Найти тему
Кириллица

Почему Владимира Крестителя похоронили по языческим традициям

В биографии святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси, за давностью лет и скудостью источников, есть много неясного. В числе таких странностей, не имеющих единодушного объяснения, находится и странный обряд его похорон, как он описан в летописях.

Погребение в сенях

Конечно, везде можно прочесть, что тело князя Владимира покоится в саркофаге в основанной им Десятинной церкви. Но это уже как бы повторное его погребение. А первоначально его похоронили в сенях княжеского дома в Берестове!

Вот как по летописям описывает Карамзин эту процедуру: «Ночью выломали пол в сенях, завернули тело в ковёр, спустили вниз по верёвкам и отвезли в храм Богоматери». Карамзин объяснял это тем, что придворные не хотели придать огласке смерть князя прежде, чем его сын Борис, находившийся в походе на печенегов, возвратится в Киев. Они-де опасались, что другой сын, Святополк, узнав о кончине отца, быстро примчится в Киев, чтобы захватить престол.

Но это известие явно опровергается другими, тоже летописными. Святополка – старшего из своих живых сыновей – Владимир незадолго до этого лишил права на наследование великокняжеского престола и даже посадил в тюрьму. Однако самый факт, что к моменту кончины Владимира он был свободным, показывает, что отец простил ему его вину. Кроме того, кончину Владимира совершенно не удалось удержать в тайне, и Святополк вокняжился в Киеве с явного согласия и сочувствия если не всего народа, то какой-то его части. А главное – его младший брат Борис безоговорочно признал права Святополка.

Так что если первичные похороны Владимира в сенях и были политическим ухищрением, то каким-то очень уж странным и, главное, бесполезным.

Дух домохозяина должен охранять дом и его обитателей

Однако описанное действие – разламывание пола в сенях и опускание покойника в образовавшийся подпол – в точности повторяет древний славянский погребальный обряд, очень распространённый в языческие времена. Про него пишет чешский славист Любор Нидерле в своём знаменитом труде «Славянские древности».

Часто встречается заблуждение, что языческие славянские похороны – это сожжение в ладье с обильными жертвоприношениями (включая человеческие), которое подробно описал арабский путешественник ибн-Фадлан, видевший такие похороны в Волжской Булгарии в 922 году. Однако ибн-Фадлан описывал похороны знатного руса! А русы и славяне – исходно не одно и то же. Причём русы, правившие в Киеве, ещё до конца 10 века полностью ославянились, поскольку их князья стали носить славянские имена: Святослав, Ярополк, Владимир...

Древнейшим погребальным обычаем славян (как и многих индоевропейских народов) было захоронение покойника, если это был глава семьи, в самом доме. Точнее, под домом. Считалось, что таким образом на доме и его обитателях постоянно пребудет покровительство умершего великого предка.

При этом ни в коем случае не полагалось выносить покойника из сеней, так как вместе с телом его дух покинет дом и может обратно уже не зайти. Чтобы сохранить дух умершего в доме навсегда делался пролом в полу сеней, под которым выкапывалась яма, куда и опускалось тело усопшего.

Почему могила делалась именно в сенях, а не под жилыми помещениями – догадаться тоже нетрудно. Дело не в каких-то гигиенических воззрениях древних славян, а в поверье, что дух домохозяина тем самым надёжнее охранит жилище. Сени, наряду с очагом, были одним из сакральных мест в доме.

Языческо-христианское двоеверие

Нидерле пишет, что «древний обычай хоронить мёртвых возле дома или в самом доме у славян исчез в конце языческого периода; свидетельств этого обычая, по крайней мере, археологических, мало». Однако ни один обряд, как правило, не исчезает сразу и полностью, он обычно трансформируется во что-то другое. Прекращение постоянных погребений под сенями у славян было вызвано распространением христианства и взаимным компромиссом двух религиозных традиций. Обязательно следовало воздать должное обычаям предков. И ни в коем случае не выносить покойника из сеней!

Прежде, чем окончательно похоронить князя Владимира по-христиански, его сначала похоронили в привычных русских традициях. Его захоронение под сенями было временным, символическим. Более того, после принятия христианства символическое соблюдение старого погребального обряда должно было на какое-то время приобрести у славян особое значение. Ведь прежние языческие боги никуда не делись. Согласно новым, христианским воззрениям, они заняли место «демонов». А их надлежало умилостивить, а то мало ли что... Все суеверные жесты, которые мы и по сей день повторяем, часто не задумываясь – плевки через плечо, стук по дереву и т.д. – имеют в своей основе такую же попытку задобрить нечистую силу.

Так что князя Владимира похоронили дважды – сначала по языческому обряду, потом по христианскому. Одно другому не противоречило. Это явление, названное историками «двоеверием», вплоть до Батыева нашествия определяло культуру русских. И после Владимира, например, до 12 века включительно, многих русских князей клали в могилу в санях – ещё один пережиток языческих культов.