Найти тему

Погиб под Сталинградом

Виюне депутаты Туруханского районного Совета приняли решение о выделении средств для печатания книги «Будем жить!». Огромное спасибо им не только от меня, как автора документальных исследований о судьбе почти восьми тысяч игарчан, принимавших участие в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Это благодарность от родственников, вернувшихся с фронта и оставивших после себя потомков – детей, внуков, а теперь уже и своих правнуков.

«Будем жить!» — крылатая фраза в устах героя —  актёра Леонида Быкова из художественного фильма «В бой идут одни старики». Так он говорил, провожая своих товарищей лётчиков на очередное боевое задание. У книги, со столь же символичным названием, в алфавитном порядке расположены сведения о тех, кто призывался Игарским военкоматом в годы войны, и тех, чья послевоенная судьба была связана с нашим городом.

Но её название —  ориентированное на дальнейшие исследования.

Готовящаяся мной к изданию в течение двенадцати лет книга памяти тоже продолжает жить: она удивительным образом пополняется новыми сведениями о героях, чья судьба в силу ряда причин была современникам прежде неизвестна. Так на самом последнем этапе больше подробностей жизни своих земляков – жителей Енисейского района, подсказала мне Тамара Степановна Лесникова.  Она многие годы занимается изучением истории сёл Енисейского района и участников войны. Своими данными о жителях села Верхний Ульхун Кыринского района Читинской области поделился краевед Иван Фролов. Прислали дополнения и потомки воинов.

А недавно по электронной почте я получила новое обращение. Его автор – Олег Гусев, член молодежного отряда «Офицеры» из Волгограда.  Члены отряда ведут поисковые работы в окрестностях села Верхняя Ельшанка. Здесь районе 8 и 9 сентября 1942 года вели ожесточенные бои десантники 35-й гвардейской стрелковой дивизии генерал-майора Глазкова, переформированной за месяц до этого из 8 десантного корпуса. Бойцы приняли на себя основной удар немецко-фашистских захватчиков, рвавшихся к Сталинграду. Именно в месте, где сейчас проводятся поисковые работы, погибла большая часть личного состава дивизии и получил смертельное ранение их командир В.А. Глазков.  Поисковики то и дело при раскопках обнаруживают военные артефакты: котелки, фляжки, гильзы от патронов, искорёженные вражескими пулями каски.  Прошло более восьмидесяти лет, а в окопах до сих пор остаются незахороненные бойцы.  Вернуть солдат для погребения в родные места, предать их земле с воинскими почестями, – главная задача поисковиков.

Среди найденных волгоградскими юношами из поискового отряда «Офицеры» этим летом игарчанин Александр Федорович Болотов.
Среди найденных волгоградскими юношами из поискового отряда «Офицеры» этим летом игарчанин Александр Федорович Болотов.

«Очень похоже, что он вчера обнаружен в Волгограде», — написал мне Олег Гусев.  В окопе находились останки двух бойцов и три медальона при них. Пока остаётся загадкой почему у двух бойцов три медальона.  Металлические капсулы с вложенным в них листочками бумаги с личными данными солдата использовались в годы Великой Отечественной войны.  По сведениям, заполненным сами бойцом можно было после его смерти установить фамилию, имя и отчество владельца медальона, каким военкоматом он призывался, данные о ближайших родственниках и их адресах.

Бумага – конечно не лучший способ для сохранения информации, заполнялись сведения химическим карандашом, чёрным первоначально, и фиолетовым текст становился при попадании влаги на текст.

Золотое правило при раскопках – медальон сразу не открывать в полевых условиях, хрупкая бумага может мгновенно рассыпаться, текст никогда не будет восстановлен.  Поэтому большая удача, что у бойца оказывается не просто сохранившийся медальон, но и в лабораторных условиях удаётся исследовать и прочесть его текст.

Олег продолжает: «Два медальона ещё находятся на экспертизе, будем надеяться, что они что-то нам прояснят. В записке уже прочитанного медальона плохо видно вычурное написание фамилии, мы не сразу то и поняли её».  И всё-таки удалось определить фамилию бойца – Болотов. Адрес указан в Игарке на Пролетарской улице. Фамилия родственницы тоже заковыристая и не Болотова».

Обследование окопа ещё продолжается, а я подключаюсь к поискам.

Первоначально Болотов Александр Федорович, 1914 года рождения, был внесён в Список игарчан, вернувшихся с фронта живыми, опубликованный в томе 6 краевой книги памяти «Никто не забыт» в 2004 году. При этом, глава города В.Е.Сибиряков, заведующая отделом социальной защиты Г.Г.Маслова и военком города В.А.Педан оговаривались, что списки не полные, якобы часть документов была утрачена при пожаре. Я скорее придерживалась иной версии: факта пожара в военкомате в мою бытность не помню, а вот из опыта работы с учётными документами знаю, что не все похоронки присылались в адрес игарского военкомата. Могло случиться так, что семья после призыва мужа на войну, выезжала из города.  Мною был обнаружен список, в котором Александра Федоровича Болотова разыскивала мать Васса Андреевна, проживавшая в Оханском районе Молотовской области (ныне это Пермский край).

По её сведениям, сын призывался на фронт неизвестным военкоматом Красноярского края, связь с ним была утрачена в марте 1942 года. И это вполне мог быть военкомат нашего города. Спустя восемь десятков лет стало известно, что он погиб 8 или 9 сентября 1942 года при защите Сталинграда.

Сегодня волгоградские поисковики пытаются установить, остались ли в Пермском крае потомки погибшего воина.  Это повлияет на окончательное принятие решения о месте захоронения.

Тем не менее, пересылаю для публикации текст смертного медальона и надеюсь, что может быть, найдутся в районном военкомате документы, подтверждающие его призыв и судьбу, а администрация города Игарки вправе будет занести его фамилию на городской мемориал.