Найти тему
Человек. Мир. Гнозис

Все великие религии имеют внешнюю историю и историю внутреннюю

Все великие религии имеют внешнюю историю и историю внутреннюю; одну – видимую, другую – скрытую.

Под внешней историей я подразумеваю догматы и мифы, преподаваемые публично в храмах и школах, вошедшие в культ и отразившиеся в народных суевериях. Под внутренней историей я понимаю глубокую науку, тайное учение, оккультную деятельность великих посвященных, пророков и реформаторов, которые создали, поддерживали и распространяли живой дух религий.

Первая, официальная история, которая может быть прочтена всюду, происходит при дневном свете; тем не менее, она темна, запутанна и противоречива. Вторая, которую можно назвать эзотерическим преданием, или учением Мистерий, трудно распознаваема, ибо она происходила в глубине храмов, в замкнутых сообществах, и её наиболее потрясающие драмы развёртывались во всей своей целости в душе великих пророков, которые не доверяли своих высоких переживаний и божественных экстазов никаким пергаментам и никаким ученикам. Историю эту нужно отгадывать, но когда её познаешь, увидишь, что она является полной света и внутренних связей, она остаётся всегда в гармонии сама с собой. Её можно назвать также историей единой всемирной вечной Религии.

В ней проявляется внутренняя суть вещей, истинное содержание человеческой совести, тогда как внешняя история показывает только её земные формы. Там мы схватываем исходную точку религии и философии, которые на другом конце эллипса соединяются вновь при помощи всеобъемлющей науки. Эта точка соответствует трансцендентным истинам.

________
Эдуард Шюре «Великие Посвященные»
(илл.:
Храм Падманабхасвами, дверь со змеями)