-то новое в работу комсомола , борется с бюрократией и штампами ,организует молодёжь на великие свершения в рамках отдельно взятого колхоза , его поддерживает секретарь . А с другой ? Людей отвлекают от работы, создают молодёжные бригады , но чтобы с особыми условиями...Характерный пример с женатым комсомольцем, у которого дети, он укрепляет крышу в доме тёщи , работает ...а с него требуют какой-то настенный прожектор для освещения недостатков. Зачем ? И фильм так поставлен, что возникает вопрос , а зачем вся эта организация ? Не лучше ли просто работать ? Именно об этом и говорит антипод Юрки - председатель колхоза. К тому же в фильме на грядках, в полях и загонах всё растёт и ширится, размножается, но нет грузовиков, запчастей...тех же дорог . И передовики дутые , искусственные. Что показали авторы ?Тот самый закат , о котором мы говорили в начале статьи ?
Что впереди.
В конце сериала авторы всё же попытались внести, втащить долю оптимизма в мрачную картину колхозного хозяйствования. Под покровом ночи принципиальный секретарь вывез нерадивого, бюрократа-инструктора в тихое место , на берег реки и у придорожной коряги взял да и уволил. Уволил этого неповоротливого , закостенелого инструктора, который очевидно в одиночку тормозил развитие и прогресс...
Но самый конец получился хуже некуда. Авторы проявили смекалку и использовали умный приём. Фильм начинается с семейных отношений . Завязываются интриги , конфликты , любовь, свадьбы, измены , сложные разборки на личном фронте. А потом ? Основная часть посвящена именно комсомолу , застою в нём, проблемам в организации труда, в экономике ... и постоянные собрания, беседы, общественные уроки , внутриполитические споры до работы, во время неё и после . Всё это с небольшими отступлениями на личные отношения . Но и в отношениях авторы не нашли позитивной ноты. Несчастная мать проходит мимо молодых, какие-то реплики ... не помирились . Семьи тоже толком нет.
Сериал почему-то многие помнят. Ведь так ? Причём вспоминают положительно, ностальгически . Смотрели и считали - да, всё наладится. Перестроимся , ускоримся ...Но если посмотреть фильм повнимательнее, то выходит , что никто ни во что не верит. Или авторы сеяли сомнения ? Сейчас трудно судить. Но именно 70-е все вспоминают как самые счастливые, оптимистичные .Хочешь - наливай и пей.
А хочешь - учись, работай, женись, развивайся в любом направлении. Все возможности были ! Но что-то же было упущено...куда-то всё делось.
Друзья! Сегодня внимание читателей канала на этих статьях.
И не забывайте про день рождения Андрея Миронова