На региональных выборах в Сардинии левоцентристский альянс одерживает неожиданную победу. Начинает ли рушиться база власти Мелони?
Региональные выборы на Сардинии в минувшее воскресенье завершились небольшой сенсацией. Вопреки всем ожиданиям, остров, до сих пор управляемый правыми партиями, перешел к левоцентристскому альянсу. Сардинцы должны были избрать президента региона, с одной стороны, прямым голосованием, а с другой - региональным парламентом. Когда поздно вечером в понедельник были подсчитаны все голоса, и разразилась сенсация: с 45,4% лидировала кандидат от Альянса Алессандра Тодде из Movimento5 (M5S – „Движение пяти звезд“), Партии демократов (ДП), радикально левой Аллеанзы Верди-Синистра (AVS - „Альянс зеленых и левых“), а также других небольших левых списков.
С другой стороны, правый оппонент Паоло Труззу набрал всего 45 процентов. Ему ничего не прибавило, что при подсчете голосов в региональном парламенте постфашистские Fratelli d'Italia (ПИИ) премьер-министра, правящего в Риме, Лега при Маттео Сальвини, Forza Italia и различные другие правоцентристские силы набрали хорошие 48 процентов и, таким образом, явно обогнали альянс победившей Алессандры Тодде при голосовании по спискам (списки, связанные с ней, составили всего 42 процента). Потому что в конечном итоге, согласно избирательному закону, голосование за президента региона является решающим: списки, связанные с победителем, получают бонус большинства в региональном парламенте, который дает им 36 из 60 мест.
Это поражение особенно болезненно для правых, поскольку все опросы общественного мнения последних месяцев не оставляют сомнений в их успехе. Это было тем более верно, что весь правый лагерь объединил свои силы, чтобы сформировать альянс, в то время как левоцентристские силы были разделены. Хотя на этот раз ДП и «Пяти звездам» удалось сформировать альянс, бывший президент региона Ренато Сору был политиком ДП и баллотировался как независимый кандидат. Вот почему фактически считалось, что успех Тодде в конечном итоге невозможен. Хотя Сору получил 8,6 процента, в конечном итоге этого было достаточно для лидерства Тодде, хотя и очень узкого.
25 сентября 2022 года правый блок под руководством нынешнего премьер-министра Джорджии Мелони явно выиграл национальные выборы. Ее постфашистская партия Fratelli d'Italia набрала 26 процентов, весь правый лагерь получил около 45 процентов, но с тех пор может рассчитывать на около 60 процентов мест в обеих палатах парламента. Мелони теперь прочно сидит в седле. Опросы общественного мнения дают ей рейтинг популярности от 40 до 50 процентов, а это означает, что правые партии примерно так же сильны, как и на выборах 2022 года.
Правые сейчас пытаются преуменьшить значение краха как „чисто местного события“, но это также поражение Мелони.
Этот факт также, вероятно, побудил правый блок, и особенно саму Мелони, делить шкуру неубитого медведя на Сардинии. Предыдущий президент региона, избранный в 2019 году, является политиком, близким к «Лиге» Маттео Сальвини. Однако на этот раз Мелони выдвинула высшую кандидатуру от правых из своей партии, учитывая сильный электоральный рост Фрателли, и с успехом. Она победила Паоло Труццу, постфашиста, который был верен ей в течение многих лет и который был особенно заметен, потому что у него на его предплечье вытатуированы слова «Трукс» — синтез его имени и «Дукс», то есть «Дуче». Труццу правил столицей острова Кальяри в течение пяти лет, но за время своего пребывания в должности он стал одним из самых непопулярных мэров Италии. Это способствовало его поражению: в самом Кальяри он проиграл, набрав 35 процентов, тогда как победитель выборов Тодде смог получить там 53 процента голосов.
Правые сейчас пытаются преуменьшить значение своего краха как «чисто местного события», но это также является поражением для Мелони. Она лично выбирала кандидата, а также принимала активное участие в предвыборной кампании. Теперь ей придется сдерживать надвигающиеся конфликты в правом альянсе, потому что она сталкивается с недовольным лидером Лиги Сальвини который уже стал свидетелем электорального спада своей партии на европейских выборах, которые должны состояться в июне – и зеркальным ростом партии Мелони⁹ – попытается остановить правый популизм с помощью перебивающей цены конкуренции.
«Ветер изменился», — с энтузиазмом прокомментировала Элли Шляйн, возглавляющая ДП ровно год. Впервые с 2015 года их лагерю удалось завоевать регион, которым ранее управляли правые, в то время как правые, казалось, находились в неудержимом наступлении как на национальном, так и на региональном уровне в течение почти десяти лет. Однако еще слишком рано объявлять об общем повороте выборов на Сардинии и предвещать упадок Мелони. На острове проживает всего 2,5 процента итальянского населения – этого недостаточно, чтобы сделать какие-либо немедленные национальные выводы по результатам голосования.
Тем не менее, Сардиния учит нас кое-чему об условиях, при которых левоцентристский альянс может быть успешным. Сильный кандидат - в первую очередь. Алессандра Тодде, ученый-компьютерщик, которая много лет работала менеджером за границей, но затем вернулась на Сардинию, несмотря на свою «космополитическую» карьеру, освоила популярный подход — она говорит по-сардински — и смогла убедить людей с высоким уровнем доверия, особенно когда дело касается социальных вопросов. Прежде всего, она могла положиться на союз «Пяти звезд», Демократической партии и левых радикалов, который она поддерживала без внутренних трений.
Ожидается, что в ближайшие несколько месяцев ДП станет гораздо более сплочённой.
Это сделало избирательную кампанию на Сардинии противоположностью национальной избирательной кампании 2022 года. В то время левоцентристский лагерь разделился на два направления. ДП вступила в избирательный союз только с радикальной левой АВС, в то время как «Пять звезд» баллотировались в одиночку, а небольшой центральный список участвовал в гонке отдельно. Это была единственная причина, по которой правые смогли захватить 60 процентов мест с 45 процентами голосов, в то время как все левоцентристские силы вместе имели 48 процентов, но не смогли извлечь выгоду из этого результата - учитывая характер избирательной системы.
В ДП это национальное банкротство привело к избранию Элли Шляйн лидером партии. Большая часть аппарата была против нее, и в первом туре голосования (которое, согласно уставу, проводится только среди членов) она получила только 35 процентов голосов. Однако во втором туре первичных выборов, открытых для всех сторонников партии, Шляйн наконец одержала победу, набрав 53 процента. Она выдвинула требование ужесточить левый профиль ДП, а также требование быть открытой для альянсов с «Пятью звездами», которых многие в ДП ненавидят. Эта позиция теперь была значительно усилена голосованием на Сардинии. В ближайшие несколько месяцев ДП, вероятно, станет гораздо более сплоченной.
Левоцентристский альянс получит свой первый шанс всего через несколько дней. 10 марта Абруццо изберет нового президента и парламент региона. Там правых также возглавляет постфашист, лояльный Мелони, предыдущий президент региона Марко Марсилио. Однако, в отличие от Сардинии, в Абруццо левоцентристскому лагерю удалось действовать как единое целое, без конкурирующих кандидатов из их собственного лагеря. Если Мелони и здесь потерпит поражение, до сих пор чисто локальный успех Сардинии может фактически войти в историю как более далеко идущее пробуждение оппозиции Мелони.
Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!
Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):
Номер карты Сбербанка — 2202 2068 8896 0247 (Александр Васильевич Ж.) Пожалуйста, сопроводите сообщением: «Для Панорамы».