Таиланд рассчитывает, что Китай возьмёт на себя основные расходы по строительству восточно-западной автомагистрали и железнодорожного "сухопутного моста" стоимостью 2,8 миллиарда долларов США. Land Bridge соединит Андаманское море и Сиамский залив и станет кратчайшим путем для транспортировки нефти и других международных грузов, которые в настоящее время следуют на юг через Сингапур и Малаккский пролив. Об этом пишет, находясь в Бангкоке, Ричард С. Эрлих - американский корреспондент, ведущий репортажи из Азии с 1978 года.
На снимке: премьер-министр Таиланда Среттха Тависин выступает перед журналистами после презентации концепции строительства наземного моста американским инвесторам в Бангкоке, 25 октября 2023 года. Фото: Шон В. Криспин / Asia Times
“Внутренний южный Китай” мог бы также использовать существующие автомагистрали и железные дороги с севера на юг, чтобы предоставить жителям КНР сухопутный коридор к двум проектируемым глубоководным портам на Андаманском побережье и побережье Персидского залива, открывающим путь на запад к Индийскому и на восток к Тихому океанам.
Таиланд рассматривает программу Land Bridge как более быстрый, короткий и дешевый маршрут для международных перевозок по сравнению с узким, перегруженным южным Малаккским проливом, “втиснутым” между Сингапуром и Индонезией.
Этот план представляет собой уменьшенную версию давно предлагаемого, но так и не реализованного строительства канала Кра, в последнее время получившего название "Тайский канал". Согласно этому проекту, предполагалось прорыть судоходный канал через узкий перешеек Кра на юге Таиланда.
Планы строительства канала, стоимость которого, по некоторым оценкам, могла бы превысить 25 миллиардов американских долларов, упираются в конституционное положение, определяющее Тайвань как "единое и неделимое королевство". Концепция сухопутного моста, по словам сторонников проекта, позволяет избежать возможных юридических проблем.
Американская "Булава" нацелится на превосходящие по мощи ВМС Китая
Наземный мост также может стать альтернативным маршрутом, если в регионе начнутся военные действия и Малаккский пролив будет заблокирован американскими ВМС, чтобы подорвать торговлю Китая и импорт энергоносителей с Ближнего Востока. Это стратегически важный узел нередко называют "малаккской дилеммой" Китая. Большое количество иностранных судов, проходящих через Сингапур, перевозит ближневосточную нефть и другие товары в Китай, Японию, Южную Корею, Тайвань, Филиппины и другие государства Азиатско-Тихоокеанского региона.
Азиатскому банку инфраструктурных инвестиций (англ. Asian Infrastructure Investment Bank, AIIB), международной финансовой организации, создание которой было инициировано Пекином, "очень нравится наша политика, особенно проект Land Bridge, в котором, я уверен, они примут самое активное участие", - сказал премьер-министр Таиланда Среттха Тависин после встречи с президентом AIIB в феврале этого года. "Я проведу с представителями банка официальную беседу", - сказал Среттха, сообщило 4 февраля тайское издание Bangkok Post.
В марте Бангкок планирует отправить в Китай "роуд-шоу" мегапроекта Land Bridge во главе с министерством транспорта Таиланда. Цель поездки - привлечь китайские государственные и частные инвестиции в 100-километровый мегапроект, предусматривающий строительство газо- и нефтепроводов, складов и других объектов критически важной инфраструктуры.
По сообщениям тайских средств массовой информации, в конце февраля министерство транспорта Таиланда представило подробный отчет о наземном мосте в посольство Китая в Бангкоке с целью подготовки к роуд-шоу. По словам чиновников, если мост будет построен, он будет открыт для судоходства всем странам мира.
Проект строительства сухопутного моста через перешеек Кра в Таиланде упирается в тонкую грань интересов США и Китая. Предлагаемый тайский мегапроект должен обеспечить альтернативный судоходный маршрут через Малаккский пролив, но он также может подорвать ключевое стратегическое преимущество США в противостоянии с Китаем. Карта: Twitter Screengrab / CNA / Министерство транспорта Таиланда
"Сегодня страны мира должны сотрудничать, а не только конкурировать", - сказал заместитель премьер-министра и министр внутренних дел Анутин Чарнвиракул. "Руководитель внешнеполитического ведомства Китайской Народной Республики Ван И недавно посетил Таиланд и выразил заинтересованность в проекте", подчеркнул Среттха.
Следует отметить, что в октябре прошлого года Среттха несколько неуклюже -а именно вскользь - представил новый проект послу Вашингтона в Бангкоке Роберту Годеку во время встречи с членами Американской торговой палаты. В рамках мероприятия премьер-министр Таиланда выступил с программной речью перед банкетным залом, где собрались сотни американских топ-менеджеров и инвесторов.
Пока неизвестно, как Соединенные Штаты - и разумеется, Пентагон - рассматривают предлагаемый проект с военной точки зрения, в том числе с точки зрения потенциальной перспективы обеспечения Китая альтернативным судоходным маршрутом в случае возможного конфликта вокруг Тайваня. Понятно, что американский военно-морской флот попытается заблокировать китайские корабли в Малаккском проливе, чтобы оказать экономическое давление на Пекин.
Аналитики в области безопасности и военные эксперты считают, что в случае начала войны за Тайвань Соединенные Штаты могут прибегнуть к блокаде Малакки, направив военные корабли из Сингапура. Те же аналитики и эксперты утверждают, что в случае войны за Тайвань Пентагон может попытаться заблокировать таиландский сухопутный мост со стороны Андаманских островов, что поставит Таиланд в потенциально щекотливое дипломатическое положение.
Почему Китай решил вернуть больших панд в зоопарк США и как это отразится на двусторонних отношениях
В позапрошлом месяце на Всемирном экономическом форуме в Давосе (Швейцария) премьер-министр Таиланда представил план Land Bridge американским, японским и прочим потенциальным инвесторам, включая Султана Ахмеда бин Сулайема, генерального директора Dubai Port (DP) World, логистической компании, базирующейся в Объединенных Арабских Эмиратах.
В результате министр транспорта Сурия Юнгрунгреангкит вскоре планирует отправиться в Дубай, чтобы встретиться с представителями DP, сообщил Среттха. "Ключевым фактором, который заинтересовал инвесторов в этом проекте, является 10-процентная норма внутренней прибыли, которую они получат после завершения строительства Land Bridge", - отметил Сурия.
Китай может увеличить свои позиции на международном рынке за счет использования сухопутного моста, поскольку большая часть его экспорта в Европу в настоящее время осуществляется по более длинному маршруту через Малаккский пролив. Сухопутный мост соединит порт Ранонг, расположенный на юго-западе Таиланда в Андаманском море, с портом Чумпхон на юго-восточном побережье вдоль Сиамского залива.
Пока строители будут прокладывать ровную, гладкую автостраду сквозь скалистые холмы и джунгли для обслуживания двух морских портов, будут возведены железнодорожные станции и вокзалы. На обоих побережьях Таиланда грузовые суда будут заканчивать свой путь, заходить в доки и выгружать грузы на ожидающие их поезда и грузовые автомобили. Затем грузы пересекут Таиланд и доберутся до противоположного побережья, где их вновь перегрузят на корабли, которые повезут их дальше по своим международным маршрутам.
Однако логистика, время и стоимость разгрузки и перегрузки судов для транспортировки товаров автомобильным транспортом уже вызвали ряд критических замечаний в адрес этой концепции. Некоторые эксперты заявили, что она будет нерентабельна для грузоотправителей по сравнению с маршрутом через Малаккский пролив.
Порт Чумпхон, расположенный на восточном побережье Таиланда, находится в непосредственной близости от Восточного экономического коридора (ВЭК), ориентированного на инвесторов и призванного привлечь высокотехнологичные отрасли промышленности. Международный аэропорт У-Тапао и самый оживленный глубоководный порт Таиланда Лаем Чабанг в провинции Чон Бури также находятся недалеко от морского порта Чумпхон на берегу Сиамского залива.
Строительства сухопутного моста через перешеек Кра упирается в тонкую грань интересов США и Китая На снимке: Американский авианосец "Теодор Рузвельт" в водах Малаккского пролива 1 апреля 2018 года. Фотография представлена пресс-службой военно-морских сил США: US Navy.
Сообщается, что компания Dubai Ports является акционером совместного предприятия по строительству контейнерного терминала в Лаем Чабанге. "Правительство реализовало этот мегапроект с учетом текущей геополитической обстановки, поскольку у нашей страны нет конфликтов с другими государствами", - заявил Среттха в парламенте 4 января.
Немного фото проекта Land Bridge