Стояла осень 1778 года. Смеркалось. За окном Зимнего дворца был Питер, в котором еще даже толком не работал Эрмитаж.
Государыня-императрица Екатерина II хворали. Утирая царственный нос большим шелковым платком с вышитыми вензелями, императрица вяло листала альбом с гравюрами.
И вдруг…
Великолепная арочная перспектива. Ковер из орнамента. Мастерски выписанные библейские сюжеты. Огромные полуциркульные окна…
Это были знаменитые «Лоджии Рафаэля в Ватикане», выполненные учениками легендарного живописца по его рисункам.
«Немедленно скопировать в натуральную величину эти своды, а также стены. И я даю обет святому Рафаэлю во что бы то ни стало выстроить эти лоджии и поместить в них копии. Так как непременно нужно, чтобы я видела, каковы они», - повелела императрица.
Ну то есть самой ехать к лоджиям был не вариант, непременно нужно было, чтобы лоджии приехали к ней.
Но сначала нужно было, чтобы на это согласился папа Римский.
И, как обычно на моем канале, если где-то мелькает фамилия Юсупов, вы, дорогие читатели, об этом непременно узнаете.
Как утверждает в своих мемуарах наш любимый Феликс, именно его предок, знаменитейший из Юсуповых, князь Николай Борисович, получил от папы то самое разрешение.
Вот что он пишет:
«Немало лет князь Николай Борисович провел за границей. Свел он там знакомство со многими людьми искусства и был в переписке с ними, даже и воротясь в Россию. В Европе покупал он предметы искусства для Эрмитажа и для личного своего музея. От папы Пия VI он добился разрешения изготовить в Ватикане копии рафаэлевских фресок».
Но это не точно. Потому как приврать любил что один, что второй.
Как бы то ни было, но разрешение от папы Римского было получено, и работа закипела.
Но прежде, чем перейти к подробностям поистине грандиозной работы, проделанной мастерами самых разных специализаций по капризу императрицы, давайте быстренько пробежимся по оригиналу.
Что же это за лоджии в Ватикане?
Слово «лоджия» нам всем, безусловно, знакомо, но ассоциируется не с чем-то возвышенным, а с обычными многоэтажками: лоджия – это такой балкон, который не «выпирает» из дома, а проходит вровень со стеной.
По сути, все верно: лоджия – это открытая галерея, стены которой не выступают за стены дома.
И лоджии Рафаэля в Ватикане именно такими и были: длинная открытая с одной стороны галерея, с которой открывается великолепный вид на Рим.
Забегая наперед: в контексте эрмитажевских копий слово «лоджия» вызывает недоумение, потому что ни о какой открытой галерее тут речи не идет. Ну какая открытая галерея в Петербурге, простигосподи? Поэтому будем считать, что эрмитажевские лоджии – это наши родненькие застекленные лоджии. Все как у людей. Хорошо, хоть без кладовки для закруток.
В 1508 году Папа Пимский Юлий II поручил архитектору Донато Браманте построить галерею, с которой открывался бы вид на Рим. Хочу, говорит, стоять на этой галерее, смотреть на Вечный город и говорить: «Лепота!», как Иван Васильевич.
Архитектор начал работу, но скончался в 1514 году, не успев ее завершить. Но у Браманте был талантливый молодой племянник, Рафаэль Санти, которому было поручено продолжить дело дядюшки. В итоге лоджии получили именно его имя.
Свод лоджий разделен на 13 секций, в каждой из которых находится по четыре композиции на библейские темы: в первом своде – четыре сюжета из Нового завета, в остальных – 48 сюжетов из Старого завета – всего 52 библейских сюжета.
Именно поэтому ватиканские лоджии стали называть «Библией Рафаэля».
Давайте посмотрим на эти сцены поближе.
Сотворение мира.
Адам и Ева в раю.
Сцены из жизни Авраама - Авраам и Мельхиседек.
Сцены из жизни Авраама - Бегство Лота из Содома.
Сцены из жизни Исаака - Явление Бога Исааку.
Исаак, Ревекка и подглядывающий Авимелех.
Сцены из жизни Иакова.
Встреча Иакова с Рахилью.
Сон Иакова.
Сцены из жизни Давида.
Сцены из жизни Давида - Давид и Вирсавия.
Сцены из жизни Иисуса Навина - Падение стен Иерихона.
Сцены из жизни Иосифа Иудейского.
Сцены из жизни Иосифа Иудейского - Иосиф объясняет сны своим братьям.
Сцены из жизни Моисея.
Сцены из жизни Моисея - Моисей и Неопалимая купина.
Сцены из жизни Моисея - Моисей, иссекающий̆ воду из скалы.
Сцены из жизни Моисея - Моисей, получающий скрижали Завета.
Сцены из жизни Моисея - Переход через Красное море.
Сцены из жизни Моисея - Спасение Моисея из вод Нила.
Сцены из жизни Ноя. Сооружение ковчега.
Сцены из жизни Соломона - Встреча Соломона с царицей Савской.
Сцены из жизни Соломона - Суд Соломона.
Сцены из жизни Христа.
Поклонение волхвов.
Картины обрамлены гротесками, которые представляют из себя причудливое переплетение растений, животных, фантастических мотивов, мифических персонажей и масок, выполненных с высоким уровнем реализма.
Их композиция симметрична и строится вокруг центральной оси по принципу канделябра.
Считается, что мотивы гротесков навеяны декором, обнаруженным в 1481 г. в руинах "Золотого дома" Нерона и терм Траяна в Риме.
К росписи коридора на втором этаже Рафаэль и его ученики - Джованни да Удине, Перино дель Вага, Джулио Романо - приступили в 1516 году. При этом общий замысел, безусловно, принадлежит самому Рафаэлю. Современники утверждают, что он буквально болел этой работой, и, когда после его смерти в Лоджиях появились трещины, многие посчитали это знамением и чудом. Да, Рафаэль тоже не дожил до конца работ. Он умер в возрасте всего лишь 37 лет, и работу закончили его ученики.
В истории архитектуры Лоджии Рафаэля приобрели значение канонического образца искусства «римского классицизма» начала XVI века. Мерное распределение тринадцати одинаковых секций, перекрытых сводами, полуциркульные арки, пилястры создают целостное и ритмически ясное, упорядоченное пространство. Все как любит классицизм.
И все, что так понравилось Екатерине II, давайте уже наконец вернемся к ее прожектам.
Работы по подготовке будущего эрмитажевского шедевра велись одновременно в двух местах: в Ватикане снимали копии с фресок, а в Петербурге строили корпус лоджий.
В Ватикане работала группа художников, среди которых были Якоб Хаккерт, Уильям Петер, Д. и В. Анджелони. Руководили группой Христофор Унтербергер и Иоганн Фридрих Раффенштайн.
Художники копировали на холсты фрески в галерее Папского дворца и в свернутом виде отправляли копии в Петербург.
Копирование продолжалось одиннадцать лет.
В это время в Петербурге под руководством архитектора Джакомо Кваренги, специально для этого вызванного из Италии, шла работа над Корпусом лоджий. Перед тем как уехать из Италии, Кваренги произвел обмер Ватиканской галереи и на основании этих данных начал строить здание в Петербурге.
Корпус для лоджий был возведён вдоль Зимней канавки так, что он примыкал под прямым углом к зданию Старого Эрмитажа. Основное отличие от ватиканской галереи заключалось в том, что она была не открытая, а застекленная.
Когда копии привезли в Зимний дворец, оказалось, что их размеры не полностью соответствуют отведённым под них пространствам в галерее. Пришлось менять ширину опорных столбов и параметры оконных проёмов.
Привезенные из Италии холсты дорабатывал немецкий живописец Иоганн Меттерлейтер. В итоге копии, выполненные на холстах, искусно имитировали оригинальные фрески.
С сюжетной точки зрения некоторые Лоджии немного отличаются от ватиканских. На месте герба Папы Римского Льва X — вензель императрицы Екатерины II и двуглавый орёл. Вместо герба семейства Медичи — портрет Рафаэля.
Императрица была довольна. «Чем больше смотришь, тем больше хочется их видеть», - писала она.
Первоначальный Корпус Лоджий просуществовал около 50 лет. Он был разобран при возведении здания Нового Эрмитажа в середине XIX века, а галерея включена в общий фасад нового музея.
Размеры Лоджий остались такими же, но холсты при повторной установке сдвинулись на 10,5 метров.
Второй раз Лоджии Рафаэля подверглись серьезному риску во время Великой Отечественной войны. При этом специалисты Эрмитажа приняли решение не снимать холсты из-за опасений за сохранность живописи. Окна галереи закрыли специальными щитами, и, к счастью, все обошлось: во время бомбардировок лоджии не получили никаких повреждений.
Лоджии Рафаэля расположены на втором этаже Нового Эрмитажа под номером 227.
Далее - несколько фото Лоджий Рафаэля за авторством интерьерного фотографа Андрея Белимова-Гущина.
Подлинные лоджии в Ватикане пострадали от времени гораздо больше, чем эрмитажевские. Во-первых, они гораздо старше, во-вторых, они были открыты и подвержены всем воздействиям внешней среды: жаре, влажности, перепадам температуры и т.д. В XIX веке их застеклили. Это защитило бесценные фрески, но лишило их рельефности.
Другие статьи об Эрмитажа можно найти в подборке "Зимний дворец и Эрмитаж. История в акварелях"