Найти тему
Наталья Коойман

Город, где каждому положено было по жене, да не по одной.

Идея построить государство, в котором не будет несправедливости, каждый гражданин будет немножко рулевым, а доходы распределяются по-честному, родилась не вчера.

Одним из таких коммунистических экспериментов в далеком Средневековье стал наикрасивейший немецкий город Мюнстер. А случилось это из-за двух голландцев, возомнившими себя мессиями.

-2

В 1509 году в голландском городе Лейден родился мальчик. Был он незаконным сыном деревенского старосты и его служанки. Назвали младенца Ян Бокелзон. Как это часто бывает, унижение, вызванное статусом бастарда, заставило юношу искать справедливости революционным путем.

В один прекрасный день судьба свела Яна с другим Яном. Ян Матис- булочник из Харлема метался из одного религиозного течения в другое и нигде не приживался надолго, пока не прибился к анабаптистам. Анабаптистами называли себя христиане, которые считали недействительным свое крещение в младенчестве и крестились заново в сознательном возрасте. Их еще называли "перекрещенцы".

Два Яна встретились в Амстердаме, где Матис, объявивший себя пророком Божиим Энохом, выступал с революционными речами о царстве всеобщего равенства и братства. Его пламенные речи пали на благодатную почву и Ян из Лейдена стал его самым преданным последователем.

В феврале 1534 года "пророк" , прихватив своего "апостола", которого к тому времени стали величать Иоанном Лейденским, покинули Голландию и отправились в Мюнстер, где их поджидал единоверец Бернт Книппердоллинг. Троица с многочисленными членами их секты захватили город и объявили его Мюнстерской коммуной.

-3

Несогласным было сказано: «Кто пожелает покреститься второй раз, милости просим. А ежели нет -ворота открыты. Но все движимое и недвижимое имущество теперь общее и принадлежит горожанам». Захват "перекрещенцами" власти вознес Яна Матиса на вершину харизматического лидерства. Многие устремились в Мюнстер, посмотреть как оно живется в равноправии и город быстро стал убежищем преследуемых и обиженных.

Изгнанный епископ Мюнстера не смирился с потерей города и началась 14-месячная осада. Мюнстер был хорошо укреплен, запасов продовольствия было вдоволь. Нормально всё. Хорошо сидим. На одной из таких посиделок после нескольких кубков вина на Яна Матиса снизошло видение, что он должен выйти за стены города и рассеять вражеское войско, как Самсон в ветхозаветные дни. Видение было ложным. Лидера перекрещенцев и его двенадцать товарищей банально зарубили епископские ландскнехты.

Упавшее знамя подхватил Иоанн Лейденский. Объявил себя царем Иоанном I, окружил свою персону 12 старейшинами и править стал жестко. Приказал сжечь все книги, включая Библию и отменил деньги. Все попытки сопротивления пресекались казнью. А однажды и вовсе заявил, что отныне каждый мужчина должен иметь не одну жену, а несколько, потому что женщин в городе больше мужчин. Сам царь обзавелся аж шестнадцатью женами.

Во время осады города, одна из жен Элизабет Вандшерер посмела упрекнуть государя, что в то время пока общественность экономит еду, двор живет в роскоши. Бросив на стол,. подаренные цацки, она сказала, что уходит к маме. К маме никто Элизабет не отпустил, конечно же, её вывели на рыночную площадь и супруг собственноручно лишил её головы.

Как и в любом обществе, у царя была оппозиция, которая открыла ворота и впустила в город войско епископа. 22 января 1536 года в Иоанн Лейденский и двое его близких соратников были казнены. Их растерзанные тела поместили в клетки и подняли на башню церкви святого Ламберта.

-5

Псевдокоммунизим просуществовал в Мюнстере чуть больше года, а клетки можно увидеть по сию пору, что удивительно, учитывая, что 90 процентов зданий в городе были уничтожены во время войны.