Решила прервать истории из жизни царской династии Романовых и вернуться ненадолго к Рюриковичам, в частности к Ивану Грозному, правителю самому неоднозначному в российской истории, вошедшему во все учебники истории и литературы, поэзию, прозу, спектакли, живопись, скульптуру и прочие произведения искусства. Рассмотрим поближе семейную жизнь первого российского царя, которая складывалась ну очень непросто.
Как и в любой правящей семье, в России браки были делом не частного, а политического характера и подчинялись династическим целям и заботам об устойчивом положении трона. Так вокруг женитьбы молодого Иоанна Васильевича московские бояре затеяли большую политическую игру еще до того, как он достиг брачного возраста. Первая попытка заполучить в невесты молодому государю польскую принцессу не увенчалась успехом. Сам молодой жених высказал мнение, что "умыслил и хочу жениться в своем государстве". Молодой, но отнюдь неглупый юноша опасался не только несходства характеров, но самое главное, религиозных разногласий. Ведь именно из-за подобных затруднений его отец Василий III не мог жениться до 25 лет. На том и порешили, Боярская дума утвердила указ о представлении ко двору лучших невест в государстве. Всем дворянам, имевшим дочерей старше 12 лет повелевалось вести таковых на смотрины. За утайку грозила великая опала или казнь.
Первыми конечно подсуетились приближенные бояре, привезли ко двору на смотрины своих дочерей. На смотринах молодому Иоанну сосватали Анастасию, дочь окольничего Романа Юрьевича Захарьина. Дядя невесты подвизался при малолетнем Иоанне в качестве опекуна, так что молодой государь знал семью будущих родственников с детства. Это был счастливый брак, в нем совпали и политические цели и любовь молодых, что согласитесь, бывает совсем нечасто. Семейное счастье продлилось целых 13 лет, хотя были и потери. Из шести родившихся детей в живых остались только двое, царевичи Иоанн и Федор. Частые роды истощили организм царицы Анастасии, она умерла не дожив до 30 лет, оставив безутешного вдовца и двух малолетних сыновей. По отзывам современников Анастасия была добродетельной. мудрой и влиятельной. Ей удавалось сглаживать резкости молодого и вспыльчивого государя. Так что ее смерть оплакивал не только сам вдовец, но и многие приближенные, да и весь народ. Некоторые историки считают, что именно после потери любимой жены характер государя изменился отнюдь не в лучшую сторону.
После смерти Анастасии, буквально через неделю, бояре и духовенство обратились к государю с неожиданным ходатайством. Они просили, в связи со сложной внешнеполитической обстановкой, отложить скорбь да печаль и жениться снова. За этим стоял политический расчет. При дворе было много людей, недовольных засильем родственников умершей Анастасии- Захарьиных, расчет был на то, что новая жена и ее родня их вытеснят. Дипломаты привезли царю невесту из Кабарды, дочь кабардинского князя Темир-Гука. Государю молодая и красивая горянка понравилась, после венчания невеста перешла в православие и приняла имя Мария. Брачный пир продолжался три дня. Сначала Мария, не знавшая русского языка, не понимала речи мужа. Но потом она выучила язык и могла свободно объясняться. Мария родила сына, нареченного Василием, который умер во младенчестве. Больше детей в этом браке не было, а через восемь лет Мария скончалась в Александровской слободе, Иоанн в это время по внутриполитическим соображениям находился в Москве
Государь вдовствовал два года, но все таки условия трона требовали царицу. Третьей женой 41 летнего Иоанна стала дочь коломенского дворянина 19 летняя Марфа Собакина. Царицей она пробыла всего 15 дней, а фактической женой государя так и не стала вовсе. Сразу после свадебного пира молодая заболела и на пятнадцатый день скончалась. Ходили слухи об отравлении. Дескать новые родственника царя слишком рьяно стали проявлять активность и совать нос в государственные дела, а своею жизнью расплатилась за эту активность Марфа.
Еще во время предыдущих смотрин вместе с Марфой Собакиной государь "положил глаз" на другую юную девушку, тоже дочь коломенских дворян Анну Колтовскую. Таким образом следующий, уже четвертый брак был скоропалительным и кроме того, он нарушал церковные каноны и вызвал недовольство церковных иерархов. Собор даже принял решение наложить на государя епитимью с запретом ходить в церковь, исключая праздник Пасхи. Но государь сумел убедить и церковников, и думу, что Марфа Собакина из-за болезни не успела стать его фактической женой, так что предыдущего брака вовсе и не было. Да и постоянные войны, которые вела Россия, разрешали некоторые послабления в наложении епитимьи. Этот брак устраивал всех, так как Колтовские не были знатными дворянами, девушка была сирота и не имела могущественных покровителей, которые бы стремились к власти и влиянию на государя. Однако, Колтовские не прижились при дворе. Красивая, но юная и неопытная в любовных делах Анна не смогла разбудить страсть стареющего мужа и через полгода была отлучена от царской постели и трона, пострижена в монахини под именем Дария и сослана в монастырь, то ли в Суздале, то ли в Новгороде, где провела последующие 50 лет своей жизни.
Будучи глубоко религиозным и даже суеверным человеком Иоанн Васильевич не мог избавиться о мысли о незаконности последующих браков, но как говорится ПОЛОЖЕНИЕ ОБЯЗЫВАЕТ. Пятая жена государя была из семьи, не имевшей боярского титула, поэтому свадьбу играли не по царскому чину. Вот что писал по этому поводу историк Карамзин:"Царь уже не соблюдая и легкой пристойности, уже не требуя благословения от церкви, женился в пятый раз на Анне Васильчиковой." На очень скромной свадьбе отсутствовали великие бояре, руководители Думы. Семейную жизнь государя определяла большая политика и придворные интриги. Покровитель новой жены Василий Колычев, занявший пост Малюты Скуратова, после гибели того в Ливонии, не смог умиротворить Россию и покорить возникающие бунты в послеопричной стране. В результате придворных интриг Колычев и его помощники были обвинены в измене и казнены. Увы, и этой Анне, незаконной жене и совсем не законной царице, через год пришлось удалиться в монастырь, где она вскоре умерла.
Короткие и неудачные браки Иоанна Васильевича заключались не по чувствам, а по политическим расчетам, но видимо расчеты были неудачными. Слишком молодые жены не приносили удовлетворения ни на троне, ни на брачном ложе. Оттого подданные не успевали запомнить лица и имена быстро сменяющихся цариц. Как глубоко верующий человек, русский государь был убежден, что только в браке можно избежать прелюбодейства. Шестой женой стала вдова с двумя детьми дьяка Мелентия Иванова Василиса Мелентьева. Обратимся снова к Карамзину:" Шестою супругой была прекрасная вдова Василиса Мелентьева, он без всяких свадебных обрядов взял только молитву для сожития с нею." По нашим нынешним представлениям это было простое сожительство, а Василиса была гражданской женой без всяких прав и претензий. Правда в архивах сохранились документы, свидетельствующие о неслыханной щедрости государя в отношении новой жены и ее детей. Им были пожалованы и большие участки земли "в вотчину" и крупные суммы денег. Но, к сожалению, и этот брак был недолгим. Василиса Мелентьева рано умерла, избежав монашеской участи своих предшественниц. Подлинных сведений об этом браке и судьбе Василисы нет, но есть пьеса А.Н. Островского, трактующая характер и роль шестой жены в негативном ключе.
Самодержец вел отнюдь не праведную жизнь, которая подрывала его могучий организм. Начались болезни, в которых не могли разобраться и русские лекари, и приглашенные врачи из Европы. Задумав в очередной раз жениться, государь решил полностью положиться на вкус своего ближайшего временщика - всесильного боярина Афанасия Нагова. Старинный род Нагих был куда знатнее и Васильчиковых и Собакиных. Афанасий сосватал Иоанну Васильевичу свою племянницу Марию. Церковные иерархи не осмелились гневить своим порицанием вспыльчивого и жестокого царя, тем более тот показал "теплое умиление и покаяние". В этом браке, продлившимся три года вплоть до смерти государя, родился сын царевич Дмитрий, страдавший врожденной эпилепсией (падучей). По церковным канонам царевич был незаконнорожденным, но пока был жив его отец, никто не смел вслух сказать об этом, тем более что один из двух других наследников трона Иван был в порыве гнева убит отцом. а второй Федор Иоаннович считался блаженным.
После рождения у Марии Нагой сына Дмитрия ее родственники - Нагие ликовали. Афанасий Нагой искал и готов был употребить любые средства, чтобы узаконить права на трон малолетнего царевича. Государь осознавал, какую опасность для трона таят усилия и интриги Нагих и не допустил их даже в регентский совет. Поскольку брак с Марией Нагой был незаконным, он назначил
невенчаной царице и ее сыну в удел только Углич, куда они были высланы вскоре после смерти Иоанна Васильевича, якобы во исполнение воли умершего государя.
Ну а дальше была уже совсем другая история: смутное время, два Лжедмитрия, захват Кремля поляками и два народных ополчения, приведшие к победе русского духа и русского оружия, и наконец, начало новой династии российских правителей РОМАНОВЫХ.
Как всегда жду ваших отзывов и комментариев, до встречи на полях ДЗЕНА.
#Росиия#История России#Рюриковичи#16 век#интересные факты