А перед прочтением данной статьи, настоятельно рекомендую ознакомиться с первой и второй частями.
Историю декабристов можно начать с общества мечтателей "Чока", существовавшего ещё до Отечественной войны 1812 года. Оно представляло собой кружок по интересам, где главным интересом были гуманистические сочинения одного из французских революционеров Жан-Жака Руссо. Это общество само по себе чем-то серьёзным не являлось, ведь даже самому старшему её члену было всего 18 лет. Однако оно стало отправной точкой для движения декабристов. Начало Отечественной войны 1812 года положило конец обществу "Чока", однако по её окончании появилось целых 3 преддекабристских организации. Это были: "Священная артель", "Семеновская артель" и "Орден русских рыцарей". Спустя 2 года артели объединятся в "Союз спасения". В своей сути все эти организации хотели одного и того же — принятия конституции и ликвидации самодержавия. Благодаря этому уже к 1818 году эти организации объединятся в "Союз благоденствия". Однако внутри этого общества существовало противоречие, из-за которого на съезде в январе 1821 года было принято решение о его роспуске. После этого, на основе "Союза благоденствия" было создано 2 новых общества — "Северное" (статья о отором уже есть на канале) и "Южное". Пока первые хотели лишь введения ограниченной монархии, последние желали установление республиканского строя.
Основным программным документом Южного общества была Русская Правда Павла Пестеля. Этот документ имеет "краткое изложение", которое записывалось под диктовку самого Пестеля. Всего в Русской Правде должно было быть 10 глав, но завершены были только 5, в связи с этим о положениях предполагаемых статей можно судить в основном по "краткому изложению", которое называется "Конституция - Государственный завет".
У Пестеля было весьма интересное отношение к праву нации на самоопределение. Он считал, что право на народность и независимость должно быть лишь у тех народов, что "способные воспользоваться своей независимостью". Определять какой народ способен, а какой не способен пользоваться независимостью Пестель планировал по традициям того или иного народа и его истории. Так он определял право на независимость для Польши, отбирая оное у малых народов Российской Империи. С одной стороны это может показаться рационально, однако все народы, которые по мнению Пестеля "недостойны" независимости, лишались ещё и права народности, объявляясь сугубо русскими. Таким образом планировалось даровать права и привилегии титульной нации ранее угнетенным народам. Однако это вредило бы развитию культуры и стимулировало бы всплески национализма и неприязни, основанной на происхождении граждан, ведь главным различием между условным москвичом и хивинцем был вовсе не разрез глаз, а окружение в которым каждый из них жил. Пока первый жил в крупном городе, второй скорее всего в глухой деревне, что естественно сказывалось на них. Исходя из этого было бы весьма самонадеянно думать, что объявление всех русскими решило бы проблемы колоссального социального расслоения, хотя этот шаг был определённо необходим и важен. Так как Пестель планировал объединение всего населения Российской Империи вокруг идеи русской нации, он также хотел объединить все сословия в одно гражданское, тем самым уничтожая сословное деление. Во многом идея создания национальной идентичности, которая была бы выше идентичности географической или народной была вдохновлена аналогичными идеями великой французской революции.
Ещё одной идеей, которую Пестель явно заимствовал из Европы была идея о разделении земли на общественную и частную. Это разделение в своей сути похоже на то, что было ещё в Римской Республике. Пестель хотел разделить землю на частную и волостную (общественную). Волостная земля должна была принадлежать гражданам волости, будучи при этом поделенной на равные участки. В отличии от Римской Республики, волостную землю планировали выдавать на один год по требованию, а не делить ежегодно поровну между всеми гражданами волости. Естественно такое изменение было продиктовано уровнем развития Российской Империи, на котором в повальной занятости населения на полях не было необходимости. Вообще по Русской Правде Пестеля волостная (территориальная) принадлежность была главным статусом гражданина, ведь предполагалось наличие двух волостных списков. Первый список назывался скарбовым, в него записывались бы все, кто имел собственность на территории волости. Этот список был нужен для контроля налогообложения, поэтому один и тот же человек мог быть в списках сразу двух волостей. Второй же список - гражданский, в таком списке каждый гражданин мог быть записан только один раз в одной волости, ведь членство в этом списке давало политические права в данной волости.
Вопросы государственного управление в Русской Правде решались весьма интересно. Пестель отвергал концепцию равновесия властей, считая достаточным лишь правило определение круга действий. Помешать в таком случае одной ветви узурпировать всю власть должна была ежегодная сменяемость представителей. И пусть такая система не была бы столь надёжна как равновесие властей, сама по себе идея вполне интересна. Верховная власть делилась на власть законодательную, которой обладала Народное вече, власть верховно-исполнительную, которая отдавалась державной Думе и власть блюстительную, которая отдавалась верховному собору.
Народное вече должно было стать органом, регулирующим вопросы обновления и закрепления законодательства, войны и мира избрания членов Державной Думы из числа кандидатов, которых ежегодно должна предлагать каждая губерния, а также избрания членов Верховного собора (бояр), кандидатуры которых также назначали губернии. Кроме того, вече должно быть органом зависимым только от воли избирателей. Также крайне занятна система при которой народных представителей вече избирают на 5 лет, при этом ежегодно пятая часть представителей должна уходить на переизбрание и при этом председатель должен выбираться именно из числа тех кому осталось заседать последний год. Державная Дума должна была вести войны и переговоры о мире, а также руководить работой всех министерств и ведомств. Состоять Дума должна была из 5 человек, заседавших по 5 лет, при этом каждый год один из членов обязан был отправляться на переизбрание, а председателем должен был быть тот, кто заседал последний год. Верховный собор должен был утверждать или отклонять законопроекты, передаваемые народным вече, рассматривать и утверждать журналы палат министерств, отдавать чиновников под суд, назначать главнокомандующих армией и командовать армией, когда та находилась за пределами государства. Таким образом Верховный собор должен был контролировать Державную Думу и народное вече, однако при этом все решения должны руководствоваться лишь законностью, не затрагивая протесты представителей Верховного собора по сути того или иного решения.
Южное общество предлагало более прогрессивную систему чем их Северные товарищи. Полная отмена монархии, действительная сила выборов, первичные действия для сглаживания экономического неравенства коренного населения и покорённых малых народов, всё это повлияло бы крайне благотворно на развитие России. Однако вслед за поражением Северного общества на Сенатской площади 26 декабря 1825, Южное общество организовывает восстание Черниговского полка, однако и оно не увенчалось успехом, закончившись 15 января 1826 года, когда войска под командованием Фёдора Гейсмара разбили Черниговский полк.
Подписывайтесь на нас в Телеграме и Вконтакте, там больше контента от других авторов.