Найти в Дзене
Книжич

«Любовь должна быть трагедией»? Прочитала повесть Куприна «Гранатовый браслет», делаю вывод

Оглавление

Любовь… От начала времен писатели и философы ломают копья, пытаясь дать определение этому чувству. Предпринимал такие попытки и Куприн — «Гранатовый браслет» одна из них. Теперь и я вставлю свои пять копеек.

Вообще-то, пытаться понять, что хотел сказать своим произведением автор — нередко занятие бессмысленное. Дарья Донцова, в одном из интервью рассказывала, как, будучи школьницей, писала сочинение по повести «Белеет парус одинокий» В. Катаева, и чтобы не ломать голову насчет «авторской задумки» по-соседски подошла к писателю и спросила. Тот ответил, и она написала сочинение, пользуясь его сведениями. И получила двойку — по мнению учителя «писатель имел ввиду совсем не это».

Поэтому не буду строить предположений, а просто выскажу свои взгляды на историю любви, описанную в «Гранатовом браслете».

Но для начала коротко напомню суть

По сюжету, у главной героини, княгини Веры Шеиной есть тайный поклонник, много лет забрасывающий её посланиями, подписанными буквами Г. С. Ж. В очередной раз, на именины, он присылает ей гранатовый браслет. Муж Веры вместе с её братом Николаем отправляются на поиски неизвестного — с тем, чтобы вернуть браслет и поставить точку в этой истории.

Они выясняют имя обожателя — Желтков, приезжают к нему на квартиру и убеждают оставить в покое княгиню. После их ухода Желтков стреляется, об этом пишут в газетах, и о его смерти узнает Вера.

Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться.

говорит Вере генерал Аносов, прежде чем рассказать два случая из своей жизни, более всего, по его мнению, похожие на любовь. Маниакальных, надо сказать, случая.

Вера, оставшаяся под впечатлением от разговора с генералом, приходит попрощаться с Желтковым и глядя на умершего, внезапно осознаёт, что любовь всей жизни прошла мимо неё.

-2

Но была ли она, любовь?

Я прекрасно понимаю, что кому-то моё мнение покажется жестоким, но всё-таки его скажу: не было никакой любви. Только нездоровая влюбленность экзальтированного парня, даже не знакомого близко с объектом страсти. Это всё равно что «любить» поп-идола. Далекого человека, несоизмеримо выше тебя по статусу, материальному положению, образованию…

Судя по всему, эгоцентризм г-на Желткова не позволял ему влюбиться в горничную или, например, в лавочницу. Иное дело — прекрасная аристократка. Шансов, что она откликнется на его чувства, мало. Почти нет. Но...вдруг? Вдруг она, эта великолепная сиятельная красавица – снизойдет к нему? Ох уж эти сладкие несбыточные грезы!

-3

Заметьте: Желтков безответно влюблён уже много лет. За эти годы жизнь его никак не изменилась — как он был нищ и сир, так и остался. Как сам он пишет в письме:

Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей – для меня вся жизнь заключается только в Вас.

То есть, много лет подряд Желтков забрасывает Веру письмами в нелепой и пустой надежде, что та спустится в его нищету… Но сам и не пробует подняться до её уровня! И это на стыке XIX и XX столетий, во времена возможностей. Много раньше, оборотистые крепостные малограмотные крестьяне создавали целые промышленные империи, владели огромными капиталами, нередко до самой смерти оставаясь холопами! А Желтков — свободный образованный человек живет в клоповнике и лелеет мечты о том, как до него снизойдёт княгиня.

Это насколько же нужно быть эгоистичным? Разве может настоящая любовь — пусть не требовать, но даже и желать страданий объекту своей любви? Ведь обмен лучших условий жизни на худшие —страдания. Погубленная репутация — страдания. И Желтков всего этого желает, пусть и неосознанно. Иначе любил бы княгиню Веру молча, не подавая о себе никакого знака.

Настоящая любовь возвышает — и влюбленного и объект его любви. Настоящая любовь — это огонь души, побуждающий к сильным поступкам и прославлению имени любимого в веках. А не эта низкая жажда обладания… и самоубийство как итог.

Засим прощаюсь.

О любви размышляла Юлия Клыкова.

-4