Рассмотрим правила самоуправления в управлении, которые, в отличие от принципов, предусматривают правильное поведение руководителя во взаимоотношениях с другими сотрудниками, что позволит обеспечить ему эффективное управление людьми.
- Помните, руководство – это прежде всего управление людьми. Вы всегда должны стремиться создать сплоченный коллектив и установить в нем здоровые взаимоотношения.
- Руководитель обязан быть справедливым и объективным ко всем подчиненным, предъявлять требовательность к работникам, оценивать их прежде всего по результатам работы, но в то же время принимать во внимание степень старания каждого работника. Поставьте себя мысленно на место подчиненного.
- Старайтесь создать хорошую репутацию себе и вашим подчиненным. Помните, что это является положительным показателем как вашей работы, так и подчиненных.
- Вы должны уметь так расставить сотрудников, чтобы максимально использовать их способности, и чтобы каждый из них был в состоянии принимать конкретное и активное участие в решении общей задачи.
- Руководитель должен быть профессиональным работником, но он не может быть компетентным во всех вопросах. Следовательно, делегировать надо ту или иную работу по любой сложной проблеме соответствующему специалисту или группе специалистов.
- Современный руководитель не тот, кто выполняет работу подчиненных, а тот, кто умеет передавать свои знания, опыт, ответственность, отношение к делу своим работникам.
- Руководитель должен координировать действия работников. Совместный труд требует увязки, согласования (во времени, пространстве, по количеству) отдельных частей работы. Объединяйте усилия, упорядочьте их и устраните барьеры.
- Вы должны постоянно поддерживать организационный порядок и обеспечивать системность в работе. Порядок – важная составляющая управления, которая уменьшает неопределенность. Обеспечьте сочетание порядка с гибкостью для достижения поставленных целей.
- Помните, различные виды регламентов – хорошие помощники в организации работы и рациональном использовании времени. Следовательно, не относитесь пренебрежительно к таким документам, как положения и должностные инструкции. Это способствует устранению различных регламентных неполадок.
- Знайте, людей разлагает больше всего обстановка безделья по вине руководителя. Нельзя допускать, чтобы подчиненные простаивали в ожидании решения руководителя, просиживали в приемной, занимались не своим делом, проводили общественные мероприятия в рабочее время.
- Помните, рабочее время руководителя – это его время, умноженное на время всех подчиненных. Чем выше коэффициент полезного действия рабочего времени руководителя, тем выше организаторское умение и эффективность руководства. Вы обязаны действовать так, чтобы ваше время и время подчиненных полностью использовалось для производительной работы.
- Руководитель должен быть требовательным, но делать это необходимо в тактичной форме, никогда не ущемляя личного достоинства работника.
- Рекомендуем все свои задания и распоряжения давать в форме поручений. Они должны передаваться в спокойном тоне, быть ясными, определенными, исчерпывающими и убедительными
- Руководителю надо уважать способность подчиненного к критическому восприятию даваемых им установок. Вы не только должны распоряжаться, но должны уметь прислушиваться к более рациональным предложениям и коллективному мнению.
- Руководитель не должен увлекаться наказаниями и взысканиями; если не уверен, что подчиненный действительно виновен, лучше воздержаться от наказания. Не подрывайте престиж подчиненного, делая ему замечания в присутствии третьих лиц.
- Помните, что каждое достижение сотрудника, проявление им инициативы следует немедленно отмечать, желательно это делать в присутствии работников, чтобы вызвать у них желание работать лучше.
- Руководитель должен постоянно искать формы мотивации и стимулирования своих работников за хорошие результаты труда как материально, так и морально.
- Старайтесь в разговоре сочетать профессиональную грамотность с простотой речи, краткостью, но не в ущерб полной ясности. Требуйте от подчиненных того же. При затягивании разговора тактично дайте понять о необходимости его завершения.
- Будьте скромны, не подчеркивайте свою значимость, важность и исключительность. Это, как правило, вызывает у окружающих раздражение и отвращение ко всему, что он делает.
- Наконец, чтобы реально оценивать обстановку вокруг вас и результаты своей деятельности, надо уметь хорошо разбираться в людях своего окружения. Лесть, подхалимство и восхваление должны насторожить вас.