Все маркетологи рекомендуют определиться с ЦА, прежде, чем вообще что-то начинать. Также многие обращают внимание на то, что, возможно, вы сами - самый яркий представитель своей ЦА. Поэтому для портрета аудитории достаточно описать себя самого (очень удобно).
Но есть нюанс. Многое зависит от того, что именно вы продаёте, что это за услуга и как вам дальше работать с этими людьми.
Например:
Если вы ищете ЦА только для аудитории в канале и продаёте вы только рекламу, тогда ок, что ЦА похожа на вас. Вам будет проще выбирать темы для постов, ваши шуточки с большей вероятностью будут заходить. Вы будете на одной волне.
Если вы продаёте консультации или услуги "руками" (например, вы дизайнер), то тут тоже, скорее всего, ок, если аудитория похожа на вас. Вам будет удобно работать вместе.
А если вы продаёте какое-то сопровождение, то "похожесть" может вам наоборот мешать, и в качестве ЦА лучше выбирать не похожую на вас аудиторию, а наоборот - противоположность вам.
Например:
вот я коуч. Как коуч я работаю с системностью, с тем, чтобы выстроить структуру, построить план. Потому что у меня как раз очень хорошо с тем, чтобы посмотреть на задачу с разных сторон, прописать план. Если ко мне на коучинг придёт человек, похожий на меня, то нам особо нечего делать будет. Потому что он тоже умеет в системность, планирование и вот это вот всё. Если у меня в соцсетях будут только люди, похожие на меня, то ко мне на коучинг никто не пойдёт. Мне нужны противоположные люди: которые такие творческие, воздушные, которым сложно все свои порывы уложить в план. Я как коуч помогу им выстроить их собственную систему, которая им подойдёт.
Но ещё у меня есть наставничество. Здесь я говорю, что и как делать. Поэтому тут мне важно, чтобы человек тоже умел в план и системность, причём именно в моём формате. Если он будет слишком воздушный, то ему будет тяжело следовать моему плану. Поэтому для этой услуги мне нужна ЦА, похожая на меня.
И в любом случае, если ваша работа предполагает личное общение и в большом объёме, будет легче, если вы совпадаете с ЦА по базовым ценностям и стилю общения.
Вот такова моя позиция. И больше никакова.
Кстати говоря, подписывайтесь на мой телеграм-канал, там много полезных материалов, которые помогут вам изучить вашу ЦА.
И интересно для статистики: когда вы думали, кто ваша ЦА, вы списывали её с себя?