Найти тему

Поэтика пейзажа и повседневной жизни Василия Поленова

Оглавление

Вернувшись из поездки, он сделал решающее заявление для своей карьеры: "Там я перепробовал все виды живописи [...] и пришел к выводу, что в основном у меня талант к пейзажам и сценам повседневной жизни, которые я буду использовать в будущем." (цитата из статьи в Вики)

С некоторых пор меня интересует вопрос творческого устремления художника. Куда художник направляется и как развивается. Ведь не секрет, что некоторые художники в процессе меняли творческую парадигму и довольно резко. На ум приходят сразу Наталья Гончарова, Петр Кончаловский, тот же Малевич, Пикассо, Древин и его жена Надежда Удальцова, Яблонская и многие, многие другие.

Почему?

Некоторые, двигаясь в своей собственной парадигме, меняются чуть-чуть. Тематически. Ищут то направление, которое соответствует больше всего их внутреннему мироощущению, согревает и вдохновляет душу.

Причины исканий разные. Одни художники, меняя парадигму (цветовую гамму, стиль живописи, живописные приемы), следуют за внутренней трансформацией, последовавшей за определенными событиями, трагическими или не очень, в жизни. Другие, нащупывают эмоциональное соответствие внутреннему состоянию души. И тут уже идет процесс поиска направления: пейзаж, бытовые сцены, натюрморт, портрет, мифология.

Третьи экспериментируют с художественными инструментами и приемами для того, чтобы найти свою выразительность, те методы, которы лучше всего выражают их внутреннее я.

Поэтика пейзажа Василия Поленова

В творчестве этого художника во мне больше всего отзываются пейзажи. Наверное потому, что сейчас период такой. Внутренний поиск моего пути развития как художника и ответ на вопрос куда я иду и что мне близко. Происходит перепросмотр событий в жизни, которые оставили зарубки на душе, цепляют и оставляют в ней глубокий, радостный свет.

В пейзажах Василия Поленова чувствуется негромкое ЛЮБОвание течением жизни, природой, где присутствие человека подчинено неспешному течению времени. Взаимодействие человека с природой дает ему стимул к духовному развитию. Это не только про церковь. Это в целом про дух и душу, но и о вполне земном.

Рисунки Василия Поленова

В Императорской Академии художеств Василий Поленов учился у Чистякова. Это чувствуется по стройной композиции, основа которой в первую очередь в целостном восприятии рисунка и только потом в построении деталей.

Любопытным элементом выглядят надписи на рисунках. Пометки художника. Я отношу, может быть и с натяжкой, но к традиции китайских живописцев, где на живописном листе писались примечания, чаще стихи, отражающие и поясняющие изображение.

Надписи с названиями места, вызывают воспоминания у художника, будят воображение. Это скорей заметки на полях для себя, чем для пытливых умов зрителей. В этом и отличие от китайских традиций надписей к живописи.

Эскизы и подготовка к живописи

Подготовка, проще говоря эскизы, художник делал тщательно. В общем, в традициях академической школы живописи закладывалась преподавателями хорошая подготовительная база. Основной целью эскизов служит проработка образов и концепции картины в целом. Побочным эффектом уже выработка уникального живописного стиля, образа и художественных приемов. Затем уже точное их исполнение в масле. Такой метод помогал связывать начальную идею и результат без перескакивания этапов, которое влияет на воплощение идеи в итоге.

В картине "Деревня Тургенево" и эскизе к ней видно, что есть небольшое изменение формата с увеличением ширины. Художник раздвинул дома, что дало картине больше воздуха, пространства.

Поэтика повседневной жизни в живописи Василия Поленова

Связана с темами, которые поднимали художники общества передвижников. Их интересовала правда жизни российской глубинки. Ее разоблачение. Впрочем, если ретроспективно посмотреть на работы передвижников, не возникает ощущения какого-то ужаса. Странным образом остается приятное послевкусие простора, свободы и спокойствия. Связи времен, их неспешности.

Лапти, треухи, тулупы, сани, кони, скот в домах воспринимаются сегодня как бедность, но это была та "современная" реальность, которую не учитывают некоторые в своем мировосприятии сейчас. Представьте на своей даче корову или коз и стоимость их содержания. И сколько они дают в плане обеспечения жизни и давали.

Маленькое домашнее хозяйство не только обеспечивало людей пропитанием, но и давало возможность обмениваться.

Московский дворик

Трудно сегодняшнюю Москву представить такой. Правда? Деревня деревней. И в то же время, такая теплая. Башни храма с золотыми головками на втором плане и вдалеке справа, прочный светлый дом с высоким подвалом намекают зрителю, что не все так просто.

Московский дворик. Василий Поленов
Московский дворик. Василий Поленов
Олива в Гефсиманском саду. Василий Поленов
Олива в Гефсиманском саду. Василий Поленов

Олива в Гефсиманском саду

Вот у некоторых художников, несмотря на их русское происхождение изначально, не чувствуется в пейзажах русскость, наш национальный русский код. Здесь же, сплав культур. Живописные приемы близкие художнику по пейзажам. Интересно то, что художник это смог увидеть, несмотря на вполне себе южный колорит и настроение произведения. Другое солнце, более яркое, жаркое, сообщает другие тени, другие цвета природе.

Возможность увидеть эту разницу зависит от умения отойти на расстояние, посмотреть непредвзято. Почувствовать тонкий нюанс отличия природы, который меняет условия жизни, настройки внутри. И выбрать то, что ближе.

Воскрешение дочери Иаира. Василий Поленов
Воскрешение дочери Иаира. Василий Поленов

Воскрешение дочери Иаира

Как я уже писала в своей статье о полотнах на мифологические темы на выставке Салоны Дидро, я их не знаю и поэтому отношусь к ним настороженно. Ибо содержание таких полотен символично, как и сами мифы. Раскрытие истинных смыслов мифов лежит глубоко. Главным образом для того, чтобы люди постигали красоту происходящего события, минуя сопутствующие им ужасающие реалии. Реалии, которые по сути являются предтечей трансформационных событий.

Итак библейская история о воскрешении дочери Иаира. История простая. К Иисусу Христу пришел в глубоком горе отец дочери, которая находилась на грани смерти. Миф рассказывает о том, что Иисус был целителем, и придя к больному, мог исцелить путем наложения рук на него. Когда Иисус пришел к девочке, они с убитым горем отцом узнали, что девочка умерла. Над Иисусом стали смеяться, ну как можно исцелить умершего. Все уже, это невозможно. Тогда он попросил удалиться неверующих сказав, что она просто спит. Отцу же сказал: "Веруй..." Подошел к девочке, взял за руку и сказал ей, чтобы она встала. Она встала и пошла. Велел пораженным чудом родителям накормить девочку.

Вроде простая история, если не задумываться особенно. Но надо учитывать, что та эпоха предполагала наличие большого количества детей. А тут единственный, любимый ребенок. Еще и на смертном одре. Возникает вопрос веры и неверия, который трансформируется в вопрос перехода жизни в смерть. Эта история доносит до нас неотделимость жизни от смерти, духа от тела. Возвращает потрясенных родителей девочки на землю, велев им накормить ее после пережитого.

Само произведение не выглядит как нечто волшебное. Обыденность. Лежащая на кровати девочка. Держащий ее за руку высокий мужчина в красивой одежде. Замершая над кроватью мать и ученики его в глубине комнаты. Застывший в волнении отец. Художник поймал мгновение момент исцеления. Заставил нас замереть в предвкушении важного события. Поставил нас за кадром, на место тех самых неверующих плакальщиц в ожидании провала или чуда.

Мучающихся вопросом, а что будет?