ЯЗЫЧЕСТВО - ЭТО НЕ ОТКАТ К ДРЕВНИМ УСЛОВИЯМ БЫТА, А ВОЗВРАТ К СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ, КОГДА ЧЕЛОВЕК ГОВОРИЛ С БОГАМИ НА "ТЫ".
Дива-Додола (Додола, Перуница, Богиня-Молния) – славянская Богиня Грозы и Небесной Влаги. Богиня Дива-Додола стала женой Перуна. В славянских мифах её упоминают как верную спутницу Бога Грозы. Во время грозы Перун посылает молнии, а Дива-Додола – небесную влагу, необходимую для плодородия земли. Кроме того, Диву-Додолу почитают как одну из Богинь Лета, которое начинается с первыми грозами, и молодости. Особенно часто Богиня становится покровительницей молодых девушек.
Славяне обращались к Диве-Додоле с просьбами о дожде. По традиции, обратиться к славянской Богине Грозы могли только её жрицы – юные девушки. Они танцевали в белых одеждах, подносили Богине требы, и Богиня Дива-Додола всегда отвечала на их просьбу. Часто саму Диву-Додолу представляют красавицей, которая всегда ходит в обществе своих подруг-жриц.
Славянская Богиня Дива-Додола — дочь Дыя, одного из старейших Богов. Когда-то Дый был Богом Ночного Неба, именно тогда у него и Дивии - Богини Луны, родилась красавица Дива-Додола. Со временем Дый стал Богом Богатства – скрытным и неуступчивым. Возможно, на него похожа некоторыми чертами характера гордая и своевольная Богиня Грозы. Но, в отличие от Дыя, стремящегося скопить богатства, Дива-Додола легко делится небесной влагой с людьми.
Дива-Додола стала женой Перуна, Бога Грозы, хотя она нравилась и другим славянским Богам. От Перуна она родила дочь Девану - Богиню Охоты. Есть у Дивы-Додолы и сын с Велесом, Богом Трех Миров – это Ярило, Бог Весеннего Солнца и Страсти.
Атрибуты Богини Дивы-Дадолы: Явление природы – молния, Растение – ландыш (в других вариантах – подснежник), Треба (подношение) – ленты, венки, цветы, хлеб, мак.
В обрядах к Диве-Додоле обращаются с просьбами о дожде, чтобы земля дала урожай. Девушки обращаются к Диве-Додоле и с просьбой завершить период одиночества и встретить суженого. 2 февраля – Громница. День, когда впервые встречаются Лёля-Весна и Морена-Зима. Богиня Грозы Дива-Додола и Бог Грозы Перун помогают Весне победить. В этот день впервые в году можно увидеть молнии и услышать гром.
Ярило (Яровит, Ярый Вихрь, Ярый Бог, Волчий пастырь) – славянский Бог Весеннего Солнца, почитаемый славянами как Бог Плодородия и страсти, умелый воин и первый земледелец. Ярило почитают как Волчьего пастыря. Пастухи обращаются к Богу Ярило с просьбами защитить домашний скот от диких зверей. Земледельцы обращаются к Ярило во время праздника первой борозды. Чтят его и воины. Можно сказать, что славянский Бог Весеннего Солнца почитаем всеми. Вместе с Ярило приходит возрождение земной жизни, пробуждение чувств, приток сил. Именно Ярило приводит к людям Лёлю - Богиню Весны в день весеннего равноденствия.
Ярило — Бог Весеннего солнца, сын Велеса - Бога Трех Миров, и Дивы-Дадолы, Богини Небесной Влаги. Славянские мифы рассказывают, что Бог молодой страсти и рожден был именно от неожиданных сильных чувств. Когда-то Велесу понравилась красавица Дива Додола, но своенравная Богиня предпочла ему Перуна-Громовника. Тогда Велес превратился в волшебный ландыш, который Богиня Дива Додола увидела и не удержалась, понюхала волшебный цветок. Так и появился юный Бог Весеннего Солнца. От своего отца Велеса Ярило перенял мужскую силу и способности к оборотничеству. Поэтому Ярило стал покровителем волков, Волчьим пастырем. От матери Дивы Додолы он перенял привлекательность и живой характер, потому Ярило почитают Богом Страсти.
Атрибуты Бога Ярило: Животное – волк, заяц, Геральдика, предметы – колос, венок, ветка с молодыми листьями, Треба (подношение) – блины, зерно, каша, пироги, яйца, мёд.
Славянскому Богу Ярило посвящено несколько праздников: 20-21 марта (дата меняется в разные годы) – Весеннее Солнцестояние, Ярило приводит в мир Яви Лёлю-Весну, 23 апреля – Ярилин день, мужской праздник, день первой борозды, 18 августа – Хорояр, день Хорса и Ярило, праздник лошадей.
Очень важную, но неоцененную многими, работу выполняют Боги Нави: Чернобог разрушает то, чему в мире Яви больше нет места. Другие славянские Боги мира Нави тоже существуют для того, чтобы не давать миру остановиться в развитии. Кроме того, именно Навные Боги охраняют мир мертвых и стоят на границе между упорядоченным миром и хаосом. К славянским Богам Нави относим Морену, Кощея, Вия. Даже Славянский Бог Зимнего Солнца Коляда большую часть времени проводит в мире Нави.
Бог Вий (или как еще его именуют – Ниам) — это Бог славян, которого воспринимают Хранителем Душ, ушедших в Навь. В позднем представлении эта божественная Личность предстает в качестве некоего мифического существа с опущенными до земли веками. Коли вилами ему веки поднять, то ничто более не сокроется от Виева Ока. По имени славянского Бога Вия на древнем славянском языке называют ресницы у людей – вии. В легендах Вия представляют неоднозначно, с противоречивым характером.
Славянский Бог Вий считается старейшим Богом, сыном Рода. Он появился на свет вместе со своим братом-близнецом, имя которому Род Прародитель Дал – Дый. Несмотря на то, что славянский Бог Вий является тёмным Богом, тем не менее, Он частенько посматривает на светлую Правь, стремясь жить по ее законам. Мудрые люди, зрящие в глубину, спокойно воспринимают порою странное поведение Вия. Помнят они о некоем тайном значении появления Вия для Миров, в том – замысел Рода, ведомый до конца лишь Ему.
Древние предки славян ведали о страшном могуществе Вия – одним только взглядом он способен уничтожить не только человека, но и целые города или деревни. Одно радует, этот тяжелый взгляд тщательно скрывают густые брови да низко опущенные веки. Древний Север доныне хранит еще в памяти понимание того, что Вий Бог славян делает полезное дело в Пекле – душам там помогает очищаться. После очищения душа может далее продолжить свой путь. Возвращаться надобно душе в свой Род, откуда пришла. Посему с почтением славяне относились к Вию, чтили Его за помощь душам в их возрождении.
Атрибуты Бога Вия: Животное – лохматая чёрная собака с нависшими веками. Геральдика, предметы – бич, Треба (подношение) – костёр и мешочек с шерстью для сжигания.
В магических обрядах избегают специально звать Бога Вия, обращать к нему обряды. Суров этот Бог и не любит, когда его тревожат. Он — хранитель Магии, но не раздаёт её понапрасну. Но за оберегом Бога Вия силу знают — уберечь в Яви от неправедных поступков. Те ведающие, которые ходят между Мирами, непременно знак Бога Вия с собой берут, как помощника и защитника. Ведь Вий – древний Бог магии, который обучал самого Велеса!
Древние предки славян отдельных праздников Богу Нави не посвящали, ведь они проживали все-таки еще в Мире Яви. Разве что, когда провожали усопших, могли обратиться к Батюшке Вию за помощью, чтобы встретил умершего родственника честь по чести, да вымыл хорошенько, выжег из него всё недоброе. Просили так с полной уверенностью, что вскоре воплотиться родич их обратно в Роде своем. Всем на радость и веселие придёт с чистой душой.
В славянской мифологии Кощей Бессмертный занимает особое место как воплощение зла и могущества. Считается, что он является младшим сыном Чернобога и господствует в мире Нави. Есть также версия, что его корни уходят к божеству Карачуну, ассоциируемому со смертью и холодом (в современной культуре прототип Деда Мороза). Кощей известен своей мудростью, коварством и жестокостью. Он владеет способностью управлять душами умерших, принимать любой облик и быть вездесущим. Наиболее распространенное его изображение — высокий, худощавый старик с длинными седыми волосами и суровым лицом. Несмотря на свои многочисленные способности к метаморфозам, Кощей чаще всего принимает облик ворона.
Кощей обладает несравненной силой и мастерством в военном искусстве. Его умение владеть мечом и шпагой делает его непобедимым в бою. Его верный конь, находящийся между живыми и мёртвыми, и колдовские доспехи усиливают его могущество. Символами его власти служат череп и клиновидный меч. Несмотря на свою могущество, у Кощея есть уязвимое место. Согласно легендам, его жизненная сила заключена в яйце, символизирующем суть мироздания. Это яйцо хранится в цепочке объектов, включая утку, зайца и сундук, который, в свою очередь, находится на дубе на мистическом острове. Кощей часто действует через других. Он управляет мёртвыми духами, направляя их на своих врагов. Попав в его царство, человеку практически невозможно выжить. В этом контексте Кощей напоминает греческого Аида, властелина подземного мира.
Славянская культура насчитывает множество верований о жизни после смерти. По убеждениям славян, после смерти души отправляются из мира Яви в Навь, загробный мир, где главенствует Кощей. Дорогу в Навь преграждает Калинов мост, охраняемый трехглавым змеем. Именно здесь происходят битвы между добрыми и злыми силами, последние из которых стремятся проникнуть в мир живых. Души умерших имеют возможность перерождаться, принимая облик человека, животного или даже растения. Верования гласят, что души предков могут возвращаться в мир живых благодаря рождению потомков. Отсюда и особое значение сохранения рода: если он прерывается, душа может переродиться в растение или животное. Кощей и Морена, выделяются как главные фигуры, связанные со смертью. Кощей, известный благодаря народным сказкам как злодей, в действительности является повелителем Нави.
Троян (иногда встречается написание имени Траян) – славянский Бог Знахарства и Траволечения, однако, иногда к нему обращаются не только для выздоровления. Трояна почитают Богом, который может помочь найти неожиданное разрешение ситуации, но для обращения к нему и от человека потребуется готовность к смелым действиям. Выходит, что к славянскому Богу Целительства можно обратиться для «исцеления» ситуации, но чаще всего к Трояну обращаются именно для возвращения здоровья.
Троян – неоднозначный Бог. В его характере проявились некоторые черты Велеса, Бога Трех Миров, ведь, согласно славянским мифам, Велес – отец Трояна. Славянские легенды рассказывают, что Троян был рожден земной женщиной, а отцом его был Бог Велес. Велес долгое время бродил по миру Яви, знакомясь с людьми, узнавая их нужды, и в одной деревне остановился в доме, где жили семь братьев и одна сестра. Девушка понравилась Велесу и гость полюбился ей, так и сыграли свадьбу. Спустя некоторое время родились сразу трое детей: две девочки и мальчик. Мальчика назвали Трояном, значит, рожденным третьим. Троян был рожден человеком, хоть и сыном Бога.
Когда Род-Творец призвал Бога Велеса в мир Прави, пришлось ему раскрыть свою тайну перед женой. Тогда решили дочерей оставить с матерью, а Трояна, проявлявшего интерес к учению, отдали в ученики Китоврасу, Богу Мудрости.
Атрибуты Бога Трояна: Животное – бобер, Птица – цапля, Геральдика, предметы – братина, ковш или чаша, Треба (подношение) – целебные травы и отвар из них, молоко, цветы, хлеб.
Как и другие Боги, Троян помогает тем, кто схож с ним характером. Потому, прежде всего, Троян покровитель лекарей, целителей, стремящихся к знаниям, ищущих способы исцеления болезней, стремящихся помогать людям. Но тот, кто выбрал покровителем Трояна, может быть занят и другим делом, если такой человек ценит знания и стремится достичь многого собственными трудами. Тот, кому близок Бог Троян, часто немногословен, не любит объяснять свои решения, действует быстро, даже если окружающие не согласны с его способом действий. Благодаря своим знаниям и умениям, решения такой человек принимает удивительно верные, но сложный характер мешает ему работать вместе с другими людьми. Вместе с тем, человек это очень надежный, скромный, не любящий много говорить о себе, но славящийся делами. Те, кому близок Бог Троян, ценят дружбу, всегда готовы помочь близким. К такому человеку часто обращаются за советом, зная, что он умеет видеть все детали ситуации и может принять верное решение. К Трояну обращаются в славянской магии для исцеления от болезней, возвращения здоровья. В обрядах знак Трояна может использоваться и для поиска верного решения проблемы.
Коляда – Бог Молодого Солнца, Бог Зимнего Солнца, рожденный в ночь зимнего солнцеворота, в самую длинную ночь года. По поверьям, перед Колядой наступает Карачун — ночь, когда старое солнце умирает. Бога Коляду славяне почитают как Бога Волхвов, принесшего мудрость, воплощение Вышнего Бога, Бога, направляющего людей по дороге Прави. С его приходом связывают не только свет солнца, которое начинает прибывать после Зимнего Солнцестояния, но и свет мудрости, знаний.
Согласно славянской мифологии Бог Коляда рожден Майей-Златогоркой, первой супругой Даждьбога. Майя-Златогорка ушла в Навь, не выполнив своего предназначения, не родив ребенка, который станет новым воплощением Вышнего Бога. Тогда Род-Творец попросил Макошь изменить судьбу Златогорки, Вий дал разрешение на время вернуть её душу в мир Яви, а Велес принес Даждьбогу кольцо, способное повернуть время вспять. Так вместе Боги всё уладили, чтобы мог появиться на свет Коляда, Бог Молодого Солнца.
Майю-Златогорку Боги спрятали в пинежских пещерах, чтобы силы Хаоса не помешали ей родить Бога Молодого Солнца. Помогала Златогорке Жива, Богиня Лета. В свой срок родила Златогорка двух детей: Коляду, Бога Зимнего Солнца и Авсеня, Бога Осеннего Солнца. Так и повелось с тех пор, что всюду следуют они друг за другом.
Когда пришла пора Майе-Златогорке вновь уходить в Навь, её детей Коляду и Авсеня передали Хорсу, Богу Солнечного Диска. Так и вырастил Хорс вместе со своей женой Зарей-Заряницей двух юных солнечных Богов.
Атрибуты Бога Коляды: Явление природы – Зимнее Солнцестояние, Геральдика, предметы – бадняк (сухое дерево или пень, сжигаемое на праздник Коляды), изображение солнца, Треба (подношение) – козули (особое обрядовое печенье, которое выпекают к празднику Коляды), зерно, каша.
Зимнее Солнцестояние – время рождения Коляды, Бога Молодого Солнца. Зимнее Солнцестояние – плавающая дата, приходится на 20-22 декабря. Всегда можно узнать точную астрономическую дату и время праздника. Традиционно в ночь Солнцестояния праздновали Коляду только волхвы. Миряне празднуют Коляду 25 декабря, когда Зимнее Солнце уже начинает прирастать.
Я благодарю электронное издание Энциклопедии Славянских Знаний в предоставленных материалах.