«Обитаемый остров»
Федор Бондарчук никогда особо не славился режиссерскими успехами, как его отец, который снял «Судьбу человека», «Войну и мир», «Ватерлоо» и «Они сражались за родину». После не самой удачной, но успешной в прокате, «9 роты» Федор начал снимать «Обитаемый остров», причем он был настолько уверен в нем, что снял сразу два фильма, как в свое время Питер Джексон снял трилогию «Властелин колец». Но, если «Властелин колец» стал хитом проката и до сих пор остается лучшей трилогией в кинематографе, то «Обитаемый остров» не окупил 36-миллионный бюджет, разрушил карьеру исполнителя главной роли Василия Степанова и ушел в небытие.
«Утомленные солнцем 2: Предстояние» и «Утомленные солнцем 2: Цитадель»
Никита Михалков начал снимать в кино еще в 1967 году, и за это время выпустил множество картин. Но помнят его не по «Урге – территории любви», которая номинировалась на «Оскар», не по «Утомленным солнцем», которые получили «Оскар» за лучший иностранный фильм, а по продолжениям фильма всей его карьеры. Через 16 лет после премьеры первых «Утомленных солнцем» Михалков выпустил «Утомленные солнцем-2: Предстояние», а еще через год – «Утомленные солнцем 2: Цитадель». Общий бюджет двух картин составил 85 миллионов долларов, а сборы не превысили и девяти миллионов. Критики разгромили фильм, а обычные зрители поскорее попытались забыть, что в них показано. Но такое стоит помнить и упоминать, чтобы впредь подобное не повторялось.
«Сибирский цирюльник»
Чуть позже удачных «Утомленных солнцем» Никита Михалков еще раз приятно удивил зрителей, сняв «Сибирского цирюльника», однако про этот фильм практически не вспоминают. Несмотря на то, что у него состоялся широкий мировой прокат, ему удалось собрать лишь 11 миллионов долларов при бюджете в 35 миллионов. Кроме того, «Сибирский цирюльник» был проигнорирован «Оскаром» из-за того, что прокат не успел состояться в определенные сроки.
«Вратарь Галактики»
Разработка «Вратаря Галактики» началась в 2014 году, но до основного производственного этапа прошло несколько лет, которые отчасти решили его прокатную судьбу, так как фильм вышел в самое неподходящее время. Его съемки значительно затянулись, о чем говорят хотя бы тизер и трейлер, которые вышли в 2017 и 2018 годах соответственно. Изначально «Вратаря Галактики» планировали выпустить в 2019 году, но по неизвестным творческим причинам премьеру отложили до 2020 года, а там уже начались события, которые затронули весь кинематограф. Фильмы, намеченные на этот год, не раз переносились, потому что по правилам кинотеатры невозможно было наполнить более чем наполовину. Но создатели «Вратаря Галактики» решили, что у них все срастется. Однако не срослось. Миллиардный бюджет удалось покрыть только одной сотней миллионов. Впрочем, прокатный проблемы были не единственными. Фильм и так и так не окупился бы, ведь критики и обычные зрители разгромили его за слабый сюжет, плохие диалоги и неинтересного главного героя, хотя графика в нем выше всяких похвал.
«Союз спасения»
«Союз спасения» рассказывает историю восстания декабристов в 1825 году. На бумаге этому посвящены тысячи страниц, в то время как режиссер Андрей Кравчук решил уместить все в два часа. Не нужно долго думать, чтобы понять, что сделать хорошее художественное кино на такую тему с таким урезанным хронометражем практически невозможно. Кравчук чудо не сотворил, и его картину раскритиковали за обрывистый сюжет, нераскрытых персонажей и исторические искажения. И хотя у «Союза спасения» очень впечатляющая техническая составляющая, это его не спасло. Сборы составили 717 миллионов рублей, и это почти на 300 миллионов меньше заявленного бюджета.
«Викинг»
У России огромная история, благодаря которой можно снять десятки и сотни превосходных исторических фильмов и поставить их в один ряд с «Троей», «Царством небесным», «Храбрым сердцем» и многими другими. К сожалению, многие российские исторические фильмы ограничиваются последними ста годами и игнорируют то, что происходило раньше.
Но однажды упомянутый ранее Андрей Кравчук решил это исправить и, взяв на главную роль Данилу Козловского, снял «Викинга» за 20 миллионов долларов. Претензии к «Викингу» со стороны зрителей точно такие же, что и к «Союзу спасения», причем плюсы все те же и связаны с хорошей картинкой. В результате «Викинг» не смог заинтересовать массового зрителя и, заработав 33 миллиона в мировом прокате, провалился. Учитывая то, что часть сборов себе оставляют кинотеатры, а рекламный бюджет в заявленный производственный не входит, «Викинг» не «добрал» несколько миллионов, чтобы окупиться в прокате.
«Тайна печати дракона»
«Тайна печати дракона» в 2019 году была одним из самых нашумевших фильмов в российском прокате, так как это картина российско-китайского производства с Джейсоном Флемингом, Чарльзом Дэнсом, Рутгером Хауэром, Джеки Чаном и Арнольдом Шварценеггером в главных и второстепенных ролях. Но наличие даже таких актеров никак не помогло фильму. Раздутый до 50 миллионов долларов бюджет окупить было тяжело. Не помог в этом даже Китай. В конце концов, «Тайна печати дракона» заработала только 14 миллионов, но режиссера Олега Степченко и дистрибьютора это не остановило, и они приступили к производству следующего фильма – «Путешествие в Индию: На пороге бессмертия».
«Мира»
Многие фильмы, провалившиеся в прокате, заслужили это, но точно не «Мира», снятая режиссером Дмитрием Киселевым, который в 2017 году уже успел снять фильм на космическую тематику. И хоть «Время первых» с Евгением Мироновым и Константином Хабенским не заработало огромных денег в прокате, оно было позитивно принято зрителями. Такая же ситуация и с «Мирой», фильмом-катастрофой о том, как 15-летняя школьница из Владивостока пытается спастись от метеоритного дождя.
При относительно небольшом для такого фильма бюджете в 540 миллионов рублей, он заработал еще меньше – 356 миллионов.
«Матильда»
Пожалуй, самое упоминаемое имя в России в 2017 году – это Матильда, то есть имя балерины Матильды Кшесинской, в честь которой режиссер Алексей Учитель назвал свой фильм. Еще до выхода ленты вокруг нее начали разгораться жаркие споры, которые переходили все границы. Самый ожидаемый и обсуждаемый фильм, однако, даже не окупился в прокате, собрав всего лишь 513 миллионов рублей при бюджете в 814 миллионов.
«Пришелец»
«Пришелец» в российском прокате прошел крайне незаметно, хотя его производство очень интересно. Михаил Расходников придумал сценарий к фильму еще в 2007 году и в попытке найти студию разослал разным компаниям этот сценарий, в том числе и российскому представительству студии «20th Century Fox». Когда Михаил нашел студию, и режиссер Александр Куликов приступил к съемкам, вышла картина под названием «Марсианин», которая практически точно повторяла сценарий Расходникова. Он подал на компанию в суд, но ничего не добился. Из-за этого существенную часть фильма пришлось переснимать, ведь «Пришельца» стали бы называть копией «Марсианина». Ближе к окончанию съемок не стало режиссера Александра Куликова, который, к тому же, исполнял главную роль. После этого появился новый режиссер и фильм снова начали переснимать. Все это явно не пошло на пользу «Пришельцу», и он заработал 14 миллионов, в то время как его бюджет был в 25 раз больше.