Константин Усачев, биофизик, доктор физико-математических наук, о том, как чтение превращает Человека разумного в Человека умного.
КНИГИ – ЭТО ОБШИРНЫЙ КРУГОЗОР И НАГЛЯДНЫЙ ОПЫТ
– Когда ты – учёный, тебе приходится решать задачи, на которые пока нет ответа. И каждый раз ты должен опираться на какую-то идею, видеть варианты, менять подходы, думать широко... Конечно, это характерно не только для науки, но и, например, для бизнеса. Применил предприниматель одну бизнес-модель, а она не работает. Мог опустить руки, разориться, но нет, он придумал другую. Для того, чтобы что-то создавать, нужно иметь обширный кругозор. Книги дают его нам, наглядно показывая различные ситуации, проблемы, пути их решения. А когда ты подходишь к определённой черте, любой опыт становится полезным. Даже если он не жизненный, а книжный.
КНИГОЧЕИ НЕ ОТВЛЕКАЮТСЯ НА ПУСТЯКИ
Клиповое мышление современных студентов – это новая реальность, с которой сталкиваются преподаватели. Ребятам трудно сосредоточиться, сложно усидеть на паре в течение полутора часов или делать какую-то монотонную работу. Увы, но развитие технологий привело к тому, что молодые люди стали меньше читать книги. Раньше у нас не было доступа к лёгкой информации, а сегодня – хоть отбавляй! Все эти бесконечные короткие сообщения, посты и ролики в соцсетях способствуют тому, что мы начинаем терять навык концентрации внимания. Люди сегодня не любят читать длинные тексты. Да, мы можем проглотить маленький кусочек информации, который ограничен размером экрана смартфона, а вот пролистать дальше страниц эдак пять-шесть – это уже сложно. Вот почему важно читать не только в детском возрасте, но и на протяжении всей жизни. Звучит почти фантастически, но преимущество книгочеев перед теми, кто не склонен отдыхать с романом в руках, далеко не только в эрудиции и грамотной речи, но и в умении долго концентрироваться на конкретной задаче, не отвлекаясь по пустякам. Нужно ли говорить, что это очень помогает в работе?
КЛАССИКА – НА ВСЕ ВРЕМЕНА!
Есть мнение, что стоит убрать из школьной программы сложную классику. Нет, я с этим не согласен. Конечно, даже в «Денискиных рассказах» можно найти совсем непонятную сегодняшним детям «замазку для окон». А что говорить о «взрослых» книгах, в которых часто встречаются старинные слова, давно вышедшие из нашего обихода? Но, признайтесь, они и в нашем детстве встречались! И это лишь расширяло наш кругозор. Если мозг ребёнка не будет напрягаться в школе, отчего же он будет делать это потом? Посмотрите на японцев, которые практикуют раннее развитие детей, – там зачастую начинается обучение с четырёх лет. Ребёнку дают старт, а далее он уже продолжает развиваться по инерции всю свою жизнь. Мне нравится такой подход. С одной оговоркой: с самого начала это должно быть интересно.
ДРУЖИТ ЛИ ЧЕЛОВЕК С КНИГОЙ – ЭТО СРАЗУ ВИДНО
С читающим человеком всегда приятно вести затяжные интеллектуальные беседы, а ещё с ним легко выстраивать долговременные профессиональные отношения. Тому много причин. Первая – чтение напрямую влияет на креативность мышления. Ведь нам приходится визуализировать сюжеты книг в своей голове, представлять героев, и зачастую каждый из нас делает это куда уж круче, чем режиссёры, снимающие фильмы по нашим любимым книгам. Так развивается фантазия. К тому же книги улучшают память. Во время чтения больших романов, хотим мы того или нет, нам приходится держать в уме довольно большой массив информации. Чтобы выстроить целостную картину того, что происходит в книге, нужно эту информацию собрать воедино, проанализировать. Так тренируется один из главных навыков нашего мозга – осмысление.
Я НЕ СКЛОНЕН К ПЕССИМИСТИЧНЫМ ПРОГНОЗАМ!
Как изменится мозг и мышление человека через пятьдесят лет под влиянием современных тенденций? Честно, я не склонен к пессимистичным прогнозам! Мне кажется, в любом случае человечество как-то из всего этого вырулит. Возможно, наше мышление кардинально поменяется, но почему-то я уверен, что чтение останется для наших потомков столь же важным, чем является сегодня для нас. Тем более что и сама литература не стоит на месте – она же не в вакууме развивается! Меняется общество – меняются авторы. А классика? Её читали и пятьдесят лет назад, будут читать и полвека спустя