Специалисты хотят видеть на обновленной территории у Речпорта дорожку для бега, навигацию для инвалидов и «карманы тишины».
В Новой Портовой поселятся 42 тысячи жителей
Об одном из самых громких проектов по преображению города - реновации территории Новой Портовой - известно еще не так много. В начале встречи с экспертами представитель застройщика, группы компаний «СМУ-88», продемонстрировал присутствующим короткое видео о параметрах обновления территории. После реновации там будут жить 42 тысячи человек. Также будет благоустроена набережная длиной в 12 километров. Жилая площадь составит около 1,5 миллиона «квадратов», коммерческая - 1,3 миллиона.
Конкретного проекта реновации пока нет - мнения собравшихся экспертов как раз должны лечь в основу планов. Известно, что первый этап застройки коснется 71,2 гектара, площадь возведенных объектов на этой стадии составит почти 590 тысяч квадратных метров. Пресс-секретарь СМУ-88 Айрат Габдулбаров акцентировал внимание на набережной - после реализации проекта Казань наконец-то обустроит выход к Волге. А пока из 78 километров береговой линии в городской черте благоустроено лишь 500 метров. Начальник сектора концептуальных разработок Института развития города Гюзель Юлдашбаева сообщила, что на территории будут два типа общественных пространств - закрытые и открытые. К первым относятся здание элеватора (власти Казани там планируют создать университет креативной индустрии. - «ВК»), культурный центр. Также предполагается, что на первом этаже зданий Новой Портовой преимущественно будут располагаться общественные пространства - галереи, выставочные залы. Главное открытое пространство обновлённой территории - конечно набережная.
- Учитывая большую ветровую нагрузку, набережная должна быть максимально озеленена, - сообщила Юлдашбаева, добавив, что этот процесс сопряжен с определёнными трудностями.
Еще одна специфика территории - так называемые полуприватные пространства, которые будут находиться в жилых комплексах. Например, в ЖК «Яналиф» будут площадь для мероприятий и прогулочный бульвар, соединяющий окружающие улицы с набережной. Общая площадь, заложенная под бульвары и скверы в Новой Портовой, составляет 14 гектаров. В планах появление торговых центров, кафе, офисных зданий, медицинского центра и школ с детскими садами.
По Новой Портовой запустят кольцевой маршрут электробуса. Также на территории будет организован причал. Он будет открыт для частных, туристических и рейсовых судов. Благоустроят и сеть велодорожек.
Кошелек родителей хотят уберечь от трат
Сооснователь архитектурного бюро WALL Рубен Аракелян отметил, что прогулка по набережной должна стать для человека сродни путешествию, поэтому пространство нужно заполнить активными зонами. При этом необходимо предусмотреть и «карманы» для ближайших домов. Такие места должны создавать впечатление, что ты находишься за пределами городской суеты. Архитектор-дизайнер Дирекции парков и скверов Казани Лилия Якупова обратила внимание, что на территории набережной не должно быть большого количества торговых объектов, так как в этом случае «родителей раскручивают на покупки для детей». Поэтому должны быть качественные бесплатные сервисы - спортплощадки, комфортные туалеты. Также над территорией детских и спортивных площадок должны быть навесы, ведь горожане к ним уже привыкли.
- Хорошо, что можно опираться на опыт обустройства набережной Казанки и озера Кабан. И, пожалуйста, не закатывайте деревья в бетон, когда вокруг растительности оставляют буквального несколько сантиметров живого, это убивает деревья, - посоветовала Якупова.
Учредитель благотворительной АНО «Все для детей» Далия Гайнанова заявила, что территория должна быть доступна для людей с ограниченными возможностями здоровья. Необходимо предусмотреть навигацию для маломобильных людей, чтобы, например, было понятно, как добраться до ближайшего лифта. Для удобства пожилых посетителей нужно оборудовать скамейки спинками и подлокотниками, иначе пенсионерам будет просто неудобно сидеть.
Велодорожки и пешеходную зону нужно разделить
Волновало участников обсуждения и удобство нового пространства для велосипедистов и бегунов. Урбанист Тимур Апелов считает, что велосипедная зона должна быть отделена от тротуара - например, полоской газона или бордюром. Иначе по дорожкам будут ходить пешеходы, и велосипедисты не смогут комфортно ездить на ней. К тому же ходьба по велодорожке может быть просто опасна, так как иногда на ней велосипедисты развивают скорость до 30-40 километров в час.
- Лучше вообще сделать велодорожку отдельной полосой. Пускай ее ширина будет небольшой, например, один метр, она будет отделена от тротуара, располагаться ближе к проезжей части, - заключил велоактивист Апелов.
На бетон жаловался и представитель бегунов, основатель серии спортивных мероприятий TIMERMAN Вадим Янгиров. На нем просто неудобно проводить занятия, такое покрытие приводит к травмам. Представитель бегового сообщества попросил предусмотреть в Новой Портовой специальную дорожку шириной не меньше шести метров (для проведения массовых забегов) с резиновым покрытием.
- Новое - это, конечно, прекрасно, нужно сохранять и объекты, имеющие историческую ценность, - заявила представитель проекта для активных пенсионеров Валентина Алексеева.
Пожелания женщины не касались непосредственно территории Новой Портовой. Попросила отремонтировать историческое здание - дома Якуба Козлова по адресу Меховщиков, 78. До революции здесь жил промышленник и меценат Козлов, а затем была открыта школа. Также женщина попросила благоустроить сквер на улице Тинчурина, около школы № 51.
Представители застройщика и властей обещали учесть пожелания экспертного сообщества. Которые, как и жители, заждались окончательного проекта реновации территории.
Автор: Рамиль Акберов