«Мне выпала возможность поведать о замечательных людях, которых знал, и которые оставили яркий след в моей жизни и жизни других людей. Он - инженер, учёный, практик Евгений Ксенофонтович Гречищев (1910-2006 годы жизни). Она - геолог, ботаник, учёный, практик Галина Григорьевна Зубаренкова.
Они- муж и жена, соратники по изучению Байкала. Редчайший пример деятельности гармоничной и одухотворённой, вписанной в творчество и природу» — так начинает своё повествование социолог Вячеслав Майер.
Мои заметки это - кроки, мазки, гирлянды, извлечения из памяти, а подлинный текст в "перемотке по часам и дням" зафиксирован в рукописи Евгения "Галина Зубаренкова". Он находится в Государственном архиве Томской области. Фонд Е.К. Гречищева.
На мой вопрос: "Евгений Ксенофонтович, как Вам удалось пройти все невзгоды и трагедии ХХ века?", Гречищев ответил просто: «Я никогда плохо не думал о людях".
Отец Е.К. Гречищева - врач, выпускник медицинского факультета Берлинского университета 1900 года. Диплом у него был необычным даже для Германии -"Первая публикация о глазах арабского учёного Али Аббана (офтальмология)". Издана отдельной книгой. Старший врач в период русско-японской войны 1904-1905 годов, далее участковый инспектор переселенческих пунктов в Акмолинской области, организатор борьбы с эпидемиями брюшного и сыпного тифа в правительстве А.В. Колчака.
Мать, Наталья Ивановна Тыжнова - сестра сибирского историка Иннокентия Ивановича Тыжнова.
"Летом 1918 года мы в отдельном санитарном вагоне переезжаем Транссибом по станциям и городам Сибири, везде оказывая помощь больным. Утро в Красноярске, напротив нашего окна остановился литерный вагон. Отец мне говорит: "Посмотри сын, перед тобой адмирал Колчак, Верховный правитель России".
Памятник адмиралу в Иркутске
Его образ я запечатлел на всю жизнь и никому о том, что видел Александра Васильевича не говорил. После распада СССР, узнаю - в Иркутске поставили памятник адмиралу. Я прямо с вокзала беру такси и к Знаменскому монастырю в устье Ушаковки на место расстрела. Надо же, скульптор В.М. Клыков его воссоздал таким, каким он запечатлелся у меня в глазах. Великий мастер Вячеслав Михайлович".
"В сентябре 1938 года в Омске (я тогда работал в Иркутске после окончания НИИЖТа) арестовали моего отца, как шпиона Германии. Ему припомнили заграничное образование и контакты ещё в Омске с Генеральным консулом Германии в Сибири Георгом Вильгельмом Гросскопфом. А контакты были такие: консул по просьбе бывших студентов заказывал в Германии книги за свой счёт и их им раздавал…
«…Какой у меня был наблюдательный отец. Замечал всё. Идет и видит валяется клочок газеты. Он его поднял, декабрь 1938 года, а там сообщение: с поста Наркома НКВД смещен Н.И. Ежов и назначен Л.П. Берия. Отца вызывают на очередной допрос, но сердце подсказывает: не ходи, схоронись. Он забегает в другой барак и теряется в толпе. Его не находят, а потом идут дни, месяцы, вызовов нет. Август 1939 года: «Гречищев на вахту, получать документы".
Е.К. Гречищев - житейская, практичная и научная энциклопедия Сибири ХХ века. Круг его знакомых слишком широк, чтобы перечислить. Перечислять не перечислишь - родной дядя, историк И.И. Тыжнов, сосед, сибирский библиофил П.И. Макушин, консулы Германии и Японии, друзья всю жизнь: учёные байкаловеды Н.И. Флоренсов, Г.Ю. Верещагин, Г.И. Галазий, строители Транссиба: легендарный А.В. Ливеровский, министр Л.М. Каганович, геолог В.Д. Ломтадзе, государственные деятели: И.В. Сталин, Н.С. Хрущёв и другие.
Он форматировал берега морей: Чёрного, Азовского, Охотского, водохранилищ - весь Ангарский каскад, озёр-вся его жизнь в дружбе с любимым "Байкалом".
Он оберегал Байкал, как нежного птенца
Будучи директором Института земной коры (Иркутск): "Дважды мне пришлось на катерах осмотреть все берега Байкала - весь 2000 км, его периметр. Были и самолётные облёты, и знакомства с прибрежной зоной дна с помощью тяжелого водолазного обследования (аквалангов тогда не было)". Всю жизнь он оберегал Байкал, как нежного птенца, каялся перед ним за недогляд, который не мог предотвратить.
"Что касается грехов, то в их числе были самые тяжкие. Во- первых, нельзя было допускать повышения уровня Байкала на 1 метр 2 см в связи со строительством Иркутской ГЭС. Этим была нарушена экологическая цепь водного режима озера с его флорой и фауной. Во-вторых, нельзя было допускать на берегах Байкала для защиты от волн и льда бетонные стены и вообще берегозащитные сооружения из бетона.
Их при строительстве Иркутской ГЭС на Кругобайкальском участке железной дороги было построено более 60 километров. Против этого надо было протестовать всем миром, так, например, как позднее было встречено строительство Байкальского целлюлозного комбината (БЦБК)". Отмечу, что по "байкальской теме" Е.К. Гречищев консультировал писателей В.П. Астафьева, А.В. Вампилова, В.Г. Распутина.
Евгений Ксенофонтович признавал только "гармонию с природой". Когда я его назвал сибирским Альбертом Швейцером, он засмеялся. Его любимая пословица удивляла и возмущала многих: "Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет". Тоннельные хода ж/д считал возможными только в особых случаях.
Его нелюбовь к тоннелям
"Но в одном совесть моя оставалась спокойной. Это в моей нелюбви к тоннелям. Я их просто ненавидел и считал возможным к применению только в исключительных случаях, например, под проливами Ла-Манш и Берингова. Ненависть к ним у меня зародилась давно, ещё в 1940-1947 годах, когда пришлось обследовать состояние 38 тоннелей и 16 галерей КБЖД в условиях беспрерывного потока встречных поездов, мчащихся по двум путям с предельно возможными скоростями.
В это время ты, человеческая пылинка, в кромешной темноте должен был прятаться в тоннельной нише, если она была, или сидеть, прижавшись к стене тоннеля, почти в обнимку с бешенными колёсами паровозов и вагонов, иногда в грязи мокрых стен тоннелей. Как в таких условиях рабочие ремонтировали путь - даже трудно себе представить".
Он был привлечён в качестве эксперта. Сразу арестовали выживших машинистов поездов и рабочих, обслуживающих 36 тоннель КБЖД, участок Култук-Шарыжалгай. 6 марта 1946 года пассажирский поезд № 51 маршрута "Москва-Владивосток" врезался в хвост грузового поезда № 961."
Эксперт доказал, что катастрофа вызвана не халатностью машинистов и рабочих, а ошибками при сборке в 1945 году ленд-лизовского паровоза. Их тогда называли "союзниками". Подследственных тут же на закрытом судебном заседании освободили. Рыдали и плакали, уткнувшись друг в друга все-арестованные, свидетели и эксперты. На меня смотрели, как на Бога, заплаканными глазами и ручьями слёз.
Из крепко связали берега Байкала
В моём повествовании о Байкальской любви Галины и Евгения связующим фактором стали Берега. Они познакомились летом 1968 года в приезд Евгения Гречищева из Черноморского отделения ЦНИИСа (Сочи), вызванного для консультаций по укреплению от размывов берегов Братского водохранилища. Здесь Галина Зубаренкова проводила стереофотосъёмку участков Братского моря, которое затопило тысячи гектаров тайги.
Уровень Байкала поднялся на 1 метр 20 см. и подтопил Кругобайкальскую железную дорогу на протяжении 260 км. Летом 1971-го года на Байкале произошёл сильный ливень, он размыл некоторые участки Транссиба, вызвал оползни и деградацию вечномерзлых грунтов. Остановилось движение: Минтрансстрой и МПС спешно бросали на ликвидацию аварийные бригады.
Галина переехала из Иркутска в Сочи. Евгений усыновил 10-летнего Юрия. Он пишет в дневниках: "Для счастья нужны любовь и работа. Байкал в накатах своей истории доводил работу до высшего каления. Требовались только принципиальность и активная деятельность. Мы с женой были друзьями, соучастниками трудов и очень любили друг друга. Она для меня была возбудительницей жизни".
Евгений и Галина работали в любовном тандеме - муж "собирал вершки"- пробивал темы, финансирование экспедиций на БАМе по линии Минтрансстроя и хоздоговоров с трестами-"БАМстроймеханизация", "Мостострой-9", а "корешки" тянула Галина - энергичная, молодая сибирячка.
В экспедициях только в зимний период на Северном Байкале она пробыла в общей сложности шесть лет. Евгений Ксенофонтович пишет: "Байкал был миром жизни Г.Г. Зубаренковой. В исследованиях ледового режима Байкала, как отметил руководитель одной из экспедиций М.Ш. Фурман, в когорте всех мужчин, она была единственной женщиной - полевиком."
Живые камни
Понятие "живые камни Байкала" ввела в научный оборот и закрепила своими исследованиями на Северном Байкале Галина Зубаренкова. Она писала:"Волногасящие бермы из скального грунта на озере Байкал (без бетона) под действием волн сохраняют природный береговой ландшафт и прибрежную биотопу. Появляются условия для восстановления утраченной когда-то фауны и флоры в прибрежной зоне".
Ныне на тоннельном участке «Нижнеангарск-Северобайкальск" из 23 км побережья они составляют 8,3 км. с отсыпкой на глубину до 10 метров, а на южном берегу около 80-ти км. Сооружение берм ведётся с учётом "жизни литорали"- эндемиков- бычков, ракообразных, их расселения среди растений и песка... Проверяется экологическая чистота завозимой щебёнки и камня. После отсыпки берм камень становится живым, то есть обрастает биомассой растений и животных, на нём проходит нерест рыб, живущих на мелководье.
Первые подобные бермы заложил на свой страх и риск инженер Е.К. Гречищев на Транссибе во второй половине 30-х годов в районе полустанка Выдрино и вёл наблюдение за ними 70 лет! Развал Советского Союза, остановка финансирования научных работ, скоропостижная смерть Галины 25 сентября 1994 года казались должны были выбить 85-летнего человека из жизненной колеи.
Но он по-прежнему был научным сотрудником Черноморского отделения ЦНИИСА "Морские берега" и каждый год приезжал на Байкал. Наша последняя встреча была осенью 2005 года в библиотеке Иркутского краеведческого музея на берегу Ангары. Евгений Ксенофонтович был в хорошем приподнятом настроении. "Природа взяла своё"- ещё одно его любимое выражение-бермы находятся в прекрасном состоянии. Она повергла бетон, он отступил и я, наконец, выполнил обещание, данное Галине".
«Какое?» - спросил я. "Оно у меня в чемодане, завезу в Томск в областной архив. Пойдем за это поднимем по чарке "Посольской", я перемотал каждый 25 летний день жизни с Галиной в своих воспоминаниях. На это у меня ушло 10 лет, которые крепко держали меня в жизни".
Вот такая у них была земная любовь, а, может быть, и божественная.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые интересные публикации