Найти тему
Epoch Times Russia

Изучать китайский язык лучше не в Китае, говорят британские эксперты

Оглавление

ТЕ, КТО СТРЕМИТСЯ ПОНЯТЬ РЕАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ДЕЛ В КИТАЕ, ДОЛЖНЫ ИЗУЧИТЬ МЕХАНИЗМЫ ПАРТИЙНОЙ ПРОПАГАНДЫ

Автор: Лили Чжоу

Тайваньские флаги на уличной дорожке на тайваньских островах Киньмэнь, 11 августа 2022 года. (Сэм Йе/AFP через Getty Images)
Тайваньские флаги на уличной дорожке на тайваньских островах Киньмэнь, 11 августа 2022 года. (Сэм Йе/AFP через Getty Images)

Британским студентам лучше поехать на Тайвань для изучения китайского языка, но этого недостаточно, чтобы защитить их от влияния компартии, считают некоторые эксперты по Китаю.

Лоуренс Александр Фарли, также известный как Леле Фарли, который недавно наблюдал за всеобщими выборами на Тайване, сказал The Epoch Times, что многие тайваньские молодые люди «поразительно невежественны» в отношении Коммунистической партии Китая и её кампаний по усилению влияния.

Эксперты говорят, что Великобритания не нуждается в поддерживаемых компартией программах, таких как институты Конфуция, а некоторые утверждают, что те, кто стремится понять реальное положение дел в Китае, должны изучить механизмы коммунистической пропаганды.

Двусмысленность

«Если бы меня спросили два месяца назад, я бы ответил, что поеду на Тайвань. Но выборы на Тайване заставили меня понять, что тайваньцы, особенно молодые тайваньцы, ничего не понимают и не знают о китайской компартии», — сказал Фарли.

По его словам, хотя Тайвань — «вероятно, лучшее место» для изучения китайской политики, «большая часть тайваньской молодёжи» не имеет представления о том, как компартия использует онлайн-форумы и видеоплатформы для манипулирования общественным мнением на самоуправляемом острове.

Американский рэпер и комик, изучавший «Культурную революцию» в Китае в Университете Эмори, жил в материковом Китае с 16 лет и несколько лет проработал в китайской индустрии вещательных СМИ, подвергавшихся жёсткой цензуре. Этот уникальный опыт сделал его экспертом по коммунистической терминологии, или двойной терминологии.

По словам Фарли, изучение китайского языка «крайне необходимо», но «если вы находитесь на Тайване и не сосредоточены непосредственно на компартии Китая, а просто общаетесь с людьми, вы можете узнать о ней не так уж много».

«Если вы не знаете китайского языка и не знакомы с… жаргоном компартии, вас могут использовать в её интересах», — сказал он.

Эту оценку поддержал Чжан Пу, писатель-новеллист и переводчик на китайский язык удостоенной наград автобиографии его сестры Юн Чан «Дикие лебеди: три дочери Китая».

«Вы можете выучить мандаринский язык и историю Китая на Тайване, но ваше понимание реальности в Китае необязательно будет точным», — сказал он.

По словам Чжана, главное — искать преподавателей или книги, свободные от влияния компартии.

Эти замечания прозвучали после того, как Найджел Инкстер, бывший заместитель главы MI6, заявил в интервью изданию i, что спецслужбы Великобритании «явно… испытывают трудности с точки зрения знания языка и общей исторической и культурной осведомлённости» о Китае».

Чжан считает, что правительству Великобритании, в том числе и спецслужбам, необходимо найти людей с глубоким пониманием Китая и китайской культуры, чтобы избежать недопонимания и просчётов.

Он считает, что государственных служащих можно отправлять как на Тайвань, так и на материк, если подобрать подходящих кандидатов, но Тайвань лучше подходит для изучения языка и культуры.

Сэм Даннинг, директор организации UK-China Transparency (UKCT), сказал, что на Тайване знают некоторые вещи о Китайской Народной Республике (КНР) «так, как КНР может не знать о себе, потому что в КНР не такая свободная атмосфера для дискуссий».

Избранный президент Тайваня Лай Чин-те выступает перед сторонниками на митинге в Тайбэе, Тайвань, 13 января 2024 года. (Annabelle Chih/Getty Images)
Избранный президент Тайваня Лай Чин-те выступает перед сторонниками на митинге в Тайбэе, Тайвань, 13 января 2024 года. (Annabelle Chih/Getty Images)

Отвечая на вопрос о разнице между китайским и тайваньским гражданством, Фарли сказал, что это «огромная разница».

«Тайваньцы открыто говорят о политике. А китайцев, даже если они находятся за границей, если вы заговорите о политике, это пугает. Они оглядываются по сторонам и спрашивают: „Эй, а вы уверены, что мы можем говорить об этом?“ Это совершенно разные вещи».

Однако Фарли сказал, что, судя по всему, молодые люди, приехавшие в Китай учиться, всё ещё не очень склонны становиться «иностранной 50-центовой армией», имея в виду некитайских троллей, выступающих за компартию в социальных сетях.

На вопрос о том, как молодые люди могут противостоять коммунистической пропаганде, Фарли ответил:

«Что может сделать население? Изучайте способы, которыми авторитарные режимы ведут пропаганду, а это всегда агитация, информационная асимметрия и всё такое прочее», — сказал он, добавив, что западные системы образования не дают молодёжи инструментов для сопротивления коммунизму.«Система образования не делает хорошую работу по обучению молодёжи по этим вопросам, я думаю, она делает обратное. Эти дети могут подумать, что, возможно, коммунизм — это хорошая идея», — сказал он.

Ян Оксневад, старший научный сотрудник по международным отношениям и исследованиям в области безопасности Национальной ассоциации учёных, тоже сказал, что «многие коммунистические режимы остаются без внимания».

«Это не только морально проблематично, но и исторически очень искажённо и неточно, — сказал он. — Так что вам придётся навести мосты. И если вы пытаетесь говорить конкретно о Китае, то вам нужно посмотреть на Тайвань или Сингапур, и даже на диаспоры, где китайская культура всё ещё сохранилась».

Риски, связанные с безопасностью и охраной

По мнению Оксневада, обращение к Китаю для восполнения пробелов в знаниях британцев не стоит риска.

«Для образовательной части Китай вам действительно не нужен», — сказал он, указав на риски для национальной безопасности, связанные с научным сотрудничеством и альтернативными партнёрами в Азии.«Люди постоянно изучают тоталитарные режимы. Им не нужно жить там, чтобы испытать это на себе, чтобы понять, насколько это ужасно».

Однако маловероятно, что Великобритания будет полностью изолирована от Китая.

Правительство Великобритании заявило, что ему необходимо сотрудничать с Китаем по таким вопросам, как net zero и искусственный интеллект.

Университетский сектор Великобритании оказался чрезмерно зависим от платы за обучение китайских студентов. В 2021-2022 году в Великобритании обучалось 151 690 китайских студентов.

По данным Британского совета, с 2013 года в Китае обучалось более 67 тыс. британских студентов.

Вивьен Стерн, исполнительный директор Universities UK, в прошлом году заявила i, что Великобритания должна поощрять больше студентов изучать китайский язык и проводить время в Китае, чтобы получить знания и понимание страны.

Даннинг сказал The Epoch Times, что считает «определённую степень обмена неизбежной и необходимой», но «нужно быть более прозрачным и честным в отношении рисков, с которыми сталкиваются молодые люди», отправляющиеся в Китай из Великобритании.

Согласно статье, опубликованной четыре года назад в кембриджском студенческом издании Varsity, автор, анонимный студент Оксбриджа, отправившийся в Китай преподавать английский язык по программе летней школы, рассказал, что их группа студентов была задержана китайской полицией из-за проблемы с неправильными визами. По словам студента, у них взяли отпечатки пальцев и кровь, а также телефон и паспорт.

Комментируя эту историю, Даннинг сказал:

«Многие организации, которые способствуют этим обменам, заинтересованы в том, чтобы не быть честными в отношении рисков, и я не думаю, что это приемлемо».

В статье Varsity не были названы организации, которые способствовали обмену. The Epoch Times не удалось проверить эту информацию.

Вице-президент Китая Си Цзиньпин (сейчас лидер Китая) открывает мемориальную доску на открытии первого в Австралии института Конфуция в университете RMIT в Мельбурне 20 июня 2010 года. (William West/AFP via Getty Images)
Вице-президент Китая Си Цзиньпин (сейчас лидер Китая) открывает мемориальную доску на открытии первого в Австралии института Конфуция в университете RMIT в Мельбурне 20 июня 2010 года. (William West/AFP via Getty Images)

Ограниченный спрос

Даннинг также заявил, что стран, говорящих на мандарине, помимо Китая, может быть более чем достаточно, чтобы удовлетворить потребности Великобритании в изучении мандарина.

По его словам, число государственных служащих, которым требуется обучение мандаринскому языку, «скорее всего, останется достаточно небольшим».

Что касается школьников, которые посещают занятия по изучению китайского языка, Даннинг сказал, что «подавляющее большинство» из них не владеют им свободно и не достигают «какого-либо полезного уровня владения языком».

«Если аргумент заключается в том, что нам нужны институты Конфуция для обучения китайскому языку, то делают ли они это? Эффективно ли они это делают?»

Он сказал, что сторонники институтов должны представить цифры, доказывающие их эффективность.

Институты Конфуция — это учебные центры, организованные китайскими и некитайскими партнёрами, целью которых якобы является продвижение китайского языка и культуры.

В докладе, опубликованном в 2022 году Даннингом и Обществом Генри Джексона, говорится, что большинство институтов Конфуция в Великобритании занимались другими видами деятельности, такими как предоставление информации о политике правительства и политиков, налаживание научно-технических партнёрств, предоставление консультационных услуг бизнесу и «сотрудничество с британскими организациями, работающими с Рабочим отделом Объединённого фронта», ответственным за завоевание политического влияния компартии в Китае и за его пределами.

В последующем отчёте, опубликованном UKCT, выяснилось, что китайские университеты, участвующие в работе институтов Конфуция, подвергали кандидатов дискриминации при найме преподавателей в Китае для своих британских партнёров, и что преподаватели набирались на основе их способности «вести наблюдение, информировать, а также запугивать и угрожать своим коллегам», — сказал Даннинг ранее в программе NTD «Лидеры британской мысли».

Китайская культура против партийной культуры

Говоря о китайской культуре, Чжан отметил, что западные миссионеры, побывавшие в Китае за последние 300 лет, написали множество «замечательных» книг благодаря глубокому пониманию китайской культуры.

Но сейчас на Тайване культура сохранилась гораздо лучше, сказал он.

Отвечая на вопрос о том, что Великобритания может сделать для повышения интереса студентов к китайской культуре, Оксневад сказал, что «единственный выход — привить подлинное любопытство», что требует «своего рода классического гуманизма».

«Почему бы вам не выучить мандаринский язык, если вы можете получить доступ к целой цивилизации?» — сказал он.
Источник: The Epoch Times