Найти тему
БИЗНЕС Online

Камияр Байтемиров: «Депопуляция села ускорилась там, где построены крупные животноводческие комплексы»

На ежегодном съезде фермеры просили поддержку на гектар пашни и защиту от закона об агрегаторах

«Из съезда в съезд говорим: давайте распределять бюджетные средства пропорционально произведенной продукции, земле, которую мы имеем, или эффективности. Мы по-прежнему считаем, что поддерживать надо тех, кто работает более эффективно», — вещал с трибуны председатель ассоциации фермеров и крестьянских подворий РТ Камияр Байтемиров. Подшефные ему фермеры произвели в прошлом году более 44% от валового объема сельхозпродукции, а денег от государства получили в 5 раз меньше агрохолдингов. При этом мегафермы в итоге губят сельский уклад жизни — якобы именно из-за них из деревень утекают кадры. О том, что болит у фермеров республики и как, по мнению регионального минсельхоза, они сами рубят сук господдержки, — в материале «БИЗНЕС Online».

   Накануне во Дворце земледельцев прошел традиционный съезд ассоциации фермеров Фото: agro.tatarstan.ru
Накануне во Дворце земледельцев прошел традиционный съезд ассоциации фермеров Фото: agro.tatarstan.ru

«Если мы в 5 раз меньше субсидий получили, значит, агрохолдинги должны в 5 раз больше продукции произвести?»

Накануне во Дворце земледельцев прошел традиционный съезд ассоциации фермеров, крестьянских подворий и сельскохозяйственных потребительских кооперативов (АККОР) Татарстана, XXIV по счету. На этот раз обошлось без «федералов», за председательским столом, помимо «хозяина» мероприятия, Камияра Байтемирова, заседали министр сельского хозяйства и продовольствия Марат Зяббаров, председатель совета муниципальных образований РТ Экзам Губайдуллин, председатель комитета Госсовета РТ по экологии, природопользованию и АПК Азат Хамаев.

Открыл удивительно краткое по времени мероприятие (вместо заявленных трех часов заседали всего полтора) председатель ассоциации фермеров и крестьянских подворий РТ Байтемиров. Первым делом он поднял вопрос господдержки малых форм хозяйствования (МФХ) — фермерских хозяйств, личных подсобных хозяйств, сельхозкооперативов. По итогам 2023 года эти «малыши» наработали 44,3% в общем объеме валовой сельхозпродукции республики, а вот субсидий суммарно получили в 5 раз меньше, чем «крупняки»: чуть более 3 млрд рублей против 15 млрд, выделенных большим хозяйствам и агрохолдингам.

«Возникает вопрос: если мы в 5 раз меньше субсидий получили, значит, агрохолдинги и крупные сельхозпредприятия должны в 5 раз больше продукции произвести? — вопрошал спикер и далее обратился лично к министру сельского хозяйства региона: — Марат Азатович, надо подходы, наверное, пересмотреть. Из съезда в съезд говорим: давайте распределять бюджетные средства пропорционально произведенной продукции, земле, которую мы имеем, или эффективности. Хотя бо́льшая часть средств диктуется федеральным министерством, но, я думаю, проблема решаемая. Мы по-прежнему считаем, что поддерживать надо тех, кто работает более эффективно».

   Первым делом Камияр Байтемиров поднял вопрос господдержки малых форм хозяйствования (МФХ) — фермерских хозяйств, личных подсобных хозяйств, сельхозкооперативов Фото: agro.tatarstan.ru
Первым делом Камияр Байтемиров поднял вопрос господдержки малых форм хозяйствования (МФХ) — фермерских хозяйств, личных подсобных хозяйств, сельхозкооперативов Фото: agro.tatarstan.ru

Вторым вопросом стали сельские кадры и в целом сохранение сельского образа жизни. По статистике, 20% от всей экономически активной части жителей Татарстана заняты в АПК. Байтемиров напомнил, что, согласно указу президента РФ Владимира Путина, к 2030 году во всех регионах страны нужно нарастить долю сельского населения. Но из татарстанских сел продолжают уезжать люди, особенно молодежь.

«Депопуляция [села] ускорилась там, где построены крупные индустриально организованные животноводческие комплексы и мегафермы. Выявилось также, что при наступлении банкротства таких агрогигантов сельское население в округе почти полностью исчезает. Вместе с тем исследование зафиксировало, что в районах с преобладанием в производстве, переработке и реализации сельхозпродукции крестьянских семейных хозяйств разных организационно-правовых форм степень заселенности сельских территорий сохраняется», — заявлял Байтемиров.

Следовательно, «мы должны обратить внимание и на наши сельские территории более пристально». АККОР РТ уже представила минсельхозу республики проект целевой программы по развитию на селе КФХ, ЛПХ и сельхозкооперативов. Правда, срок принятия программы истек еще в ноябре прошлого года, указал Камияр Мижагитович, однако документ до сих пор не принят. Позже Зяббаров прокомментирует, что программа развития малых форм и сельских территорий включена в Стратегию развития отрасли АПК на период до 2030 года, сейчас она находится на согласовании у республиканских министерств и ведомств, а позже будет утверждена кабмином РТ.

Третьим «китом» в выступлении главного фермера республики стал навязываемый закон об агрегаторах — организациях, которые будут централизованно сбывать продукцию фермеров в АПК. Сами фермеры с законом не согласны: при такой схеме они теряют добавленную стоимость продукции. Свои претензии фермерское сообщество уже высказывало, причем на федеральном уровне. Закон ушел на доработку в Совет Федерации, но новая версия не сильно отличается от предыдущей.

   Третьим «китом» в выступлении главного фермера республики стал навязываемый закон об агрегаторах — организациях, которые будут централизованно сбывать продукцию фермеров в АПК Фото: «БИЗНЕС Online»
Третьим «китом» в выступлении главного фермера республики стал навязываемый закон об агрегаторах — организациях, которые будут централизованно сбывать продукцию фермеров в АПК Фото: «БИЗНЕС Online»

«Что получается? Мы производим, мы перерабатываем, а реализовывать продукцию будет кто-то другой! Мы же знаем этих посредников, которые за полцены увозят бычков, закупают зерно у нас. Для кого это делается — для сельхозтоваропроизводителей или для тех, кто рядом с торговыми сетями находится? Государство должно обратить на это пристальное внимание», — сообщил Байтемиров.

В продолжение выступления главный по фермерам кинул «перчатку» Зяббарову и главному управлению ветеринарии кабмина РТ вкупе с Россельхознадзором по РТ. Мол, контрольные органы направили письмо с требованием, чтобы в 105 КФХ Татарстана, которые разводят птицу, устранили нарушения. Байтемиров уверен, что за письмом обязательно последует проверка, потом — протокол, а за ним — и штрафы.

Зяббаров в своем выступлении дал понять, что игнорирование требований ветеринарных органов чревато большими финансовыми потерями со стороны самих же хозяйств, поэтому «говорить, что ветеринары наезжают», никак нельзя. По всей стране сложилась очень сложная ситуация с опасными заболеваниями сельхозживотных, да что страна — «вся Европа горит». «Крупные, мелкие хозяйства — у нас ко всем требования одинаковые, надо выдерживать», — объяснял он.

Однако, где взять средства, чтобы устранить все нарушения, фермеры не в курсе. Для устранения нарушений потребуются «десятки миллионов рублей», которые неоткуда взять.

«Зерна лежит на 12 миллиардов рублей. Как мы их должны задействовать, где найти рынки сбыта?» — намекал Байтемиров на сложный заработок аграриев и животноводов в прошлом сезоне. Он напомнил, что решением федеральной АККОР было отправлено письмо Путину с просьбой об отмене зерновой экспортной пошлины. Каким будет ответ — пока неизвестно.

   Зяббаров в своем выступлении дал понять, что игнорирование требований ветеринарных органов чревато большими финансовыми потерями со стороны самих же хозяйств Фото: agro.tatarstan.ru
Зяббаров в своем выступлении дал понять, что игнорирование требований ветеринарных органов чревато большими финансовыми потерями со стороны самих же хозяйств Фото: agro.tatarstan.ru

«Мне говорят, мол, некогда бумагой заниматься. Но требования есть требования!»

После этого слово было предоставлено Зяббарову. Любопытно, что фермеры с места попросили министра не уходить до конца встречи, чтобы была возможность задать ему вопросы. «Я с вами до конца», — с улыбкой обещал Марат Азатович. Начал он со статистики:

  • В 2023 году МФХ произвели 128,1 млрд рублей валовой сельскохозяйственной продукции, в том числе КФХ — 30,1 млрд рублей (10,4% от всех категорий).
  • Фермерами в 2023-м произведено 205 тыс. т молока, 25 тыс. т мяса, 28 млн штук яиц, 864 тыс. т зерна, 24 тыс. т картофеля, 35,4 тыс. т овощей.
  • Поголовье КРС в фермерских хозяйствах — 99 тыс. голов (за год минус 8 тыс.), в том числе 36,4 тыс. коров, 37 тыс. овец и коз, 1,7 млн голов птицы.

Из минусов — министр обратил внимание на то, что количество фермерских хозяйств тает. Так, в 2023 году открылось 38 КФХ, а закрылось 148 (в том числе 30 грантополучателей, по которым вышли пятилетние сроки обязательств). Больше всего прекративших деятельность в Рыбно-Слободском, Кукморском, Сармановском, Муслюмовском, Бавлинском, Азнакаевском, Агрызском, Арском, Альметьевском, Менделеевском, Спасском районах.

«Надо анализировать ситуацию, выяснять, почему они закрылись. Да, кто-то по семейным обстоятельствам прекратил работу, у кого-то грант кончился. Но мы этот вопрос должны держать на контроле», — отметил Зяббаров.

Поговорили и о мерах поддержки. Они с 2023 года стали для фермеров лояльнее: если раньше доля субъекта на гранты малым формам рассчитывалась от количества созданных КФХ и кооперативов и вовлечения членов, то теперь — от доли валовой сельхозпродукции, произведенной КФХ в общем объеме.

Всего на 2024 год предусмотрена прямая поддержка малых форм хозяйствования по 6 направлениям с федеральным участием и 9 республиканских на общую сумму 1,2 млрд рублей. Причем конкурсный отбор проектов по программам с федеральным софинансированием (на 551,3 млн рублей) впервые будет проводиться через систему «Электронный бюджет». «Нужно максимально воспользоваться данной поддержкой, она беспрецедентна в масштабах всей страны», — подчеркивал министр.

Однако порой сами фермеры «блокируют» себе дорогу к государственным деньгам, потому что «не дружат со статотчетностью», не проверяют семена в Россельхозцентре, соответственно, не получают субсидии по растениеводству. Плохо работа у фермеров поставлена с системой «Меркурий», имеются долги по налогам — это также является преградой для получения господдержки. По субсидиям на литр молока при среднесложившемся размере субсидии 5,8 рубля за литр фермеры получают гораздо меньше, как следствие, недополучают десятки миллионов рублей.

«Очень плохо поставлена работа для получения повышающих коэффициентов. Без повышающих коэффициентов размер субсидии — 3,5 рубля, а, к примеру, в хозяйстве „Уныш“ Атнинского района, где все требования соблюдаются, размер субсидии составил 8 рублей 64 копейки за литр молока. Сравните у себя, где вы не дорабатываете? — обращал внимание Зяббаров. — Мне тоже говорят, мол, заниматься бумагой некогда! Но требования есть требования. Выдерживайте их — и будете получать поддержку».

   Порой сами фермеры «блокируют» себе дорогу к государственным деньгам, потому что «не дружат со статотчетностью», не проверяют семена в Россельхозцентре, соответственно, не получают субсидии по растениеводству Фото: ru.freepik.com
Порой сами фермеры «блокируют» себе дорогу к государственным деньгам, потому что «не дружат со статотчетностью», не проверяют семена в Россельхозцентре, соответственно, не получают субсидии по растениеводству Фото: ru.freepik.com

«На то, на это — так нам не надо, можно сделать на гектар пашни?»

После докладов начались прения. Байтемиров посетовал, что фермерам трудно разобраться в обилии направлений господдержки, ведь по каждому виду субсидий нужно собрать кучу бумажек.

«Нельзя ли в экспериментальном порядке, чтобы для малых форм хозяйствования был один вид субсидий, на гектар пашни? Все, больше нам не надо, ни за то, ни за это, а на гектар пашни, усредненно», — предложил Байтемиров под аплодисменты фермеров. Зяббаров обещал проработать вопрос, если АККОР РТ предложит конкретную форму такой поддержки.

Исполнительный директор сельхозкооператива «Кукморское райпо» Ильназ Зарипов предложил подумать над программой субсидирования капремонтов для потребкооператоров — по аналогии с программами по строительству коровников, ремонту молочных ферм и т. д. Зарипов сообщил, что кукморский кооператив ежегодно тратит больше 10 млн рублей на ремонт здания, в котором находится, вместо того чтобы пускать эти средства на развитие производства, покупку нового оборудования. «Если бы были какие-то программы поддержки, мы бы все свои средства направляли на капитализацию», — обещал Зарипов.

Глава КФХ из Бавлинского района Фарит Киямов рассказал об опыте работы по гранту «Семейная ферма» и, пользуясь случаем, предложил увеличить суммы гранта (сегодня до 30 млн рублей) — с учетом роста цен на технику и оборудование. Также он считает важным нарастить долю господдержки в данном гранте до соотношения 80 на 20%, где 80% — средства бюджета (сейчас она составляет 60%, оставшиеся 40% получатель гранта докладывает из своего кармана). Кроме того, Киямов предложил включить в число получателей гранта «Семейная ферма» владельцев тепличных хозяйств.

Ближе к финалу на трибуну пригласили продолжателя фермерской династии. 22-летний внук известного овощевода республики Минталипа Минеханова Айдар Гайфуллин ратовал за кадры, говорил о необходимости строить жилье для специалистов (или оплачивать наем), давать подъемные на полмиллиона, а также — субсидии к зарплате, чтобы молодые специалисты оставались работать на сельхозпредприятиях.

Все инициативы от фермеров будут переданы на рассмотрение минсельхозу республики, пообещали гостям съезда. В конце прошла церемония награждения победителей конкурса «Семейная фермерская династия» и вручение ведомственных наград.

Евгения Иванова