Найти тему

Рябушинские – династия предпринимателей, новаторов, меценатов Москвы

Оглавление

В разные эпохи отношение к Рябушинским, одним из самых известных предпринимателей Москвы, было противоречивым. Их воспринимали как великих благодетелей, обеспечивающих рабочим местами, пищей и жильем, так и как врагов простолюдинов. Однако их вклад в экономику города и страны трудно переоценить.

От крестьянина до мануфактур

Вид фабрики Товарищества мануфактур П.М. Рябушинского с сыновьями. Село Заворово Вышневолоцкого уезда Тверской губернии.
Вид фабрики Товарищества мануфактур П.М. Рябушинского с сыновьями. Село Заворово Вышневолоцкого уезда Тверской губернии.

Шестнадцатилетнему Михаилу Ребушинскому, принадлежащему к старообрядческой семье, отчего стал он позже известен под фамилией Рябушинского, суждено было покинуть свой родной край в Калужской губернии и отправиться в Москву. В его душе пребывала лишь одна мечта: ведать без нужды, за что он с упорством трудился. И так, спустя несколько лет, он добился звания купца третьей гильдии, занимаясь торговлей в Холщовом ряду Гостиного Двора. Он казалось, дотянулся до заветной цели, однако после войны 1812 года и он стал одним из тех, кто потерял все свои богатства.

Читайте также: Отечественная война 1812 года: начало Русской кампании

В течение 12 лет он упорно стремился восстановить свои позиции. Изначальные восемь тысяч рублей превратились в состояние в 27 тысяч. Шерстяные ткани в 40 видах, удовлетворяющие любой вкус, успешно продавались в пяти лавках. В 1846 году вместе со своими сыновьями, Павлом и Василием, он основал текстильную фабрику в Голутвине, предоставляя работу 185 рабочим (число, достаточно значительное для того времени). Иногда Михаил Яковлевич сам выходил на фабрику в качестве мастера. Он был доволен тем, что предоставлял людям возможность трудиться и обеспечивать свои семьи, вел с ними простое общение, а его любимой одеждой был обычный кафтан.

После трагической утраты отца Павел и Василий вступили в ряды купечества второй гильдии, но вскоре продвинулись в ранге, достигнув первой гильдии. Энергичные братья основали торговый дом “П. и В. Братья Рябушинские” в 1867 году, затем сфокусировались на развитии хлопчатобумажной промышленности, приобретя фабрику и в последствии открыв еще несколько производств, включая бумагопрядильное, ткацкое, красильное и другие. Однако в 1887 году навсегда ушел из жизни Василий Михайлович, оставив своему брату Павлу единоличное владение всеми активами предприятий.

Читайте также: Москва в годы Великой Отечественной войны

Михаил Павлович Рябушинский
Михаил Павлович Рябушинский

В том же году Павел Рябушинский учредил Товарищество мануфактур П.М. Рябушинского совместно со своими сыновьями. Начальный капитал составил два миллиона рублей, огромная сумма для того времени. Продукция компании завоевала широкую популярность, ее изделия выставлялись на международных выставках. Особую гордость представляло использование герба Российской империи на изделиях, что без слов свидетельствовало о высоком качестве продукции.

Павел Михайлович, с одной стороны, придерживался старообрядческих убеждений, как и его отец, но с другой стороны, вел богемный образ жизни: увлекался театром, следил за модой в одежде и занимал высокую должность в Московской городской думе.

Братья Рябушинские

У него было восемь сыновей, но в одном из них, названном в его честь Павлом, отец всегда видел предпринимательский талант. Именно поэтому впоследствии Павел Павлович стал возглавлять семейный бизнес. После смерти отца каждый из братьев получил по 200 паев в фирме. Они не могли распоряжаться своими долями самостоятельно – все решения принимались только коллективно. Братья Сергей, Владимир, Степан, Николай, Михаил и Дмитрий, каждый по-своему, принимали участие в развитии семейного бизнеса. Только старший сын, Иван, остался без наследства, потому что вступил в брак вопреки воле отца.

Читайте также: Юрий Владимирович Долгорукий

Братья Сергей и Степан Рябушинские были известны своим текстильным производством, которое считалось одним из лучших в Москве. Под их руководством трудились более четырех тысяч сотрудников, а к 1914 году объем производства их товаров достигал восьми миллионов рублей ежегодно. Они также заботились о своих работниках, уменьшив рабочий день до девяти часов. Семейный бизнес постепенно расширялся: братья открыли лесопильный и стекольный заводы, а также писчебумажную фабрику. Они также организовали Товарищество Окуловской писчебумажной фабрики (Торгово-промышленное товарищество П.М. Рябушинского с сыновьями). Кроме того, братья вступили в торговлю лесом, что приносило им значительные успехи.

Дела шли настолько хорошо, что многие другие предприниматели обращались к Павлу Павловичу за ссудами — конечно, под проценты. Со временем прибыль от этого дополнительного бизнеса почти сравнялась с той, которую приносило семье производство.

Банковский бизнес

-4

Предпринимательский талант Рябушинских не подвел их в трудные времена. В 1901 году один из их должников покончил с собой, что привело к обвалу акций Харьковского земельного банка, принадлежавшего ему. Однако братья не упустили момента и выкупили контрольный пакет, несмотря на сложности.

А дальше эта история стала развиваться очень интересно и необычно: Рябушинские договорились с министром финансов, чтобы Государственный банк дал Харьковскому земельному банку большую ссуду, причем в срочном порядке, практически без оглядки на закон. Это позволило рассчитаться с долгами и продолжить работу. Акции снова поднялись. Неизвестно, почему министр пошел на уступки Рябушинским, учитывая, что в аналогичной ссуде он отказал тому самому предпринимателю — владельцу банка, покончившему с собой. Слухи ходили разные, в том числе и неприятные для репутации предпринимателей.

В 1902 году братья Рябушинские основали банкирский дом, который получил название «Братья Рябушинские». Начальный капитал компании составил более одного миллиона рублей. Финансовым управлением занимались Владимир и Михаил Рябушинские. Спустя десять лет банкирский дом превратился в известный Московский банк, и к моменту Октябрьской революции 1917 года он занимал 13-е место по величине капитала среди банков страны. На тот момент капитал банка уже составлял 20 миллионов рублей.

Меценатство и искусство

Особняк Рябушинского
Особняк Рябушинского

Братья Рябушинские были знамениты не только своими предпринимательскими способностями, но и своим меценатством и страстью к искусству. Михаил Павлович увлекался собиранием живописных произведений. Его коллекционирование началось в 1902 году, и к тому времени в его собрании насчитывалось 95 полотен отечественных художников, в числе которых были Михаил Врубель, Валентин Серов, Илья Репин и другие мастера. Кроме того, предприниматель увлекался французскими импрессионистами, такими как Клод Моне и Анри де Тулуз-Лотрек, и его коллекция включала в себя мраморный бюст Виктора Гюго, выполненный самим Огюстом Роденом. Знакомые Михаила Рябушинского хорошо знали: лучшим подарком для него было что-то из старинной мебели или фарфора.

Все эти богатства он хранил дома — в особняке на Спиридоновке. Там он обустроил потайную комнату на экстренный случай и воспользовался ею во время революции, спрятав коллекцию до своего возвращения, которое, к слову, так и не состоялось. После 1917 года особняк отдали Бухарскому дому просвещения. Его сотрудники случайно обнаружили тайник, хранившиеся там шедевры передали в музейный фонд.

Коллекционирование икон

Степан Павлович, будущий сооснователь автомобильного завода и банкир, был страстным коллекционером. Вопреки многим, он выбрал для своего увлечения древнерусские иконы, подчеркнув свою религиозную природу.

Его коллекция была признана одной из лучших в стране, и он был готов пойти на любые жертвы, чтобы дополнить ее новыми экспонатами. Чем дальше и сколь выше цену, тем больше привлекала его иконная жемчужина. Степан Павлович спасал от забвения и утраты множество икон, вкладывая силы и средства в их реставрацию. В его собрании были иконы второй половины XIII века, XIV века и другие ценнейшие экспонаты. По завершении пополнения коллекции, он мечтал создать музей иконы, однако этот замысел не смог воплотиться из-за вмешательства Первой мировой войны.

Коллекция хранилась в его особняке, о котором можно долго говорить отдельно. Дом в стиле модерн по сей день считается главным украшением Малой Никитской улицы и точкой притяжения туристов и москвичей — в особняке Рябушинского расположен Музей-квартира Максима Горького, который жил здесь в 1930-х годах, вернувшись с Капри (а Рябушинские тем временем эмигрировали в Италию). Пролетарский писатель терпеть не мог свой новый дом и всячески это подчеркивал, называя его нелепым. Поддерживал это мнение и Корней Чуковский: «Нет ни одной честной линии, ни одного прямого угла. Все испакощено похабными загогулинами, бездарными наглыми кривулями. Лестница, потолки, окна — всюду эта мерзкая пошлятина».

Современные исследователи архитектуры вряд ли согласятся с советскими литераторами: особняк Степана Рябушинского, построенный его другом, архитектором Федором Шехтелем, считается блестящим образцом модерна. Впрочем, чтобы оценить его причудливые фасады (ни один из них не похож на другой), полюбоваться витражами в виде бабочек и внутренней изогнутой лестницей, символизирующей стихию воды, совсем не обязательно быть знатоком архитектурных стилей.

Беспутный Николаша

Вилла «Черный лебедь»
Вилла «Черный лебедь»

Семейные дела совершенно не привлекали Николая Рябушинского — поэтому он получил от братьев прозвище “Беспутный Николаша”. Он выделялся своим стремлением к излишней роскоши и экстравагантными поступками. Получив свою долю наследства, он не пытался её умножить. Братья серьезно опасались, что молодой человек может легко остаться без гроша.

Николай Павлович любил расточать деньги не по своему здравому усмотрению, и по мнению семьи. Продав свои паи хлопчатобумажного товарищества братьям, он вложил вырученные средства в создание литературно-художественного журнала “Золотое руно”. Семья не понимала его, но читатели обожали: в журнале публиковались произведения Александра Блока, Андрея Белого, Валерия Брюсова, а иллюстрации делали Александр Бенуа и Лев Бакст. Журнал выходил в 1906–1909 годах.

Сам Николай Павлович там тоже печатался — под псевдонимом Н. Шинский, а также выпускал сборники рассказов. Он способствовал и открытию выставки своего друга, художника Павла Кузнецова, помогал и другим живописцам. Перед войной о меценатской деятельности он забыл, решив поселиться в собственном доме. Неоклассическую виллу «Черный лебедь» на Нарышкинской аллее построили в 1909 году по проекту Владимира Адамовича и Владимира Маята. Это был поистине примечательный дом — настоящее произведение декадентского искусства.

На вилле «Черный лебедь» устраивали шумные вечеринки, о которых ходили самые разнообразные слухи. Рассказы о том, что происходило ночью за этими дверьми, заставляли краснеть даже самых искушенных слушателей.

Новоселье было ярким: во дворе можно было увидеть мраморный саркофаг с фигурой быка, пальмы, павлинов и посаженного на цепь леопарда. Николай Павлович хотел устроить у себя и зоопарк, но полиция запретила. Необычным было и внутреннее убранство «Черного лебедя». Одну комнату хозяин украсил отравленными стрелами из Новой Гвинеи — привез из путешествия. Изображение черного лебедя было на посуде и мебели.

Сильное впечатление производил фриз (широкий бордюр, оформляющий верх стены) под названием «Нерожденные младенцы». Изображенные на фризе дети нравились не всем гостям — многим становилось плохо при одном взгляде вверх. Помещения украшали картины отечественных и зарубежных художников, особое место занимали полотна объединения «Голубая роза». В доме также находилась мастерская, ведь хозяин был страстным художником. В 1915 году вилла понесла серьезные потери от пожара.

Николай Павлович также увлекался красивыми и мощными автомобилями. Его красная машина, стремительная и могучая, была знакомой каждому в городе, когда он устремлялся мимо на огромной скорости. Нередко за это водителя штрафовали.

Федор Павлович Рябушинский – покоритель Камчатки

-7

Николай Павлович, самый безрассудный из братьев, не был младшим, как можно было подумать. Младшим был Федор — он тоже не сильно вникал в дела семейных предприятий, предпочитая науку.

Он хотел исследовать природные богатства Камчатки и в 1908 году дал Русскому географическому обществу деньги на экспедицию. На это ушло 200 тысяч рублей, но Рябушинский не сомневался в хорошем результате. И все окупилось — ученые действительно нашли там редкие минералы и растения. Федор Павлович, воодушевленный этим, запланировал еще несколько подобных экспедиций, но повторить успех ему не удалось — он рано ушел из жизни.

Автомобилестроение братьев Рябушинских

Незадолго до Первой мировой Рябушинские покупают Гаврилов-Ямскую льняную мануфактуру и основывают Русское акционерное льнопромышленное общество, которое экспортирует лен в Европу. Во время войны они покупают лесопильный завод в Архангельской губернии. Тогда же братья Сергей и Степан поняли, что на фронте не хватает грузовых машин, после чего образовали Товарищество Московского автомобильного завода АМО. Сергей Павлович совмещал это дело с должностью директора хлопчатобумажной фабрики, также он возглавлял детский приют имени великой княгини Елизаветы Федоровны и создал Институт педагогики, к которому был очень внимателен.

Они планировали купить лицензию известного итальянского концерна и выпускать в Москве грузовики. Но из-за трудностей, связанных с транспортировкой нужных станков из США и Швеции, производство пришлось отложить до следующего года. Это был первый автомобильный завод в стране. В советские годы он был назван в честь его первого директора — Ивана Лихачева.

Кстати, по задумке Рябушинских на их заводе при необходимости также можно было бы делать авиационную технику.

Павел Павлович Рябушинский — политический деятель Москвы

-8

Рябушинских интересовала политическая жизнь, то, какое будущее ждет страну — и предпринимателей, и простых рабочих. Еще в 1905 году Павел Павлович заявляет о том, что придерживается либерально-оппозиционных взглядов, а потом вместе с братом Владимиром входит в Центральный комитет партии «Союз 17 октября».

«До 17 октября буржуазия в громадном большинстве была настроена оппозиционно. После 17 октября, считая, что цель достигнута, буржуазия стала сторониться пролетариата, а потом перешла на сторону правительства. В результате одолело правительство. Началась реакция — сначала стыдливая, а потом откровенная», — писал Павел Рябушинский.

В 1907-м он начинает выпускать газету «Утро России» тиражом 30 тысяч экземпляров, вскоре запрещенную за неподобающие материалы, в частности, фельетоны. Возобновили издание в 1909 году, для газеты даже построили здание в Большом Путинковском переулке. Газета ясно подчеркивала мнение своего создателя: помещик и чиновник — враг купечества, а простой народ — товарищ.

В марте 1917-го, увидев, какую опасность может представлять народ для него самого, он говорил, что момент, когда можно все отнять у одних и передать другим, еще не наступил. Но ему не верили: мол, мало ли что можно сказать ради того, чтобы сохранить свое состояние. Рябушинский хорошо понимал народные настроения и потому организовал Комитет старообрядческих согласий, объясняя это памятью о своих корнях.

25 марта 1917 года Временное правительство ввело хлебную монополию, и эти действия были не по душе предпринимателям. Рябушинский писал: «Но, к сожалению, нужна костлявая рука голода и народной нищеты, чтобы она схватила за горло лжедрузей народа, членов разных комитетов и советов, чтобы они опомнились». В прессе это объяснили как призыв задушить революцию, оставить людей голодными. Высказывание обернулось против всех Рябушинских, политическая деятельность Павла Павловича завершилась с недолгим арестом как соучастника заговора. Газета «Утро России» прекратила существование в 1918 году.

К этому времени уже никто не помнил, что во время голода 1891-го Павел Павлович открыл в доме отца в Голутвинском переулке народную столовую, где еду беднякам раздавали бесплатно, создал приют для разоренных вдов и сирот купеческого и мещанского сословий.

Беспутный Николаша – ученый с мировым именем

Дмитрий Павлович Рябушинский
Дмитрий Павлович Рябушинский

После революции братья Рябушинские покинули страну, их предприятия национализировали. Над Николаем — тем самым, который выстроил для себя «Черного лебедя», — теперь подшучивали иначе: мол, оказался самый умный из всех, успел разориться еще до всего этого. Павел Павлович умер во Франции от туберкулеза, хотя до последнего вздоха надеялся, что в России сменятся правители и он снова сможет вернуться на родину. Там же, во Франции, остались Владимир, Сергей и Дмитрий, последний смог сделать на чужбине прекрасную карьеру.

Он стал известен еще в России, когда в 1904 году основал в подмосковном Кучине Аэродинамический институт — первый в Европе. Содействовал ему в этом его учитель — основоположник гидро- и аэродинамики Николай Жуковский. Институт начался с лаборатории по аэродинамике, затем построили дополнительные корпуса, начали приобретать необходимое оборудование. На него Дмитрий Павлович не скупился: только в первый год он потратил около 100 тысяч рублей. Перед этим Рябушинский получил блестящее образование: сначала учился в Практической академии коммерческих наук, потом на физическом факультете Московского государственного университета по специальности «механика». Уже во время работы больше всего его интересовали космические перелеты.

После революции институт, как и все остальное, что создали Рябушинские, был национализирован. Дмитрий Павлович долго томился от горя, что лишился своего труда, не зная, как теперь поступить. Всё начало налаживаться для него только в 1923 году, когда он приступил к чтению лекций в Сорбонне. Не обладая французским гражданством, Дмитрий Рябушинский работал на правах приглашенного иностранного ученого, но это подтолкнуло его к новым свершениям. Вскоре он возглавил ассоциацию, заботящуюся о сохранении русских культурных ценностей за рубежом, и стал автором более 200 научных трудов. Кроме того, помня об успешном опыте создания учебного заведения, Рябушинский применил его и во Франции, став одним из основателей Русского высшего технического училища. Сам он обучал студентов теоретической механике и был заведующим кафедрой.

Его уважение и признание со стороны научного сообщества было несомненным. В 1932 году Парижская академия наук удостоила его премии, а всего через три года избрала членом-корреспондентом.