Найти тему

Солнечный даун или особый ребенок

Мне часто задают такой вопрос. "Как вы предпочитаете называть вашего ребенка - "солнечным" или "особым"?" Не поверите , ни одним из этих вариантов. В первую очередь - это наш сын Сава. И во вторую, и в третью. Было время, когда я с пеной у рта спорила с неврологом, что у сына не болезнь Дауна, а синдром Дауна, ведь так даже генетик написал в карте и мне объяснял эту терминологию. Иногда, каюсь, здесь это тоже прорывается, когда особо рьяно начинают наседать "добрые люди". Но это рефлекторно, многолетняя привычка отбиваться. А вот по поводу особенности и солнечности спорю даже с нашими мамами. У нас просто дети, не особенные, но с особыми возможностями и особыми потребностями, потому что проблемы развития никуда не денешь. И к таким детям чаще всего нужен особый подход, индивидуальный.

Заскучал
Заскучал

Кто-то сейчас скажет, что к каждому ребенку нужен индивидуальный подход. Соглашусь. Это был бы идеальный вариант для обучения всех детей, когда можно было бы учитывать все сильные и слабые стороны ребенка. Но, к сожалению, не реально дать каждому индивидуальную программу и индивидуального педагога. Да наверное и не нужно. Обычный ребенок чаще всего нормально живет и учится в коллективе, адаптируется к сосуществованию в обществе, видит все на примере родителей, детей, окружающих его людей. Он умеет спрашивать о непонятных вещах, задает вопросы и сам отвечает на заданные.

Увы, ребенку с синдромом Дауна изначально это недоступно. Его приходится всему учить. И вот тут вылезает потребность в особом отношении, обучении и принятии. Что же касается "солнечности", то я предпочитаю сына назвать солнышком, как раньше называла и остальных детей, когда они делали что-то хорошее и улыбались.

Первая елка в саду
Первая елка в саду

А могу назвать врединой, когда он что-то не хочет делать, или пакостью, зас..цем, если он нахулиганил, испортил какую ни будь вещь. Он - "упертый ослик", когда упрямится и не хочет делать домашнюю работу. Сава-красава - так называл его тренер по конному спорту, если у сына получалось выполнить упражнение самостоятельно. Я могу подшутить над ребенком и сказать: "Савка, ты молодец, соленый огурец!" На что сразу получаю ответ: "Нет, Сава-красава".

Обычно всякие ласковые и ругательные прозвища появляются из сильных и слабых сторон человека. Видимо "солнечный" появилось от мифа, что такие люди часто улыбаются.

Хитруля
Хитруля

А возможно, люди, которые общались с такими детьми увидели, на сколько они бывают приветливы, открыты и дружелюбны. Свое теплое отношение к понравившемуся или сделавшему ему хорошее человеку, ребенок с синдромом Дауна выразит широкой улыбкой, а возможно пожатием руки или объятиями, если ему это позволить. И не правда, что человек с синдромом Дауна постоянно улыбается. Он абсолютно так же, как и все люди грустит, обижается расстраивается, сердится, переживает, испытывая всю гамму эмоций и положительных ,и отрицательных , присущих человеку.

Обиделся
Обиделся

Самая сильная сторона малышей с синдромом Дауна – сохранность их эмоциональной сферы, а также хорошие способности к подражанию. Именно эти качества мы стараемся максимально использовать, когда занимаемся воспитанием и развитием свих детей. Но создание особых условий не означает ограждение таких детей от окружающего мира. Отстранение ребенка от других детей не дает ему возможности видеть и копировать их поведение, повторять слова, учиться взаимодействовать друг с другом, а это очень важно.

Мне постоянно пишут, что такие дети агрессивные. Спорить надоело, За пятнадцать лет я столкнулась буквально с парой детей, которые вели себя неадекватно. И, кстати, родители, зная эти проблемы, особо детей и не пихали в общество обычных. В большинстве же своем наши дети доброжелательные и общительные, даже не смотря на отсутствие речи и каких-то социальных навыков. Они не агрессивны и скорее сами чаще становятся жертвой агрессии со стороны других детей и взрослых. Именно эти дети чаще всего не могут отстоять свое место в песочнице, не забирают у других свои игрушки, не могут дать сдачи. Но когда им позволяют быть среди других детей, они, общаясь, получают неплохую социализацию: учатся взаимодействию с другими, начинают шутить, в школе подражают другим детям и отвечают у доски. Эти дети могут читать и писать, учат иностранные языки, танцуют, рисуют и даже поют. Они, как любые дети любят смотреть фильмы и мультики, обожают театр и зоопарк, карусели и катание на велосипеде. Еще они занимается гимнастикой, плаваньем, конным спортом, разными видами единоборств, футболом и фигурным катанием.

Наши дети все разные, обычные и необычные. А вот отношения ко всем хочется одинакового - доброжелательного.