Любовь… От начала времен писатели и философы ломают копья, пытаясь дать определение этому чувству. Предпринимал такие попытки и Куприн — «Гранатовый браслет» одна из них. Теперь и я вставлю свои пять копеек.
Вообще-то, пытаться понять, что хотел сказать своим произведением автор — нередко занятие бессмысленное. Дарья Донцова, в одном из интервью рассказывала, как, будучи школьницей, писала сочинение по повести «Белеет парус одинокий» В. Катаева, и чтобы не ломать голову насчет «авторской задумки» по-соседски подошла к писателю и спросила. Тот ответил, и она написала сочинение, пользуясь его сведениями. И получила двойку — по мнению учителя «писатель имел ввиду совсем не это».
Поэтому не буду строить предположений, а просто выскажу свои взгляды на историю любви, описанную в «Гранатовом браслете».
Но для начала коротко напомню суть
По сюжету, у главной героини, княгини Веры Шеиной есть тайный поклонник, много лет забрасывающий её посланиями, подписанными буквами Г. С. Ж. В очередной раз, на именины, он присылает ей гранатовый браслет. Муж Веры вместе с её братом Николаем отправляются на поиски неизвестного — с тем, чтобы вернуть браслет и поставить точку в этой истории.
Они выясняют имя обожателя — Желтков, приезжают к нему на квартиру и убеждают оставить в покое княгиню. После их ухода Желтков стреляется, об этом пишут в газетах, и о его смерти узнает Вера.
Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться.
— говорит Вере генерал Аносов, прежде чем рассказать два случая из своей жизни, более всего, по его мнению, похожие на любовь. Маниакальных, надо сказать, случая.
Вера, оставшаяся под впечатлением от разговора с генералом, приходит попрощаться с Желтковым и глядя на умершего, внезапно осознаёт, что любовь всей жизни прошла мимо неё.
Но была ли она, любовь?
Я прекрасно понимаю, что кому-то моё мнение покажется жестоким, но всё-таки его скажу: не было никакой любви. Только нездоровая влюбленность экзальтированного парня, даже не знакомого близко с объектом страсти. Это всё равно что «любить» поп-идола. Далекого человека, несоизмеримо выше тебя по статусу, материальному положению, образованию…
Судя по всему, эгоцентризм г-на Желткова не позволял ему влюбиться в горничную или, например, в лавочницу. Иное дело — прекрасная аристократка. Шансов, что она откликнется на его чувства, мало. Почти нет. Но...вдруг? Вдруг она, эта великолепная сиятельная красавица – снизойдет к нему? Ох уж эти сладкие несбыточные грезы!
Заметьте: Желтков безответно влюблён уже много лет. За эти годы жизнь его никак не изменилась — как он был нищ и сир, так и остался. Как сам он пишет в письме:
Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей – для меня вся жизнь заключается только в Вас.
То есть, много лет подряд Желтков забрасывает Веру письмами в нелепой и пустой надежде, что та спустится в его нищету… Но сам и не пробует подняться до её уровня! И это на стыке XIX и XX столетий, во времена возможностей. Много раньше, оборотистые крепостные малограмотные крестьяне создавали целые промышленные империи, владели огромными капиталами, нередко до самой смерти оставаясь холопами! А Желтков — свободный образованный человек живет в клоповнике и лелеет мечты о том, как до него снизойдёт княгиня.
Это насколько же нужно быть эгоистичным? Разве может настоящая любовь — пусть не требовать, но даже и желать страданий объекту своей любви? Ведь обмен лучших условий жизни на худшие —страдания. Погубленная репутация — страдания. И Желтков всего этого желает, пусть и неосознанно. Иначе любил бы княгиню Веру молча, не подавая о себе никакого знака.
Настоящая любовь возвышает — и влюбленного и объект его любви. Настоящая любовь — это огонь души, побуждающий к сильным поступкам и прославлению имени любимого в веках. А не эта низкая жажда обладания… и самоубийство как итог.
Засим прощаюсь.
О любви размышляла Юлия Клыкова.