Найти тему
Больше Строй

“Достаю последнее средство”: 70 российских заводов выпускают дроны, но не всех они останавливают от ухода из жизни

Оглавление

Острый дефицит беспилотников в России вынуждает энтузиастов идти на крайние меры. Наглядный пример — судьба Андрея Морозова с позывным “Мурз”.

«Достаю последнее средство», — сообщил он перед уходом в мир иной, завещав деньги от продажи своего имущества на оснащение боевых товарищей. И хотя волна разговоров поднялась только сейчас, проблему нехватки БПЛА обсуждали еще в 2008 г., во время событий в Грузии. Но с тех пор прошло достаточно много времени. Что же изменилось за эти годы?

Невольно задумаешься

Сразу оговоримся, мы не призываем сеять панику, преувеличивая значение БПЛА. Не будем также детально разбирать вопрос оснащенности различных секторов российской экономики теми или иными типами дронов. Пусть об этом рассуждают компетентные специалисты, владеющие всей необходимой информацией. Тема эта более обширная, чем может показаться на первый взгляд, поэтому в связи с громкой февральской историей мы лишь немного обсудим, как обстоят дела с производством отечественных дронов.

-2

Вот что написал Морозов перед тем, как уйти из жизни:

«Все деньги, вырученные от продажи недвижимости моей семьи, за исключением денег на возведение памятника на могиле моей матери, О. Г. Морозовой, прошу отправить на оснащение 4-й ОМСБР ВС РФ внештатными БПЛА согласно планам, ранее составленным мной вместе с Александром Любимовым. На памятнике матери прошу изобразить комплекс “Энергия”-“Буран” (сделайте летящий “Буран”, наверное), в создании и запуске которого она принимала участие как один из инженеров Тушинского Машиностроительного завода»
-3

Как ни относись к личности самого связиста и блогера Андрея Морозова, его уход потряс всю страну. В конце февраля Россия не только вспоминала 24 февраля 2022 г., но и снова заговорила о беспилотниках.

Понятно, что приоритет тут уже третий год подряд смещен в сторону юго-западных рубежей страны, где потребность в дронах остается высокой, а россияне, непосредственно нуждающиеся в них, переживают то же, что многие пережили в 2008 г., наблюдая за тем, как здорово обеспечены грузины американской техникой. Однако и для гражданского сектора России актуален всё тот же вопрос: ГДЕ ДРОНЫ?

-4

Первые российские ударные БПЛА

Если вы думаете, что за все эти годы в России ничего не сдвинулось с места и масштабировать производство беспилотников даже не попытались, вы заблуждаетесь. Картинка несколько иная, и страна прошла определенный путь.

«Дроны», они же «трутни» (именно так переводится английское drone), еще в нулевые были очень долгожданными. В свое время Минобороны потратило на их разработку 5 млрд рублей, но вложения так и не окупились.

7 апреля 2010 года генерал Поповкин сообщил прессе:

«В прошлом году мы провели испытания всех представленных российской промышленностью беспилотных летательных аппаратов. Ни один из них не выдержал программу испытаний».

Прошло два года, прежде чем замаячила надежда на вторую попытку. В 2012 г., по сообщениям СМИ, за разработку первых отечественных ударных БПЛА взялись два предприятия в Екатеринбурге. Опытный полет намечался на знаковый во многих отношениях 2014 г.

-5

Но обещанного, как известно, три года ждут. Вот и на этот раз что-то пошло не так, ждать пришлось даже дольше. О создании первого российского малого ударного беспилотника мы узнали в декабре 2018 г. Машину разработала научно-производственная фирма «Микран».

А в августе 2019 г. Минобороны РФ разместило ролик на Ютубе, где запечатлен первый полет ударного дрона С-70 «Охотник», разработанного в КБ Сухого. И, какими бы впечатляющими ни были его характеристики, в первую очередь на ум приходит другое. На тот момент до 24 февраля 2022 г. оставалось всего ничего — два с половиной года. Откуда же взяться тем заводам, массово выпускающим долгожданные российские БПЛА? Сколько вложений требуется? Существует ли в принципе та сумма, которая способна в столь короткий срок решить проблему нехватки ударных дронов?

-6

Оставалось два года

Шёл 2020 г., а застарелая проблема так и не была решена. В то время как США за последние 10 лет выпустили 250 разведывательно-ударных БПЛА MQ-9 Reaper стоимостью 16 млн долларов каждый, у России не было ничего подобного. Заводов, которые выпускали бы, такую современную технику, не существовало. Реализация проектов затягивалась по разным причинам — мешало то отсутствие отечественных компонентов, то недостаток инвестиций, то борьба между конкурентами, каждый из которых тянул одеяло бюджета на себя.

MQ-9 Reaper
MQ-9 Reaper

Первый российский завод по выпуску ударных беспилотников строили с апреля по декабрь 2021 г. Он стал не просто первым заводом по серийному выпуску крупноразмерных БПЛА, но и первым авиационным заводом, построенным в постсоветской России. До февраля 2022 г. оставалось чуть больше года.

-8

Вопрос же о состоянии отрасли в целом более обширный, и требует отдельной публикации. Тем более что летом 2023 г. первый вице-премьер Андрей Белоусов заявил о 70 российских компаниях, занимающихся производством беспилотников, а также поделился планами на 2024 г. (собрать около 18 тысяч крупных и средних дронов в рамках нацпроекта «Беспилотные авиационные системы»), которые, очень хотелось бы верить, будут реализованы.

Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы не пропустить более интересные публикации!