Найти тему
Тверские ведомости

Жизнь после смерти. Страшная авария лишила её возможности ходить, но помогла почувствовать свои крылья

Оглавление
Фото: shnyagi.net
Фото: shnyagi.net

Размышляя о том, кого сделать героиней номера, посвященного Международному женскому дню, решили, что на эту роль идеально подходит жительница Твери Екатерина Родионова. Красивая, яркая, артистичная, что не раз отмечали жюри конкурсов для людей с ограниченными возможностями здоровья, по итогам которых она много раз занимала призовые места.

А о том, откуда это стремление побеждать, узнаем у самой Екатерины.

– У меня с детства жизнь складывалась так, что все время надо было что-то преодолевать, – так начала рассказ о себе Екатерина Родионова. – А началась эта история с моего первого учебного заведения. Когда мне было шесть лет, родители отдали меня в только что открывшийся в Бежецке музыкальный лицей – Центр русского музыкального инструментального искусства (я родилась в этом городе, до 17 лет жила там). Это было в 1992 году, самые лучшие преподаватели-музыканты съехались к нам со всей России. Создание учебного заведения такого уровня в провинциальном городе было событием совершенно невероятным. На данный момент лицей преобразован в среднюю школу №3 с углубленным изучением музыкальных предметов имени Иванова и детскую музыкальную школу русского инструментального искусства.

На момент открытия был очень жесткий отбор. В первом классе, куда поступила Екатерина, было 14 детей, до одиннадцатого класса дошли всего шесть человек: слишком большой была нагрузка. В музыкальном лицее давали полноценное среднее и музыкальное образование. Хор, ансамбль, оркестр, индивидуальные занятия. Екатерина играла на гуслях, домре-бас, гитаре, основным инструментом было фортепиано. Училась с удовольствием, окончила лицей с золотой медалью.

– Планку себе я поставила высоко и никогда ее не опускала, – говорит Екатерина, – с трепетом вспоминаю свои школьные годы. А еще была театральная студия, которой руководил Юрий Сазонов, сокурсник Алисы Фрейндлих. Великий человек, много сделал для нашего города. Мы много выступали со своими спектаклями по всей области. Я была очень увлечена театром, мечтала стать актрисой, но родители убедили меня поступать в ТвГУ на экономический факультет. Я не могла подвести своих близких, они возлагали на меня надежды.

Училась по профилю «финансы и кредит», в Твери снимала квартиру: родители помогали и любимый дед, Виктор Беляшов, директор Бежецкого завода нетканых материалов, и в городе, и в жизни Екатерины очень значимый человек.

После окончания второго курса она готовилась, по традиции, с друзьями отметить окончание учебного года поездкой на Селигер. Встретились в городском саду Бежецка, чтобы договориться о деталях похода. Предполагали группой в 15 человек доехать до назначенного места, взять напрокат лодку, на ней добраться до острова Хачин.

Когда медицина бессильна

Фото: Кристина Белякова
Фото: Кристина Белякова

И вот, 15 июля 2005 года, Бежецк, городской сад, безумная жара. Один парень предлагает ехать купаться. Катя поначалу отказывается: уже поздно, мама ждет. Но все уговаривают, и ее молодой человек тоже, и она садится в джип.

Прямая дорога, которая идет до реки, неожиданно делает поворот под прямым углом – маршрут хорошо известный. Но парень, который сидел за рулем своего джипа, решил показать, как он классно водит машину, набрал огромную скорость. И не смог вовремя повернуть. Екатерина, сидевшая сзади по центру, разбив головой лобовое стекло, вылетела вперед на 30 метров и врезалась в столб линии электропередачи,  который ее и спас, так как за ним был забор из острых кольев.

Один парень погиб сразу, второй – по дороге в больницу. Еще у двоих (в машине всего было пять человек) все сложилось самым счастливым образом, без травм и царапин, у того, кто был за рулем, и Катиного молодого человека.

А ее отвезли в Бежецкую больницу, но через два дня родственникам сказали, что местная медицина бессильна, и на реанимобиле отправили в Тверь. В областной больнице она впала в кому, и все эти десять дней медики неоднократно предлагали родственникам отключить аппараты, поддерживающие жизнь. Сильная сочетанная травма – перелом позвоночника в двух местах и ребер, а также многочисленные гематомы внутри органов, считали они, не оставляли никаких шансов.

Фото: Андрей Зубов
Фото: Андрей Зубов

Уже и папа, и дед поддались на уговоры, но мама встала грудью: нет!

– Я помню этот момент, когда через десять дней после аварии впервые открыла глаза и увидела врача. У него было такое лицо, как будто перед ним привидение. Убежал, привел других врачей. Я не могла говорить из-за трубки в трахее. И ничего не помнила – ни горсад, ни эту поездку, ни аварию… Врачи уверяли, что на аппарате искусственного дыхания буду лежать всю жизнь, а я просила своего доктора, чтобы он отключил его: хотелось двигаться. И аппарат периодически стали на короткое время отключать, с каждым разом увеличивая периоды, когда я дышала сама.

А еще через два месяца Екатерину перевели в хирургическое отделение – предполагалась операция на шейном и грудном отделах позвоночника. Но все, кто видел снимки, говорили, что травмы несовместимы с жизнью, любое вмешательство убьет окончательно – аорта была слишком близко. На сложную пациентку махнули рукой: доживай свой век. И отправили домой. Она была лежачей, чувствительными были только голова и шея.

– Прошло 18 лет, и я жива, – рассказывает наша героиня. – Не знаю, как это объяснить. Но и сейчас, когда показываем врачам снимки, слышим те же слова: такого не может быть. Мне говорят, что я уникум. А один врач сказал: «Знаешь, почему так произошло? Потому что ты любишь жизнь, и жизнь любит тебя».

Как будто ангел-хранитель помогает

Фото: Алена Куллина
Фото: Алена Куллина

Родные уверены, что чудо стало возможным потому, что Катя – борец. Благодаря ее тете и бабушке, которые каждый день делали лечебную физкультуру, благодаря самой Екатерине, которая без устали постоянно тренировала, разрабатывала свое тело, благодаря маме, усердно помогавшей и поддерживающей, произошло то, во что не хотели верить врачи.

– Считается, все, чего ты добился за первые несколько лет после травмы, – твой потолок. Дальше не сдвинуться, как ни старайся. У меня позвоночник переломан в двух местах, полностью разорван спинной мозг, чувствительности и большой амплитуды движений не должно быть. Но у меня все есть – и до сих пор что-то новенькое появляется. Каждый год, а сначала даже каждый месяц, я отмечала свои достижения. Когда зашевелился первый пальчик на руке, мы радовались безмерно: значит, есть потенциал. Потом начала разгибаться рука, потом я научилась ее поднимать… Когда приехала из больницы, стала сама себе доктором: прислушивалась к себе и, заметив малейшее движение в теле, прилагала все усилия к этому месту. У мамы в Бежецке мы жили на четвертом этаже без лифта. Я называла себя принцессой в башне. Не было возможности пройти в кухню и ванную из-за узких проемов дверей, а расширять их было нельзя. А сейчас все есть – с мужем снимаем квартиру в Твери, я полностью себя обслуживаю, мою полы, готовлю еду, стираю, сама одеваюсь. И в этом мне повезло: первая квартира, увиденная на Авито три года назад, идеально подошла. Как будто ангел-хранитель помогает… Бабуля была очень верующей, а я  человек нецерковный, но знаю, что Бог есть. Когда наступает уныние, уединяюсь, принимаю позу эмбриона и пытаюсь почувствовать крылья. Они появляются и меня обнимают – так я восстанавливаюсь. Еще в реанимации нашла это. Очень помогает.

Что еще завоюем?

Екатерина заочно завершила обучение в университете, последние четыре года работает удаленно консультантом-менеджером компании «Медорт Евразия» – поставщика параподиумов, аппаратов для реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья. В него можно встать и ходить даже при полной парализации. Екатерина – амбассадор компании, единственный человек в России, который работает с людьми, попавшими в такую же ситуацию, помогает приобретать аппарат, составлять программу реабилитации. И сама каждый день по полтора часа ходит с его помощью.

До этого работала удаленно копирайтером, редактором, специалистом по маркетингу. Искала источник дохода через Интернет: не хотела быть маме обузой, а на пенсию по инвалидности не проживешь. Там же, в Интернете, через год после аварии познакомилась с первым мужем, с которым прожили вместе десять лет. В 2016 году коллега познакомила со своим братом, а через два года Екатерина во второй раз вышла замуж.

– Да, я живу полной жизнью, – говорит с улыбкой Екатерина, человек светлый, открытый, улыбчивый. – Я танцую на коляске в инклюзивной хореографической студии в «Пролетарке», у меня есть работа, семья, творчество. Утром смотрю в зеркало: «Ну что, красотка, что мы сегодня будем завоевывать?».