(Глава 1) Книга.
«…И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями…» (Откр.5:1)
Книга в руках Господа – это, предположительно, само Откровение, но она, очевидно, несколько отличается от той, что мы исследуем, и что у нас в руках. Она, так сказать, является небесным оригиналом Откровения, так же, как и книга Даниила явилась отражением «написанного в истинном Писании»: «…я возвещу тебе, что начертано в истинном писании…» (Дан.10:21). Далее мы увидим, как Агнец будет снимать печати с книги, открывая её, т.е. открывая откровение. Мы видим, что смысл писания Иоанна полностью связан с той книгой; то, что высвобождается из неё, попадает прямо на страницы Апокалипсиса, поэтому книга в руках Сидящего на престоле – это и есть Откровение.
Свиток исписан извне и внутри - существует множество объяснений этому. Некто предположил, что это символ 2-х заветов: с одной стороны, написан Ветхий, а с другой – Новый, т.е. что книга – это сама Библия. Это интересная мысль, но сказанное ниже по тексту, а именно: «...никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее…» (Откр.5:3-4), может вызвать сомнения в такой идее; всё-таки и до Иоанна у людей была возможность и открыть, и заглянуть в библейские книги, и прочитать их.
Среди объяснений тому, что свиток был исписан с двух сторон, имеются такие: Исписанный с двух сторон свиток означает полноту Божьего откровения и замысла в отношении мира, и Его всезнание, что к изложенному невозможно ничего добавить, что Отец видит и то, что снаружи и то, что скрыто от глаз людей, видимое и невидимое в Его власти, что Ему одному открыта истина со всех сторон и только Он обладает объективным, а потому – справедливым и истинным суждением. Как говорится: «у всякой медали есть две стороны», так и здесь есть две стороны откровения, позитивная и негативная, это послание суда и милости, проклятия и благословения, что у Откровения имеется двойной смыл – буквальный, открытый, наружный, и скрытый, внутренний – духовный. Этой идеи придерживался Ориген, бывший сторонником некоторых гностических идей. Возможно, об этом сказано в законе: «…сокрытое принадлежит Господу Богу нашему, а открытое – нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли все слова закона сего…» (Втор.29:29).
Двоякий взгляд на откровение прослеживается и в самой книге: например, мы видим разницу между тем, что слышит пророк и тем, что он видит. Это различие между слышимым и видимым может быть отражено на двух сторонах свитка; наружное – это то, что он слышит, а внутреннее – это то, что он видит. Этот принцип раскрывается в следующих примерах: «…Я… …слышал позади себя громкий голос, как бы трубный…» (Откр.1:10), «…я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир…» (Откр.1:12-13). Итак, Иоанн слышит одно, а потом видит несколько другое. Он слышит трубный голос. С чем ассоциируется трубный голос? «…Вы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнем, не ко тьме и мраку и буре, не к трубному звуку и гласу глаголов, который слышавшие просили, чтобы к ним более не было продолжаемо слово…» (Евр.12:18-19). «Трубный голос» символизирует синайский завет. Это означает, что Иоанн слышит синайский завет, но обращается и видит уже Сына Человеческого, т.е. новый завет. Это также две стороны откровения. Одна внешняя – внешнее служение ветхого завета в святом отделении скинии, а вторая – внутренняя – это служение Иисуса Христа (Сына Человеческого) в небесном святом святых.
Другой пример: «...один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее…» (Откр.5:5), «…и я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный…» (Откр.5:6). В очередной раз Иоанн сперва слышит нечто, а потом видит. Он слышит: «Лев из колена Иудина», а видит «Агнца закланного», и, как и в первом примере, Лев из колена Иудина – это мессия Израиля, относящийся к синайскому завету, а Агнец – это Спаситель мира, совершитель нового завета. Итак, мы слышим ветхий завет, внешнее, а видим – новый, внутреннее. Как говорится: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
3-й пример: «…я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых…» (Откр.7:4), «…после сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах…» (Откр.7:9). Снова слышим одно, а видим другое. Слышим запечатлённых из колен Израилевых, а видим спасённых из всех племён и колен и народов и языков. Слышим ветхий завет, а видим новый завет.
Исписанный с двух сторон свиток показан у Захарии: «…И сказал он мне: что видишь ты? Я отвечал: вижу летящий свиток; длина его двадцать локтей, а ширина его десять локтей. Он сказал мне: это проклятие, исходящее на лице всей земли; ибо всякий, кто крадет, будет истреблен, как написано на одной стороне, и всякий, клянущийся ложно, истреблен будет, как написано на другой стороне…» (Зах.5:2-3).
По своему содержанию послания, начертанные с двух сторон свитка, не отличаются принципиально. Похоже, что в данном случае нет особых различий в том, что изложено на одной стороне и на другой, хотя данное указание вряд ли может быть случайным. Согласно Септуагинте пророк видит вместо свитка серп, но такая трактовка нелогична не только потому, что серп оказывается исписан письменами, но и из-за размеров серпа – 10х20 локтей; разве можно измерить серп таким образом? Свиток же хорошо вписывается в предлагаемую форму, хотя он и непомерно велик. Данные размеры соответствуют габаритам святого в скинии и должны символизировать это помещение храма. Этим свиток, увиденный Захарией, может означать старое святилище и ветхозаветную эпоху. Т.е. показанное проклятие относится к ветхому завету. Но две стороны могут означать только полноту изложенного Божьего слова, поэтому этим можно подтвердить только идею о том, что исписанная отвне и изнутри книга Агнца – также означает полноту Божьего определения.
Однако есть разница в описании свитка у Захарии и в Откровении; у Захарии свиток просто исписан с двух сторон, а в Откровении отвне и изнутри. Т.е. у Захарии нет отличия наружной и внутренней стороны. Там обе стороны наружные, потому что свиток летит. А в Откровении у свитка имеется как внешняя, так и внутренняя стороны, что отличает их, и, соответственно, предполагает разный их смысл. Поэтому в случае с книгой в Откровении мы можем говорить об ином значении показанного символа.
Исписанный с двух сторон свиток мы встречаем также в видениях Иезекииля: «…И увидел я, и вот, рука простерта ко мне, и вот, в ней книжный свиток. И Он развернул его передо мною, и вот, свиток исписан был внутри и снаружи, и написано на нем: «плач, и стон, и горе»…» (Иез.2:9-10). Однако и здесь мы не находим требующейся разгадки. Мы понимаем, что свиток содержал пророчества, произнесённые Иезекиилем; ознакомится с их содержанием мы можем в его книге.
Примасий: «…В деснице – то есть во Христе, ибо Он есть длань Бога, Он – десница Отца... Книга, исписанная с внешней и внутренней стороны, есть оба Завета: с внешней стороны – Ветхий, который был виден; с внутренней – Новый, который скрывался внутри… …Ныне же, сравнивая духовное с духовным, будем думать не о видимом, но о невидимом, ибо видимое временно, а невидимое вечно (2 Кор 4:18). Но потому сказано, что это одна книга, что нет ни Нового Завета без Ветхого, ни Ветхого без Нового. Ибо Ветхий есть вестник и покров Нового, Новый же – исполнение и откровение Ветхого; ибо и Ветхий, хотя находится с внешней стороны, не скрывает все и не открывает все…»
В этом смысле идея Ветхого и Нового заветов, как двух сторон Откровения представляется разумной, несмотря на то, что мы отвергли её вначале. Здесь нужно сделать уточнение: мы отвергли то, что книга Агнца представляет собой буквально Библию, но её нужно рассматривать как завет (завещание) Агнца, которое несёт в себе смысл как Ветхого, так и Нового завета, потому что Иисус Христос сказал: «…истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все…» (Мф.5:18). Т.е. само Откровение несёт в себе составляющее как из Ветхого, так и из Нового завета, поэтому там и упомянуты 144 тысячи запечатлённых из всех колен Израилевых, так же, как и на Новом Иерусалиме, начертаны имена как 12 патриархов Израиля, так и 12 апостолов Агнца.
Ссылка на книгу: