Виктор Григорьевич Глушков — средний брат моего прадеда Льва Григорьевича Глушкова (20.02.1889 – 1920).
Виктор родился в городе Верном (Алма-Ата) 23.03.1883 (по старому стилю — 10 марта) в семье гимназического учителя рисования и чистописания Григория Васильевича Глушкова и его жены Сусанны Васильевны.
Отец будущего учёного — Григорий Васильевич Глушков (24.01.1849–27.05.1919) — был выходцем из семьи удельных крестьян слободы Кукарка Яранского уезда Вятской губернии. Он окончил Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге и в течение 30 лет — с 1877-го по 1907 г. служил учителем рисования и чистописания в мужской и женской гимназиях города Верного (Алма-Ата).
Мать Виктора — Сусанна Васильевна Глушкова, урождённая Преображенская (30.05.1850–26.08.1905) — была из семьи потомственных церковнослужителей города Кашина Тверской губернии.
В гимназии города Верного Виктор учился блестяще. Ежегодно педсовет гимназии отмечал его отличные успехи и примерное поведение. Из класса в класс Виктора переводили без экзаменов с наградой 1-й степени. 30 мая 1901 года состоялось заседание педагогического совета Верненской мужской гимназии, на котором постановили выдать Виктору Глушкову аттестат зрелости с золотой медалью за особые успехи в учёбе.
Летом того же года Виктор приехал в Петербург и поступил в Институт инженеров путей сообщения, где до него уже учились двое его братьев — Николай (1873 года рождения, окончил институт в 1897 году) и Григорий (1876 года рождения).
Учась в институте, в 1903 году Виктор женился на Зине Захарьевне Зиновьевой, с которой был знаком ещё с детства в г. Верном. Из воспоминаний внучки В.Г. Глушкова, Натальи Владимировны Куниной: "Бабушка, Зина Захарьевна Глушкова, родилась в 1882 году. Училась в гимназии в г. Верном (Алма-Ате), где дедушка полюбил её ещё гимназистом и на всю жизнь. Её отец, Захарий Семёнович Зиновьев, был женат на сестре матери М.В. Фрунзе, семья которой жила в Пишпеке. Он рано овдовел, моя бабушка Зина осиротела в три года. Отец дал ей хорошее воспитание: она прекрасно пела, играла на фортепиано, хорошо играла в шахматы и вообще была исключительно деликатной и добросердечной и обладала острым умом".
Брак был заключён в Маньчжурии, где Виктор Григорьевич проходил стажировку, будучи студентом.
В 1904 году появилась на свет первая дочь Виктора Григорьевича и Зины Захарьевны Глушковых — Софья.
В семейном архиве хранится фотография с надписью: "1904 год, Соня", благодаря которой мы сегодня можем не только увидеть, как выглядела эта девочка, но и получить представление о том, какие детские коляски были в ходу в России начала ХХ века.
В 1906 году в семье Виктора Григорьевича и Зины Захарьевны родилась вторая дочь — Любовь.
В 1907 году Виктор окончил институт.
После окончания Института инженеров путей сообщения в 1907 году Виктор Григорьевич был оставлен при институте и направлен в научную командировку за границу для усовершенствования. В течение года (с июня 1907 по июнь 1908 года) В.Г. Глушков побывал в Германии, Франции, Италии, где изучал европейский опыт строительства гидросооружений.
По возвращении в Россию он был назначен заведующим гидравлической лабораторией Мургабских изысканий (река Мургаб, г. Иолатань, Закаспийской области — территория современного Туркменистана).
Вся жизнь Виктора Григорьевича была связана с трудной, ответственной, вовсе не кабинетной работой. Множество раз он выезжал в экспедиции, по нескольку лет жил вдали от центра России. В этих скитаниях всегда вместе с ним были жена и дочери.
С 1910 по 1913 год семья жила в Ташкенте, где Виктор Григорьевич заведовал гидрометрической частью Туркестана.
В течение многих лет Виктор Григорьевич занимался научной работой, участвовал в подготовке плана электрификации (ГОЭЛРО).
Виктор Григорьевич Глушков преподавал в вузах Москвы и Ленинграда. Его перу принадлежит множество научных работ по гидрологии.
Виктор Григорьевич — изобретатель приборов для изучения рек, рационализатор, внёсший более 200 рационализаторских предложений, которые были одобрены и приняты. На фото: далеко не полный перечень этих изобретений и рацпредложений.
На втором фото в этом перечне привлекает внимание пункт № 11 об азбуке. Сначала можно подумать, что речь о какой-то метафоре и имеется в виду азбука освоения гидрологического дела. Перечитала несколько раз. Да нет же, речь об обычной азбуке, о каком-то рационализаторском предложении по улучшению и ускорению "работы по письму в несколько раз". Не перестаю восхищаться этим человеком. За что бы он ни взялся, в любому делу подходил с душой, с интересом. Теперь хочется выяснить, в чём суть этого предложения. Мне как учителю это интересно.
Узнав, что Виктор Григорьевич заинтересовался улучшением азбуки, я задумалась о том, что поспособствовало возникновению этого интереса. Предполагаю, что в 1932 году он учил читать и писать своего первого внука Витю, которому тогда было 5 лет (Виктор Алексеевич Иванов, сын Софьи Викторовны, родился 1 сентября 1927 года). В процессе обучения внука, видимо, у дедушки и возникло желание усовершенствовать азбуку.
***
К середине 1930-х годов Виктор Григорьевич был известным учёным-гидрологом, имел множество научных званий и наград. Интересная работа, крепкая семья, любимая жена и уже взрослые дочери — налаженная жизнь, и ничего, казалось бы, не предвещало потрясений, а тем более трагедий.
Но нельзя рассматривать жизнь отдельно взятой семьи профессора Глушкова в отрыве от событий, происходящих в стране.
25 декабря 1936 года, находясь на отдыхе в санатории Пятигорска, Виктор Григорьевич Глушков был арестован сотрудниками НКВД.
На момент ареста Виктору Григорьевичу было 53 года. Пункт 21 анкеты "Состояние здоровья". Ответ: "Грыжа, болезнь сердца, невроз." Свой 54-й и последний день рождения в марте 1937 года он проведёт в камере следственного изолятора, вдали от родных людей.
Следующий документ свидетельствует о том, что уже на другой день после ареста было вынесено постановление об этапировании арестованного Глушкова "первым отходящим этапом в УНКВД Ленинградской области". Глядя на копии документов из архива ФСБ, нельзя не заметить, насколько тщательно по сегодняшний день сохраняется информация о людях, причастных к аресту.
Следующий документ составлен уже в Ленинграде 10 января 1937 года.
Это постановление об избрании меры пресечения, где Виктор Григорьевич назван активным участником к-р [контрреволюционной] фашистской террористической организации.
17 января в квартире В.Г. Глушкова по адресу г. Ленинград, 13-я линия Васильевского острова. д. 56 кв. 3 был произведён обыск.
Допросы проводились непрерывно, потомкам архив ФСБ выдал лишь несколько копий страниц уголовного дела, которое включает более 200 страниц.
Пункт 19-й "Участие в бандах, к-р организациях и восстаниях". Ответ: "Не участвовал".
В постановлении от 25 января 1937 года утверждается, что "Глушков Виктор Григорьевич, 1883 г.р. ... достаточно изобличается в том, что является руководителем контрреволюционной фашистской организации в Ленинграде и вёл активную борьбу против советской власти".
Всё время, пока велось так называемое следствие, жена и дочери Виктора Григорьевича ничего не знали о его местонахождении. Сейчас не представляется возможным узнать подробности о его мучительных последних месяцах жизни. Документы из дела представлены архивом избирательно.
По делу они проходили вдвоём с ещё одним сотрудником Гидрологического института. ФИО подельника в документах скрыты. Можно только догадываться о том, что происходило с Виктором Григорьевичем с января по май 1937 года. Обвинительное заключение на восьми страницах было готово 21 мая 1937 года.
А вот и третья страница, в которой стоит обратить внимание на последний абзац: "Глушков лично вербовал участника фашистской организации ... в качестве физического исполнителя террористического акта над тов. СТАЛИНЫМ".
Обратим внимание на последнюю фразу перед конечной формулировкой обвинения: "Вредительская деятельность организации нанесла ущерб государству в размере 18 миллионов рублей".
Вспоминается в этой связи личный листок В.Г. Глушкова — "особо отличившегося на фронте социалистического строительства". Документ составлен в конце 1933 года.
Здесь стоит внимания пункт № 17.
"Сколько принято из внесённых Вами рационализаторских предложений, их краткое содержание и экономическая эффективность".
Ответ: "Свыше 100, новые приборы, новые методы, новые формулы и зависимости в области гидрологии механических анализов ... Экономия от 10 до 20 мил. рублей".
Что тут скажешь... Надо же, как умело маскировался "враг народа", "вредитель", "руководитель контрреволюционной организации"!
Страница 5-я не касалась В.Г. Глушкова, видимо, там речь шла о его "подельнике". А вот страница 6-я. Это обвинение Виктора Григорьевича. Во всех преступлениях, на которые хватило фантазии энкавэдэшников.
"Признал себя виновным в том, что создал фашистскую организацию, осуществлял вредительство и пропагандировал террор против руководителей страны". Какие пытки должен был вынести больной 54-летний человек, чтобы признать это?
Дело было направлено в Военную коллегию Верховного суда СССР "для рассмотрения в порядке закона от 1 декабря 1934 года". Речь идёт об этом Постановлении ЦИК СССР.
Естественно, Виктор Григорьевич понимал, что после таких обвинений жить ему осталось недолго. А семья по-прежнему ничего не знала о нём.
Приговор был вынесен 22 мая 1937 года выездной сессией Верховного суда СССР (состав судей до сих пор не разглашается — на первой и последней страницах приговора все фамилии скрыты).
Приговор написан от руки, и почерк не везде разборчивый. Поэтому не вижу особого смысла приводить все страницы.
Виктор Григорьевич Глушков и человек, проходящий с ним по одному делу, оба были приговорены к высшей мере наказания — расстрелу.
Приговор был приведён в исполнение на следующий день — 23 мая 1937 года. Место захоронения Виктора Григорьевича неизвестно.
Так отплатила Родина одному из лучших своих сыновей, патриоту не на словах, а на деле, человеку, который в смутные годы революции и Гражданской войны не эмигрировал, а остался на своей земле, со своим народом, и всю жизнь трудился на его благо.
Кто-то скажет: "Время было такое. Подобных судеб — миллионы". Да. Но от этого раздумья о судьбе одного человека не становятся менее горькими.
7 марта 1956 г. В.Г. Глушков был посмертно реабилитирован военной коллегией Верховного суда СССР.
18 августа 1937 года как член семьи изменника Родины была арестована жена Виктора Григорьевича — Зина Захарьевна Глушкова. Она была приговорена к пяти годам исправительно-трудовых лагерей. Отбывала срок в Томско-Асинском ИТЛ (ТОМАСИНлаг, Томская область) и в Сибирском ИТЛ (СИБлаг (ранее Сибулон), Новосибирская область). Реабилитирована 14 декабря 1956 года Ленинградским городским судом.
Зина Захарьевна до конца своих дней не могла примириться с мыслью о смерти мужа. Из воспоминаний Натальи Владимировны Куниной, внучки: "Её арестовали как жену "врага народа" в 1937 году и продержали 5 лет в сибирских лагерях, конфисковав всё имущество, квартиру, огромную дедушкину библиотеку. После реабилитации ей дали комнату... Всю жизнь, до самой смерти (13.09.1973) бабушка постоянно и неизменно ждала своего Витю".